Создание Главного управления налоговых расследований при Госналогслужбе РФ




Лет ФСНП РФ. Об истории создания и развития налоговой полиции на Дальнем Востоке. Виктор Иванович Пархоменко. (Часть 1)

Об истории создания и развития налоговой полиции на Дальнем Востоке -от первого до последнего дня -рассказывает заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции России - начальник Главного управления ФСНП по Дальневосточному федеральному округу, генерал-лейтенант налоговой полиции, Почетный сотрудник налоговой полиции, Заслуженный юрист Российской Федерации Виктор Иванович Пархоменко

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации существовала короткий период, особенно по историческим меркам, но твердо и уверенно заявила о себе как об активной составной части сил обеспечения экономической безопасности государства.

Каждый год был заметной вехой на пути становления и развития молодой правоохранительной структуры. Если чего и хватало с избытком, так это трудностей. Сегодня, оглянувшись назад, можно вспомнить, как создавалась налоговая полиция в Дальневосточном регионе.

Создание Главного управления налоговых расследований при Госналогслужбе РФ

Основным государственным инструментом регулирования экономических отношений и тенденций является налоговая политика. Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.

В настоящее время налоговая система России содержит методы и средства, апробированные мировой практикой и являющиеся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению данных функций — прерогатива Государственной налоговой службы Российской Федерации (в настоящее время — Министерство РФ по налогам и сборам), которая была образована в соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 года «О Государственной налоговой службе РСФСР». Качество ее функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны, направление развития предпринимательства и уровень социального обеспечения граждан.

В число задач нового органа входило осуществление регистрации и учета всех налогоплательщиков — юридических и физических лиц, контроль за соблюдением налогового законодательства, взимание налогов и перечисление их в бюджет государства, сбор недоимок и штрафов с нарушивших налоговое законодательство предприятий.

Молодая контролирующая структура государства в короткий срок сумела наладить порученное ей дело. Однако в процессе дальнейшей работы выявленные факты налоговых нарушений показали, что практика применения только лишь контролирующих полномочий не способна обеспечить законопослушание налогоплательщиков и реальное пополнение доходной части бюджета. Положение усугубили глубокие кризисы в банковской сфере, рост взаимозадолженности предприятий, проблемы с выплатой пенсий и заработной платы.

Переход к рынку породил целый комплекс новых для экономики России проблем, в том числе связанных с кардинальным изменением характера взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. Реформа 1991—1992 г.г. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги станут наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.

Но вскоре остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от уплаты налогов. По ориентировочным данным российской налоговой службы потери бюджета от сокрытых доходов составляли не менее 40%. У каждого пятого учтенного налогоплательщика выявлялись грубые нарушения налогового законодательства. Это не только уменьшало доходную часть бюджета, но и в связи с тем, что значительная часть скрываемых доходов оседала в криминальном секторе экономики, способствовало росту преступности. С этим необходимо было бороться как экономическими методами, так и средствами, которыми владеют правоохранительные органы, в том числе — уголовно-правовыми.

Логика законодателя понятна: если экономика становится рыночной, если легализованы частная собственность и предпринимательство, то нужен жесткий контроль за уплатой налогов. Отсюда и существенное усиление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства. В новых условиях появляется понятие «налоговое преступление», означающее наиболее опасное нарушение налогового законодательства, в результате которого в бюджет не поступают денежные средства, необходимые государству для осуществления его полномочий. Таким образом, объектом посягательства налоговых преступлений является правильное функционирование налоговой системы государства.

Налоговые преступления представляют повышенную сложность в расследовании, что определяется их спецификой. Однако, как показывает практика, преступные нарушения налогового законодательства могут и должны успешно расследоваться.

Государству стало ясно: заставить уважать налоговое законодательство, обеспечить его неукоснительное исполнение всеми без исключения гражданами возможно, лишь имея специальную силовую структуру, наделенную правоохранительными полномочиями. Из всех мер противодействия в качестве первоочередной встала проблема организации выявления, предупреждения и пресечения фактов нарушений налогового законодательства, обеспечения защиты и безопасности работников налоговых органов, и в целом — экономической безопасности государства.

Этим заниматься было поручено новой силовой структуре, созданной при Государственной налоговой службе Российской Федерации.

18 марта 1992 года вступил в силу Указ Президента России № 262, которым предписывалось:

1. Создать при Государственной налоговой службе Российской Федерации Главное управление налоговых расследований (ГУНР).
2. Укомплектовать его прикомандированными офицерами Министерства безопасности, МВД и военнослужащими Вооруженных Сил.
14 июля 1992 года Президентом РФ было подписано распоряжение, согласно которому Министерству безопасности РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ предписывалось прикомандировать до 4500 офицеров и прапорщиков для формирования структур ГУНРа (соответственно 450, 560 и 3490 человек).

За прикомандированными были сохранены выплаты должностных окладов, окладов по воинским (специальным) званиям, надбавки за выслугу лет, компенсация стоимости продовольственного пайка, а также другие льготы, предусмотренные для военнослужащих и лиц начальствующего состава приравненных к ним правоохранительных органов.

С июля по декабрь 1992 года начальники государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации Дальневосточного региона издавали приказы о создании управлений налоговых расследований при своих ведомствах.

Новые структуры создавались практически на пустом месте. Остро стояла проблема размещения сотрудников территориальных подразделений налоговых расследований. Катастрофически не хватало помещений. Ютились в кабинетах, арендованных у администраций краев и областей, в госналогинспекциях, в зданиях бывших детских садов. Отсутствовали технические средства, не было транспорта и средств связи. Практически никто из первых сотрудников не имел опыта работы в сфере раскрытия налоговых преступлений. Но трудности не пугали. Все были уверены: трудности преодолеем и новой структуре быть. К концу 1992 года в Дальневосточном регионе были созданы 8 территориальных управлений налоговых расследований. Последним, в марте 1993 года, был образован отдел в самой дальней территории России — на Чукотке.

Когда создавалась налоговая полиция, четко продумывалась ее организационная структура. Во главу угла сразу была поставлена оперативная составляющая, призванная обеспечить оперативно-розыскную деятельность в налоговой сфере.

Именно оперативники находятся на острие борьбы с налоговой преступностью. Их первостепенная задача — раскручивание хитроумных «ходов» ушлых бизнесменов, которые правдами и неправдами стремятся скрыть от государства истинные размеры полученных доходов и не платить с них налоги. Если говорить юридическим языком, то это звучит как выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

В основе данного рода противоправных деяний — деньги и немалые. Если за проверку какой-либо коммерческой структуры берутся сотрудники налоговой полиции, то речь, как правило, идет о сокрытых сотнях тысяч, а то и миллионах рублей, расставаться с которыми добровольно никто не желает.

Первыми штатными расписаниями управлений налоговых расследований в первую очередь предусматривалось формирование оперативных подразделений.

У истоков их создания в регионе стояли бывшие оперативники органов внутренних дел и госбезопасности: Е.Е. Марков, А.Ю. Экаев, Б.Н. Сидоров, С.И. Константинов, А.Т. Гуляев, В.В. Борисов (Республика Саха (Якутия), А.И. Ролик, С.С. Юнак, И.П. Шокарев (Приморский край), А.В. Чепурных, В.Д. Куклин, А.П. Клышников, О.С. Арескин, С.А. Вострецов, В.Н. Буркалов, А.В. Архипов, В.Ф. Григоренко, Ю.В. Ермилов, Г.И. Иваненко (Хабаровский край), В.Б. Кикоть (Амурская область), В.В. Кривич, В.Ф. Мищенко, А.Н. Бучнев, С.О. Даниленко (Камчатская область), П.И. Шоломицкий, Ю.А. Гапеев, И.В. Стилигин, ИД. Дмитриев (Магаданская область), В.К. Денисов, И.С. Максимов, В.В. Караман, А.В. Ткачук (Сахалинская область), АД. Сарычев, П.И. Климов, В.Б. Пастушенко (Еврейская автономная область), А.Ф. Светличный (Чукотский автономный округ) и многие другие.

Специфика налоговых расследований такова, что это очень долговременный процесс. Иногда уходят месяцы, чтобы детально разобраться в коммерческих делах какой-нибудь фирмы. Клиенты налоговой полиции — это особая категория людей. Их называют «белые воротнички». Чтобы выявить и задокументировать правонарушение, необходимо собрать массу информации о том, какие применяются способы ухода от налогов, кто эти схемы составляет, где находятся документы, подтверждающие нарушения, в каких бухгалтерских проводках, каких компьютерах и где эти компьютеры находятся.

На первых порах органам налоговых расследований явно не хватало оперативного опыта. В работе превалировали контрольно-инспекционные методы работы, больше свойственные налоговым органам.

В интересах обеспечения квалифицированной помощи оперативному составу в структуре оперативной службы были созданы контрольно-ревизионные подразделения. Затем они стали самостоятельными и носили разные названия — подразделения налоговых проверок, оперативного документирования налоговых правонарушений, а в последнее время — подразделения документальных проверок. Но как бы они не назывались, их главной задачей было и остается выявление фактов нарушений налогового законодательства.

Закладывали основы документально-проверочной деятельности налоговой полиции высококвалифицированные специалисты в области бухгалтерского, финансового, банковского дела и, конечно, налогового законодательства: Т.В. Гарцунова, Д.Д.Винокуров (Республика Саха (Якутия), А.Г. Чижов, Е.К. Фокина (Приморский край), В.А. Долинский (Хабаровский край), В.И. Шевцова, И.В. Коршунова, О.В. Первишко (Камчатская область), Е.Ю. Миронов, С.В. Каверина, Н.И. Мартынова, Т.И. Чекерлан (Магаданская область), Т.Н. Кругленко (Еврейская автономная область) и другие.

В новой службе также предусматривались подразделения для обеспечения физической защиты работников налоговых инспекций и сотрудников УHP в ходе проверок, а также членов их семей.

Сотрудники этих подразделений использовались, как правило, в тех случаях, когда возможно силовое противодействие. Кроме того, они несли службу по охране зданий налоговой полиции и налоговых инспекций.

Основы и традиции подразделений физической защиты закладывались людьми, прошедшими армейскую школу и имевшими боевой опыт. Среди них В.И. Яковлев (Республика Саха • Якутия), С.П. Бутов, И.Г. Степаненко, В.Е. Мунтян, М.М. Шаткое, С.В. Савченко (Приморский край), А.И. Безручко, А.Г. Коломиец, А.С. Кезин, Ю.А. Гупский, С.О. Боровинский (Хабаровский край), Б.З. Смирнов, В.П. Гуров (Камчатская область), П.В. Крючков (Магаданская бласть), В.К. Цветков (Сахалинская область), А.М. Артеменко, Ф.А. Морозов, С.А. Жиляков, П.Б. Бондаренко (Еврейская автономная область) и другие. В выборе средств у криминалитета ограничений нет. Борьба против налоговых органов и налоговой полиции идет профессионально, бескомпромиссно и жестоко. Когда дело касается сокрытых миллионов и миллиардов рублей, то в расчет не идут моральные и нравственные принципы. Это предвидели, когда создавали подразделения налоговых расследований. Для обеспечения личной безопасности и условий деятельности сотрудников налоговой полиции и работников налоговых инспекций при выполнении ими служебных обязанностей, предупреждения, выявления и пресечения коррупции были созданы подразделения собственной безопасности. Затем они стали называться подразделениями безопасности и борьбы с коррупцией.

В территориальных органах налоговой полиции Дальнего Востока эти подразделения комплектовались сотрудниками, ранее проходившими службу в органах госбезопасности, военной контрразведки, ВМФ и прокуратуры. Это: В.Н. Сидоров (Республика Саха (Якутия), А.Г. Старков, Н.Г. Загородный, И.А. Чайка, О.Н. Кобец, С.В. Карицкий, С.П. Грудин, С.Н. Дементьев, И.А. Венцель (Приморский край), И.И. Раев, Н.А. Хромин, В.Г. Бардагов |(Хабаровский край), О.И. Русанов (Амурская область), Н.Г. Белинский (Камчатская область), 3.3. Хузяхметов (Сахалинская область), Н.Ф. Яковлев (Еврейская автономная область) и другие.

Уже с первых дней образования ГУНРа встал вопрос и о подготовке кадров. Новое дело настоятельно требовало того, чтобы налоговыми расследованиями занимались профессионалы - оперативники, юристы, экономисты. И хотя у многих сотрудников, пришедших в территориальные управления налоговых расследований, за плечами был опыт оперативно-розыскной, следственной, финансовой работы, им все равно пришлось садиться за парту. Но, безусловно, больше всех грызть гранит оперативной науки пришлось бывшим армейцам. В кратчайшие сроки для них были организованы курсы подготовки в учебных заведениях и центрах органов безопасности, внутренних дел, службы внешней разведки, ГНС.

Еще шло активное формирование подразделений налоговых расследований, а первые сотрудники уже включились в борьбу с налоговыми правонарушениями и преступлениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: