Анализ опыта работы учителя начальных классов Судовцевой Е.В по использованию технологий проблемного обучения на уроках математики





Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка? Приоритетным направлением в новых стандартах образования (ФГОС) лежит системно - деятельностный подход. Поэтому в обучении стали применять технологию проблемно обучения, которая, помогает растить именно творческого человека.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организа­ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи­теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча­щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла­дение знаниями, навыками, умениями и развитие мыс­лительных способностей.

Судовцева Евгения Васильевна, учитель начального образования МОУ «СОШ №1» г. Валуйки работает по УМК «Школа России», который дает возможность развивать познавательную активность и творческую самостоятельность школьников на уроках. Авторы предусмотрели организацию деятельности так, чтобы каждый ребенок получил возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Отдельные темы курса настолько связаны между собой, что сознательное усвоение одной из них создает условия для предвидения проблем, которые возникают при изучении последующих.

Приемы и методы проблемного обучения помогают учащимся пошагово прийти к открытиям новых знаний на уроках, удерживают логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, либо для обозначения проблемы, либо для того, чтобы проанализировать и сделать вывод, «придумать» правила по новой теме.

В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления.

Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Евгения Васильевна из всех методов проблемного обучения на уроках отдает предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Побуждающий и подводящий диалоги устроены по-разному, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить самостоятельную деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учащихся.

Посредством подводящего диалога Судовцева Е.В. помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге старается организовать «открытие» новых знаний самими школьниками, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Луи Паскаль сказал: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим». Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями.

При составлении подводящего к теме диалога она подбирает логическую цепочку посильных для учащихся вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);

- мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Все вопросы и задания опираются уже на пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет учащимся сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы детей, учительница не акцентирует на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Кто не согласен с ответом предыдущего ученика?»

Открытие новых знаний всегда становится интересным и творческим этапом урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока.

При использовании побуждающего диалога педагог ставит цель: стимулировать учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога Евгения Васильевна вместе с учащимися делает вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику, тем самым создавая ситуации успеха.

На уроках математики Судовцева Е.В. использует проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагается задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее проводит побуждающий диалог с целью осознания детьми противоречия. Диалог, как правило, начинает с вопроса: «В чем затруднение?», «Почему получились разные ответы?», «Чем это задание не похоже на предыдущее?», «Какой возникает вопрос?», «Какая будет тема урока?» Тему записывает на доске или выводит на слайд презентации, на этом этап постановки проблемы завершается.

Примеры фрагментов уроков математики с применением технологии проблемного обучения, используемые Судовцевой Е. В.

На уроке математики в третьем классе при изучении темы «Уравнения» обучающиеся уточняют понятие уравнения, а также обобщают и систематизируют изученные виды уравнений.

На этапе актуализации знаний повторяет с детьми названия компонентов действий и уже известные детям способы решения уравнений. Предлагает им следующие вопросы и задания:

1) Найдите «лишнее» слово в каждом столбике:

слагаемое сумма

уменьшаемое разность

вычитаемое произведение

уравнение равенство

В І столбике «лишнее» слово «уравнение», остальные – названия компонентов действий; во ІІ столбике – слово «равенство», остальные – названия результатов действий.

Слова «уравнение» и «равенство» отставляются в сторону.

2) А какого слова не хватает в каждом столбике? В І столбике не хватает слова «делитель», а во ІІ – слова «частное».

Недостающие слова выставляю на доске.

3) Какие слова І и ІІ столбика вы бы соединили?

Дети предлагают, а учитель проводит линии на доске:

слагаемое сумма

уменьшаемое разность

вычитаемое произведение

множитель частное

делимое

делитель

Затем Евгения Васильевна убирает с доски данную запись, и работа продолжается со словами «равенство» и «уравнение», которые стоят в стороне:

уравнение равенство

4) Задает вопрос: «Как вы объясните, что такое «равенство»?

5) А «уравнение»? Это равенство? А что в нем особенного? Совершенно верно, в уравнении есть переменная, значение которой надо найти.

Выводит на слайд полученный вывод:

Уравнение – это равенство с переменной, значение которой надо найти и сообщает, что значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения. Затем на доске выставляет 4 карточки с уравнениями.

6) Что общего в уравнениях? (Переменная обозначена буквой х).

х + 21 = 30 х ● 10 = 360

45 – х = 27 540: х = 9

7) Найдите значения х в каждом уравнении и запишите в тетради. (9, 18, 36, 60).

8) Что интересного в каждом ряду? (Числа увеличиваются).

9) На какие группы можно разбить эти числа? (Однозначные и двузначные, круглые и некруглые, четные и нечетные и т.д.).

Далее делит учащихся на 6 групп и предлагает каждой группе проанализировать, какие компоненты действий неизвестны в уравнениях, и найти для обоих столбиков недостающее уравнение: трем группам – в первом столбике, а остальным трем – во втором. Эти уравнения обучающиеся записывают на специально подготовленных листках и выставляют на доске. Дети должны догадаться, что в первом столбике нет уравнения с неизвестным уменьшаемым, а во втором – уравнение с неизвестным делимым. Через 1-2 минуты на доске появляются варианты недостающих уравнений, например:

х – 8 = 7 х: 4 = 5

х – 36 = 14 х: 10 = 12

х – 20 = 30 х: 15 = 9

Обучающиеся обосновывают, почему они составили такие уравнения. В случае необходимости учитель исправляет ошибки.

- Как записать все уравнения каждого столбика с помощью одного уравнения, используя буквы а и b?

Под первым столбиком обучающиеся записывают уравнение х – а = b, а под вторым – уравнение х: a = b.

- А теперь запишите с помощью переменных все изученные виды уравнений.

Возникшее затруднение мотивирует цель урока: установить все изученные виды уравнений, вспомнить правила их решения и проверить себя – есть ли затруднения в решении уравнений и какие. Затем на уроках математики в 4 классе по данной теме вводятся алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел: алгоритм сложения и вычитания без перехода через единицу, алгоритм сложения и вычитания с переходом через единицу, затем все изученные случаи систематизируются и используются для решения примеров, задач, уравнений. Данные уроки Евгения Васильевна проводит по следующему плану:

На этапе актуализации знаний предлагает задания, в которых тренируются мыслительные операции, вычислительные навыки, в памяти детей воспроизводится материал, необходимый для построения нового способа действия: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, укрупненных единиц счета, сложение смешанных чисел (без перехода через единицу), представление числа 1 в виде дробей с разными знаменателями, выделение целой части из неправильной дроби, перевод смешанного числа в неправильную дробь.

В завершение этапа актуализации предлагает индивидуальное затруднение (задача, уравнение, пример), в котором используется новый алгоритм, еще не знакомый обучающимся. Из-за отсутствия необходимого способа действий возникает проблемная ситуация: учащиеся выдвигают различные версии решения, фиксируется недостаточность их обоснования.

На этапе постановки учебной задачи выявляется, где и почему возникло затруднение (складывали и вычитали смешанные числа; правила сложения и вычитания дробей применять неудобно; складывали смешанные числа, в дробной части суммы получалась неправильная дробь; вычитали смешанные числа, в уменьшаемом дробная часть меньше, чем в вычитаемом). На этом основании учащиеся формулируют цель дальнейшей деятельности: построить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел; уточнить алгоритм сложения смешанных чисел для случая, когда в дробной части суммы неправильная дробь; уточнить алгоритм вычитания смешанных чисел для случая, когда дробная часть уменьшаемого меньше, чем вычитаемое и формулируют или уточняют тему урока.

Обучающиеся работают с предметными моделями чисел (круги, квадраты). В результате они выводят правила действий и фиксируют их в виде алгоритмов и опорных конспектов.

Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учащихся, что является необходимым условием развития их умственных способностей, самостоятельной учебной деятельности, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями. Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приемами самостоятельной работы.

В результате использования технологии проблемного обучения у детей наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям, повышение качества обученности, улучшается эмоциональное отношение к учению, исчезает страх перед преодолением трудностей, усиливается желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий.

Дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: