Прус Наталья Александровна, директор ГУО «Октябрьский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» |
Опыт – это результат творческих поисков педагогов, в котором соединены традиции, новаторство и творчество. Ведь м обилизовать свои знания и умения, собрать и описать свои педагогические идеи, находки, нестандартные подходы в решении проблем образовательного процесса и продемонстрировать их коллегам – это, конечно же, серьёзный и кропотливый труд.
И сегодня я с уверенностью могу сказать, что накопленный опыт даёт свои положительные результаты и, мы очень рады тесному сотрудничеству с нашим центром творчества.
Вы со мной согласитесь, что творчество - это сфера деятельности, которая позволяет человеку быть успешным и чувствовать себя востребованным. Оно занимает особое место в жизни каждого человека, заставляет нас смотреть на мир широко открытыми глазами, видеть многообразие цвета, эмоционально чувствовать окружающий нас мир. Но для ребят с ограниченными возможностями, творчество становится тем волшебным миром, где нет никаких ограничений, это - территория неограниченных возможностей. Здесь можно прикоснуться к радуге, достать звезду и почувствовать себя великаном.
Занятия в центре творчества помогают нашим детям, детям с особенностями развития самосовершенствоваться, обрести уверенность в своих силах, чувствовать свою значимость. Приобретая новые творческие навыки, ребята получают и новые практические знания, которые, возможно, помогут им в дальнейшем найти своё место в жизни. Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей через формирование практических навыков у детей с ТМНР средствами декоративно прикладной деятельности очень важно. Дети не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так важен и оказывает позитивное воздействие на развитие ребёнка.
И вот благодаря нашему тесному сотрудничеству с 2009 года мы практикуем совместное проведение занятий декоративно-прикладного творчества детей с ТМНР и детей, не имеющих таких нарушений, на базе коррекционного центра.
Но реализация права ребенка с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде позволяет внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса – инклюзивное образование. Вот мы и решили включиться в данную форму обучения. Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность обучаться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Выбор данной темы обуславливается необходимостью глубже, фундаментальнее изучить потенциальные возможности формирования такой системы отношений между воспитанниками ЦКРОиР и их здоровыми сверстниками, которая позволила бы им быстрее и эффективнее адаптироваться в обществе, обеспечила бы максимально возможное овладение воспитанниками умением взаимодействовать в коллективе сверстников, элементами декоративно-прикладного искусства и художественной деятельности в адаптированном виде.
Одним из условий повышения адаптации в современном обществе детей с ТМНР является взаимодействия детей по схеме «ребенок-сверстник», «ребенок-педагог», «ребенок-социум». В связи с этим взаимодействие специалистов различного профиля в рамках каждого конкретного учреждения, а именно Центра творчества и Центра коррекционно-развивающего обучения, а также между специалистами этих учреждений образования должно выйти на командное взаимодействие.
Участники проекта понимают, что образовательная интеграция – двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ТМНР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству центра творчества. С другой стороны, и педагоги центра творчества готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создают специальные условия для его обучения и воспитания.
Конечно же, готовясь к организации проектной деятельности, мы столкнулись с рядом негативных факторов: это и
- психологическая неготовность родителей здоровых детей, которые далеко не всегда однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их детей и детей с ТМНР;
- и психологическая неготовность здоровых детей к совместному обучению с детьми с ТМНР;
- неготовность общества к идеям инклюзивного образования;
- возникновение трудностей у педагогов, внедряющих новые технологии в практику своей работы.
И, конечно же, все вместе искали способы решения. Как уже говорилось раньше, проводили психологические тренинги, беседы, диалоги правовой и морально-нравственной тематики, открытые совместные мероприятия, информировали общественность через СМИ, популяризация достигнутых позитивных результатов через сайт.
Социально-позитивная деятельность учащихся с ТМНР в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья. В самом деле, обучение и воспитание такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Дополнительное образование не имеет пределов обучению. Оно рассчитано на постоянное обновление всех системных компонентов: целей и результатов, содержания, форм и методов, образовательных программ и технологий их реализации.
За отчетный период мы достигли следующих результатов:
1) создана образовательная модель инклюзивного образования (дети с ограниченными возможностями здоровья и типично развивающиеся сверстники);
2) накоплен положительный опыт работы по данной проблеме, его дальнейшее распространение в районе;
3) повышены профессиональный уровень компетентности педагогов дополнительного образования в области инклюзивного образования;
4) и заинтересованность родителей в проведении совместных занятий декоративно-прикладным творчеством;
5) созданы благоприятные условия для проведения занятий декоративно-прикладным творчеством, а также для успешной социализации личности;
6) изменён психологический климат в учреждении дополнительного образования, на качественно ином уровне отношений внутри педагогического коллектива.
Проект помогает семьям, в которых есть инвалиды, раскрепоститься, найти новых знакомых для общения, почувствовать себя полноценными людьми в обществе, самореализовать себя в творчестве и быть полезными для общества.
Уверена, наша деятельность приносит большие результаты: наполняет жизнь всей семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, смыслом, привносит новые знания, ощущения; наращивает потенциал семьи в решении социальных проблем; меняет отношение родителей к возможностям своего ребёнка в получении услуг; вселяет надежду и желание позитивных изменений в жизни семьи; повышает социальную активность родителей и детей.
И, конечно же, всегда в центре внимания ребенок – ребенок с особыми образовательными потребностями, ребенок-инвалид и его потенциальные, никому неведомые возможности. Увидеть и развить то малое зерно будущего успеха, которым учащийся блеснет на предстоящем празднике – вот главная задача педагогов наших коллективов.
И вторую задачу, которую мы ставим перед собой – не останавливаться на достигнутом, а продолжить реализацию проекта посредством создания инклюзивного образовательного пространства для развития творческих способностей обычных детей и детей с ТМНР.