Выбор профессии как показатель духовной культуры личности




Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. в результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдаленных, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым, ограничивая развитие полноценной личности [29,c.39].

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство, прежде всего, морально- нравственного, экологического и трудового воспитания [19,c.208].

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он дает возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности [57,c.208].

«Духовное выживание возможно» - так считали участники дискуссии, которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии, культуры. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе (руководитель работы Б. Неменский) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского) [35 c.66].

Б. Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способны вводить ребенка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека. «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства? Можно ли без искусства в старших классах? Где это доказано, что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО? Без искусства - от первого до выпускного класса - школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак, искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования» [35, c.85].

В концепции художественного воспитания и образования Б. Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребенка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане, с учетом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания, начинающегося еще в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь[35, c.89].

Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства, а целостный курс общеэстетического развития [35, c.90].

Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения (шестилетку), после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима, т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приемами.

В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребенка при восприятии окружающего мира.

Второй этап - 5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.

Третий этап - 10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем, таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности, что в итоге поможет более правильно познать себя и найти свое место в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору - дизайном, изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т.д. [35, c91].

Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках, студиях по выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь, предоставленная возможность углублять знания, способности, умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок, станет своеобразным компасом в выборе профессии [12,c.40].

Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников - в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрения, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности - результат деятельности ребенка [12 c.47].

Продукт деятельности школьников - конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Об этом говорилось еще в учениях выдающихся педагогов - мыслителей прошлых столетий [44 c.267].

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей - художников и мыслителей - писал И.П.Павлов. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех родах (писатели, музыканты, живописцы и т.д.)- захватывают действительность целиком, сплошь, сполна. Живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет. И только затем постепенно, как бы снова, собирают ее на части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки и не удается» [39 c.334].

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления ее отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание - обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществленных творческих задатков.[48 c.98]

Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности [48 c.100].

Задача эстетического развития в процессе профориентации - выявлять и развивать творчески - эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками.

Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчеркивали, что эстетическое освоение действительности - это, прежде всего, деятельно-эмоциональное восприятие.

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим, в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.

В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма («как все, так и я») и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность, помноженную на интеллектуальную активность [59 c.228].

В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить» творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьезную основу, так как дает представление, что не надо делать. Итак, чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребенка к себе, не позволять играть одному, больше держать при взрослых. При этом никогда не брать с собой на работу, в гости, командировки, оставляя на попечение других взрослых. Разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты, определить ребенка в школу с продленным днем и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.[42 c.75]

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.

Творческое воспитание - это, прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок - на другие уроки.

Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «одиночества» - собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребенок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общению со сверстниками и взрослыми. Если наоборот - ребенка приучают какое-то время проводить в одиночестве - с игрой, с книгой, с рисунком [41 c.334].

На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно - статистическое мироощущение: не делить все на черное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное. Стремиться к не максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом, проигрывая в одном и выигрывая в другом; рассчитывать вероятность возможных событий, понимая, что 0 % и 100% - гарантии никогда не бывает; а для этого следует смотреть в мир глазами статиста. Это значит, что есть авторитеты, но нет непререкаемых авторитетов. Нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных. Новая идея всегда необычна, спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится еще более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития [19, c.194].

У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резко изменить масштаб (как это проделал Свифт), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности - сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Еще до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя свое мастерство).

Вывод:продукт деятельности старшеклассников это конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения и познавательной возможности. Выбор профессии начинается с профессионального самоопределения. Детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств в жизни, появляется стремление реализовать намерения и навыки в практических действиях. Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: люди, книги, телевидение, учение, в том числе и обучение в ДШИ.

На основании теоретического анализа мы сделали вывод, что получение дополнительного образования сужает круг профессионального интереса, а обучение в детской школе искусств может влиять на профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте. На основании этого мы решили провести эмпирическое исследование специфики самоопределения учащихся ДШИ и учащихся обучающихся в общеобразовательной школе.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: