Методические рекомендации по выполнению реферата/доклада




Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская аграрная академия»

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
«НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

для студентов направлений подготовки: 35.03.04 «Агрономия»; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»; 36.05.01 «Ветеринария»; 36.03.02 «Зоотехния»; 35.03.05 «Садоводство».

 

рассмотрены на заседании кафедры

естественнонаучных дисциплин,

протокол № __-

от «____» __________ 2017 г.

 

 

Макеевка, ДонАгрА 2017

 

УДК 543(075.8)

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Неорганическая и аналитическая химия» для студентов направлений подготовки: 35.03.04 «Агрономия»; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»; 36.05.01 «Ветеринария»; 36.03.02 «Зоотехния»; 35.03.05 «Садоводство» / сост. Чернышева Р. И., Нешитая Л. Б. - Макеевка: ДонАгрА, 2017. - 23 с.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, раскрывают теоретико-методологические характеристики и способы организации самостоятельной работы студентов, позволяющие более эффективно работать с учебной и научной литературой, критически осмысливать прочитанный и изученный материал.

 

Составители: доцент Чернышева Р. И.

ассистент Нешитая Л. Б.

 

 

Рецензенты:

 

 

Ответственный за выпуск: доц. П.В. Шелихов

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 4

1. Методические рекомендации по выполнению реферата/доклада. 5

2 Методические рекомендации по составлению конспекта. 9

3. Методические рекомендации по выполнению презентации. 11

4. Методические рекомендации по проведению учебно-исследовательской деятельности студентов 14

Перечень рекомендуемой литературы.. 20

 


Введение

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Соответственно появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из учебного опыта и адекватной оценки конкретной производственной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций в образовательном процессе. К ним относятся: развивающая – приобщение к творческой деятельности, повышение уровня умственного труда; воспитывающая – формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста; информационно-обучающая – самостоятельный поиск и отбор необходимой информации.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

- систематизации и закрепления полученных знаний и умений студентов,

- углубления и расширения теоретических знаний,

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу,

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации,

- развития исследовательских умений.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется программой самостоятельной работы по дисциплине, междисциплинарному курсу или профессиональному модулю.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы при изучении неорганической и аналитической химии могут быть: подготовка конспекта, реферата, доклада, презентации; решение профессиональных задач и изучение проблемы в формате учебно-исследовательской работы студентов и т.д.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

1. Уровень освоения студентами учебного материала,

2. Умения студента использовать теоретические знания при выполнении самостоятельных работ,

3. Обоснованность и четкость изложения ответа.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по её выполнению.

 


Методические рекомендации по выполнению реферата/доклада

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

ü Репродуктивные рефераты бывают двух видов реферат-конспект и реферат-резюме.

o Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

o Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

ü Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.

o Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

o Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

Доклад – вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

Различают следующие виды докладов:

Доклад – конспект выполняется с изложением информации в обобщённом виде с иллюстрированным материалом.

Доклад – обзор выполняется на основе нескольких источников.

Доклад-сообщение выполняется с анализом нескольких источников информации.

Процесс работы над докладом /рефератом

Подготовка доклада/реферата зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

При работе над докладом/рефератом можно использовать два приема.

1. Подобрать нужный материал и разложить его по разделам доклада/реферата. Нужно четко представлять, в какой последовательности будут излагаться мысли. После того, как разработан подробный план каждого раздела, можно начинать писать черновой вариант. Затем следует отредактировать текст.

2. Сначала записывают тезисы всего раздела или доклада/реферата, излагают основные мысли. По мере изучения материала знания углубляются, и первоначальный набросок приобретает черты доклада/реферата. Этот прием отличается тем, что можно увидеть свою будущую работу в сжатой форме, правильно определить ее направление, уточнить объем, заметить недостатки в композиции.

Сравнительная таблица сходства и различия доклада и реферата

Признаки Доклад Реферат
Значение Самостоятельная научно-исследовательская работа
Понятие вид самостоятельной работы обучающихся, прием обучения, заключающийся в самостоятельной разработке обучающимся темы на основе изучения литературы это вид самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся, форма обучения и проверки знаний, умений и навыков обучающихся
Умения и навыки - умение выбирать литературу по теме выступления; - умение пользоваться справочниками и словарями; - умение делать выписки, тезисы, аннотации; - навык составления план, конспект. - умение работать с литературой по данной проблеме; - умение анализировать, обобщать, сравнивать; - навык постановки проблемы; - навык владения методами исследования проблемы.
Учебные качества - развитие самостоятельности обучающихся; - углубленный подход к избранной теме; - формирование начальных навыков исследования. - развитие интеллектуальной инициативы в процессе обучения; - активизация интереса к знаниям, развитие мотивации; - профессиональное самоопределение.
Объем 5-10 стр. 10-15 стр.
Количество источников литературы 2-3 шт. 3-5 шт.
Регламент выступления 10-15 мин.
       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: