Прямые методы | |
Анкеты, интервью, | Существующие формы (модификации) — анкеты, интервью, прямой вопрос |
прямой вопрос | Теоретическое основание — когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведе- ния, интересах и т. д.) Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее «кажущиеся мотивы», причинные стереотипы, ценностные ориента- ции, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики моти- ва в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессио- нальной и других видов деятельности Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждой шкале 2) сравнение со статистической нормой, если есть возможность 3) графическое отображение результатов Количество вопросов (заданий) — в зависимости от цели исследова- ния |
Личностные опросники | |
Список лично- стных предпочтений А. Эдвардса (ЕРР5) | Существующие формы (модификации) — модификация Т. В. Корни- лова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопова Теоретическое основание — опросник А. Эдвардса, с помощью кото- рого измеряют силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ) Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстра- тивность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, до- минирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов 2) сопоставление полученных результатов с нормативными данными 3) построение мо- тивационного профиля 4) подсчет итогового индекса (итоговый ин- декс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня) Ко- личество вопросов (заданий) — 210 пар утверждений |
Опросник для измерения аф- филиативной тенденции и чувствитель- ности к отвер- жению А. Мех- рабиана | Существующие формы (модификации) — тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА), модификация М. Ш. Магамед-Эминова Теорети- ческое основание — использование факторного анализа для определе- ния внутренней структуры опросника. Исследования общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении меж- личностного контакта Шкалы (2): СП — стремление к принятию (аф- филиативная тенденция) и СО — страх отвержения (чувствительность к отвержению) Процедура обработки: 1) подсчет суммарных баллов по каждой шка- ле 2) сопоставление индексов СП и СО 3) определение доминирую- щей мотивационной тенденции Количество вопросов (заданий) — 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта) |
Опросник для измерения ре- зультирующей тенденции мо- тивации дости- жения (КАМ) А. Мехрабиана | Существующие формы (модификации) — тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магамед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б) Теоретическое основание — теория мотивации достижения Дж. Атки- неона Шкалы: мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения Процедура обработки: 1) подсчет суммарного балла по каждой шкале |
2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла Количество вопросов (заданий) — для женщин — 30, для мужчин — | |
Проективные методы | |
Тест юмористи- | Существующие формы (модификации) — нет |
ческих фраз | Теоретическое основание — разработанная А. Г. Шмелевым и В. С. |
(ТЮФ) А. Г. | Болдыревой концепция, исходящая из того, что чем большее количест- |
Шмелева и В. С. | во многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный сти- |
Болдыревой | мул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы |
Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, | |
мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездар- | |
ность в искусстве, человеческая глупость | |
Процедура обработки: | |
1) подсчет тестовых баллов, отражающих «напряженность» отдель- | |
ных мотивационных тем | |
2) графическое представление полученных результатов в виде моти- | |
вационного профиля | |
3) анализ отдельных тем и их комбинаций | |
Количество вопросов (заданий) — стимульный материал представляет | |
собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 одно- | |
значно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а ос- | |
тальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из | |
собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из | |
числа 10 основных) https://psylab.info/Тест_юмористических_фраз#.D0.9E.D0.B1.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D0.BA.D0.B0_.D0.B8_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F | |
Методика моти- | Существующие формы (модификации) — различные варианты мето- |
вационной ин- | дик незаконченных предложений |
дукции Ньюте- | Теоретическое основание — влияние временной перспективы на пове- |
на (МIМ) | дение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями, |
которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание | |
места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют | |
еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но | |
которые в не меньшей степени стимулируют его активность. Эти объ- | |
екты-цели, или «мотивационные объекты», несут в себе индексы вре- | |
мени | |
Шкалы — автором разработано 2 кода: код времени (Т — в настоящий | |
момент, Д — в интервале дня, Н — в ближайшую неделю, М — в бли- | |
жайший месяц, Г — в течение года, Ж — ко всему периоду жизни, С — | |
к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности | |
самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализа- | |
цией; активность, связанная с учебной или профессиональной дея- | |
тельностью; активность, связанная с общением; активность, связан- | |
ная с познанием; активность, связанная с религией; активность, свя- | |
занная с материальными ценностями; активность, связанная с отды- | |
хом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией | |
тестирования, ответы, не поддающиеся классификации) | |
Процедура обработки осуществляется методом контент-анализа: | |
1) подсчет баллов по предложенным Ньютеном кодам | |
2) графическое отображение полученных данных на одном графике | |
по двум кодам | |
Количество вопросов (заданий) — первый буклет — 20 незаконченных | |
предложений, второй — 10 |
Вопросы для закрепления темы:
1. Дайте определение понятию мотивация.
2. Выделите основные индикаторы, с помощью которых можно судить об основных ха- рактеристиках мотивации?
3. С помощью каких методов исследования осуществляется психодиагностика мотивации?
4. Укажите достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности?
5. Охарактеризуйте основные методики диагностики мотивационной сферы личности.