Задание: 1) сделайте ОПОРНЫЙ конспект темы (таблица блок-схема и т.д.) по плану ниже.
2) РАСКРОЙТЕ ПРИЧИНЫГИБЕЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
План: 1. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. 2. Византийское государство, церковь, общество. Город и деревня. 3. Пути и этапы распространения православия. 4. Внутренние и внешние причины гибели Византии. |
1. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цилизации. Восточнохристианская цивилизация представлена Византией. Рождение византийской цивилизации связывают с основанием главного ее города — Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы — на территории древнего греческого города-колонии Византии. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже — с распада Римской империи на Восточную и Западную части. Рим пал и знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи. В сознании византийцев идея преемства была очень важна: свою империю они именовали «Ромейским царством», т. е. Римской империей, Константинополь — «Новым Римом», а византийского императора считали единственным законным наследником римских цезарей. С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. Восточная Римская (Византийская) империя была гораздо выше по развитию в сравнении с ее западными соседями. А также от Римской империи Византия унаследовала остатки республиканского строя. Первоначально в Византии сохранялись сенат, государственный совет и организации свободных горожан — димы. |
2. Византийское государство, церковь, общество. Город и деревня. «Новый Рим» был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой — извилистым заливом Золотой Рог. Здесь пересекались главные торговые пути между странами Востока и Запада. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами. В первые века своего существования Византия располагала огромными территориями. Они охватывали Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Расположение Константинополя на перекрестке между Востоком и Западом может служить символом всей истории Византии — цивилизации, чья история всегда была связана с этими двумя столь различными мирами. Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527—565 гг.). Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина. Его дядя император Юстин был возведен на престол солдатами. Юстин сделал племянника своим соправителем, затем Юстиниан стал правителем империи. Юстиниан попытался восстановить Римскую империю и ее прежних границах. В правление Юстиниана был создан "Свод гражданского права» — сборник византийских законов. В него входили законы римских императоров II — начала [V в.. законы, принятые Юстинианом, высказывание авторитетных юристов древности и краткий учебник права. В законодательстве Юстиниана были две центральные идеи: неограниченная власть императора и союз государства с церковью. Основойего гражданского права стало понятие полной частной собственности Константинополь для византийцев всегда был олицетворением их империи, ее мощи и красоты. Вместе с падением столицы в 1453 г. закончилась жизнь византийской цивилизации. Город из городов, светоч вселенной, слава мира, матерь церквей, основа веры, покровитель наук и искусств, отечества и очаг красоты.Византийские писатели о Константинополе, XII в. Через Византию пролегали важнейшие торговые пути: знаменитый «шелковый путь» в Китай, «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану. В то время, когда Рим и другие античные города лежали в развалинах, Византия переживала свой расцвет. Как и Западная Европа, Византия пережила большие изменения в сфере социально-экономических отношений. В начале своей истории Византия оставалась еще наполовину рабовладельческой страной, поэтому переход к феодализму совершался гораздо медленнее. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и такой же сложный процесс рождения новых отношений в рамках старой системы. Только в X—XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти. В изантия – централизованное государство. Император обладал почти неограниченной властью: он мог казнить подданных, в том числе и самых высокопоставленных, конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией и определял внешнюю политику. Кроме того, хотя он и не был собственником всех земель империи, но его владения были поистине огромны, и это существенно отличало Византию от западноевропейских государств. Культ императорской власти был одним из важнейших элементов государственной религии. |
3. Пути и этапы распространения православия. И этой религией было христианство (православие).В IV в. христианство было признано в империи ромеев государственной религией, но первоначально его приверженцы были не слишком многочисленны.Но все-таки в начале своего существования (IV—Vвв.) Византия, в сущности, оставалась еще полуязыческой страной, в которой было немало тайных или явных поклонников старых верований. Однако влияние христианства неуклонно возрастало. Распространение христианства было связано не только с гонениями на язычников или с официальными запретами. Постепенно умирало языческое сознание, сменяясь новым, христианским — более трагическим и дисгармоничным, но обращенным к внутреннему миру человека, дающим ему надежду на спасение, на обретение божественной сущности. Языческие верования исчезали, но традиции античной литературы и философии продолжали жить на протяжении многих веков. Византийская культура, оставаясь христианской, сумела вобрать в себя античное наследие, перерабатывая его и вкладывая в него новое содержание. Сложность духовной жизни в Византии была связана не только с борьбой против уходящего язычества. Не менее драматичной была и идейная борьба, объявленная церковью ересям — религиозным движениям, участники которых отстаивали право понимать христианство по-своему, отклоняясь (порой очень существенно) от официального учения. Расхождения между западной (католической) и восточной (православной) церквями проявились достаточно рано, вIV—V вв. С течением времени они возрастали, сопровождаясь борьбой между папой римским и константинопольским патриархом во имя политического и религиозного первенства за сферы влияния. В XI в. католическая и православная церкви превратились в два независимых и даже враждебных ответвления христианства. Произошел раскол (схизма), который на многие века предопределил обособленность от западного христианства не только самой Византии, но и ее религиозной преемницы — России. На Западе церковь утвердила свой абсолютный авторитет во всем, и это характеризует все средневековое общество. |
4. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Внутренние: гражданские войны, несамостоятельность императорской власти, социальные и религиозные, финансовые и военные бедствия. Внешние: ослабление армии в результате междоусобных войн, частые внешние войны. РАСКРЫТЬ!!! |