Анализ учебника «Окружающий мир» по курсу «Школа России» 3 класс (2 часть)




 

Алгоритм методического анализа учебников.

1. Автор: А.А. Плешаков

Класс: 3 класс, 2 часть

Название предмета: «Окружающий мир»

Издательство: «Просвещение», «Школа России»

Серия «Школа России» основана в 2001 году

2. На первой страницы учебника изложены условные обозначения:

- что узнаем, чему учимся

- работаем в паре

- работаем в группе

- работаем со взрослыми

- задание повышенной сложности

- моделирование

- рабочая тетрадь

- атлас-определитель «От земли до неба»

- сделаем вывод. В дальнейшем они нам необходимы для выполнения заданий.

Также в содержании находятся рисунки: трава, листья, корабль. Присутствует памятка «Наша безопасность», в которой сказано:

- как правильно вести себя при пожаре, утечке газа, аварии водопровода

- как различать дорожные знаки

- соблюдать правила безопасности на дороге и улицах, на природе

- нужно знать, что такое экологическая безопасность, понимать какие места могут быть для нас опасными

Цветовые выделения и шрифты здесь представлены фиолетовым, желтым и зеленым цветом.

3. В учебнике представлены иллюстрации, которые помогают более точному усвоению теоретического материала, благодаря им дети имеют хорошее представление о том, как вести себя в иных ситуациях. Организация усвоения знаний представлена в виде вопросов, на которые ученик легко сможет дать ответ, заданий и домашних работ, помещенных после каждого параграфа, ведь благодаря им младший школьник укрепляет знания, полученные на уроке.

Благодаря простоте и ясности написания, детям намного проще воспринимать информацию, описанную в каждом параграфе. К примеру, текст параграфа «Огонь, вода и газ» не перегружен материалом. В нем ясно и доступно сказано, как вести себя при пожаре, утечке газа, какие правила нужно соблюдать, по какому номеру телефона звонить. В содержании параграфа «Чтобы путь был счастливым» рассказывается о правилах ПДД, какие правила стоит соблюдать, если ты пешеход, велосипедист, пассажир, на какой цвет переходить дорогу, также представлен рассказ для обсуждения.

После каждого раздела имеются тесты, помогающие пройти итоги по пройденной, обширной теме в целом, чтобы понять насколько хорошо ребенком были усвоены данные темы. В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо донести до детей. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.

4. Учебник представлен достаточным количеством рисунков (2-3 на одну страницу) соответствующим размерам и масштабам, которые преподносят хорошую степень информативности.

В основном важные понятия и определения выделяются цветными рамками, главные положения – жирным курсивом. Таблицы и схемы практически не встречаются на страницах учебника.

Например, при изучении темы «Природа и наша безопасность» встречаются иллюстрации грозы, опасных растений и грибов, животных, благодаря которым ребенок будет знать с чем лучше не сталкиваться, ради своей же безопасности.

5. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, мероприятия по охране природы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Работы могут быть как индивидуальными, где ученик развивает свои личностные качества и способности, так и групповыми, в которых у ребенка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Также это можно и совместить, например, дети индивидуально ставят опыты, наблюдают, сравнивают, а потом уже с группой анализируют работу и делают выводы.

Ученики из собственного опыта извлекают новые знания и умения, которые они приобрели самостоятельно. Предоставление домашнего задания сопровождается устным ответом, конспектом, практическим заданием.

6. Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО. Главная особенность УМК «Школа России» заключается в развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах. В учебнике окружающего мира на страницах каждого раздела есть основные цели и задачи учебной деятельности, что помогает учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. Творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

Учебный материал включает в себя следующие компоненты:

1. учебный материал для освоения нового содержания, включающий текстовую и иллюстративную составляющие.

2. вопросы и задания для самопроверки.

3. краткий вывод по содержанию урока «Сделаем вывод».

4. задания для домашней работы.

7. В системе «Школа России» приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения.

Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.

Уроки предмета «Окружающий мир» должны развивать у детей способности:

- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;

- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание

Таким образом, формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

8. Я считаю, что учебнику «Школа России» по курсу «Окружающий мир» необходимо предоставить ученикам:

1. удачный подбор фактов, пояснений, примеров и иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала

2. связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей

3. интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: