Тема 1. Наука – особая форма знания и деятельности




1. Наука как особое явление.

2. Этапы развития науки.

3. Структура познавательной деятельности.

 

1. Наука как особое явление

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании. Целью этой деятельности является постижение истины, открытие объективных законов на основе обобщения фактов в их взаимосвязи с тем, чтобы предвидеть основные тенденции развития действительности и на этой основе выработки реальных способов её изменения.

В то же время наука – это творческая деятельность получения нового знания, это и результат этой деятельности, т.е. систематизированные знания, выраженные в понятийной форме.

Таким образом, наука имеет определенные формы своего бытия:

- наука как процесс познавательной деятельности;

- наука как система знания, образующаяся в результате познавательной деятельности;

- наука как социальный институт (организация науки, научные учреждения, сообщества и т.д.);

- наука как особая форма духовной деятельности и важнейший элемент культуры.

2. Этапы развития науки

Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественносвоеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается. Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Относительно возникновения науки существует несколько точек зрения, среди которых можно выделить несколько основных:

1. Наука была всегда с момента зарождения человеческого общества, т.к. научная любознательность органично присуща человеку.

2. Наука начинает отсчет с египетской цивилизации. Эта точка зрения построена на данных, которые вводятся в обиход значительно реже.

3. Наука возникла в Древней Греции, т.к. именно здесь знания получили свое теоретическое обоснование.

4. Наука возникла в Западной Европе в 12-14 веках, поскольку появился интерес к опытному знанию и математике.

5. Наука начинается в 16-17 веках, благодаря работам Г.Галилея, И.Кеплера, Х.Гюйгенса и И.Ньютона создается первая теоретическая модель физики на языке математики.

6. Наука начинается с первой трети 19 века, когда наука была объединена с высшим образованием.

Как своеобразная форма знания наука возникла в Европе в 16-17 вв. в эпоху дифференциации единого ранее знания на философию и науку. В античности и средние века в основном имело место философское познание, а понятия «философия», «знание», «наука» практически совпадали. Процесс дифференциации шел в трех направлениях:

- отделение науки от философии,

- выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук – астрономии, механики и т.д.,

- офрмление в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, гносеология, диалектика, логика и др.

 

В процессе развития науки можно выделить ряд этапов, которые отличаются друг от друга качественным своеобразием. Один из наиболее распространенных вариантов – хронологический подход, при котором этапы связаны с основными историческими периодами в развитии человеческого общества. В этом случае выделяют:

- древняя наука или преднаука;

- наука античности;

- наука средневековья;

- наука Возрождения;

- наука новоевропейской цивилизации;

- современная наука.

Если за критерий периодизации рвзвития науки взять соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания, то можно выделить три основных этапа в общем процессе развития науки:

1. Классическая наука (17-19вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и объяснении устранить все, что касается субъекта. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения истинного, объективного знания.

2. Неклассическая наука (первая половина 20в.), которая началась с разработки релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки и представление реальности как чего-то независящего от средств ее познания, т.е. от субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3. Постнеклассическая наука (вторая половина 20 – начало 21в.), существенным признаком которой является включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывет соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, приме­ры научного знания, проблем и методов их исследования и признаю­щихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Так, классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лаплассовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах различной природы (физической, биологической, технической, социальной). При изучении объектов принимается во внимание историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

Следует понимать, что смена этапов развития не означает полное исчезновение представлений, характерных для предшествующих этапов. Развитию науки характерна преемственность в исследовании различных объектов познания.

3. Структура познавательной деятельности

Наука как профессиональная деятельность начала формироваться в Европе в период бурного развития естествознания и связана с именем Ф. Бэкона (16-17 вв.). Именно он описал идеальный коллектив ученых «Дом Соломона», который явился прообразом первых естественнонаучных сообществ, которые отличались академичностью, организованностью и государственным участием. Перед учеными стояла сложнейшая задача построения целостной картины мироздания, а сами ученые были энциклопедистами.

В конце 18в. - начале 19в. в связи с увеличением объема научной информации начинают возникать общества, объединяющие исследователей, работающих в различных отраслях знания. А также возникла необходимость подготовки научных исследователей с целью убыстрения процесса получения нового знания и обеспечения его качества.

Структура научного познания. Она может быть представлена в разнообразных срезах.

Познавательная ситуация включает в себя познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами), предмет исследования, требования к продукту, а также средства организации и реализации научного исследования.

Структура научного познания с точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания включает в себя четыре необходимых элемента, находящихся в системном единстве:

А) субъект науки – ключевой ее элемент;

Б) объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука, на что направлена мысль исследователя;

В) система методов и приемов, характерных для данной науки и обусловленных своеобразием их предметов;

Г) специфический язык – знаки, символы, формулы и т.д.

Объект исследования – та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

Для построения объекта необходимо также отделить его содержание, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания. Процесс построения объекта научного исследования невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Один и тот же объект может входить в предмет нескольких разных исследований и даже различных наук. Совершенно различные предметы при изучении человека строятся такими науками, как антропология, социология, психология, физиология, эргономика. Поэтому понятию предмета исследования противопоставляется не объект, а эмпирическая область – совокупность научных факторов и описаний, на которых развертывается предмет исследования.

Исходя из данного расчленения научного знания, можно обрисовать последовательные этапы исследовательского движения, открывающиеся сквозь призму нормативно-методологического анализа. В качестве таких этапов выделяются: постановка проблемы, построение и обоснование предмета исследования, построение теории и проверка полученных результатов.

Важно отметить, что постановка проблемы опирается не только на обнаружение неполноты имеющегося знания, но и на некоторое «предзнание» о способе преодоления этой неполноты. Именно критическая рефлексия, ведущая к обнаружению пробелов в системе знаний или ложности его неявных предпосылок, играет здесь ведущую роль. Сама работа по формировке проблемы носит принципиально методологический характер не зависимо от того, опирается ли исследователь сознательно на те или иные методологические положения или они определяют ход его мыслей неявным образом.

Работа по построению и обоснованию предмета исследования также является преимущественно методологической, в ходе нее осуществляется развертывание проблемы, включение ее в систему существующего знания. Именно здесь и происходит слияние методологии с содержательной стороной процесса познания. Методология на этом этапе выполняет скорее конструктивную, нежели критическую функцию, корректирую работу исследователя. На стадии построения предмета исследования чаще всего и вводятся новые понятия, методы обработки данных и другие средства, пригодные для решения поставленной задачи.

На этапах построения частнонаучной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Отсюда видно, Что с помощью методологии самой по себе нельзя решить ни одной частнонаучной задачи и нельзя построить предметное содержание никакой конкретной области. Для успешного использования достижений методологической мысли необходимо сочетание творческого движения «сверху вниз» и «снизу вверх».

Субъект исследования – это сам исследователь в плане его личностных особенностей, научных позиций, навыков научного исследования, используемого научного инструментария. Субъектом может выступать и коллектив или общество в целом.

Структура научного познания может быть представлена как единство двух основных уровней – эмпирического и теоретического, связанных и взаимопроникающих друг в друга. В этой связи необходимо различать оппозиции «чувственное - рациональное » и «эмпирическое - теоретическое ». Сами понятия тесно связаны между собой, а у оппозиции «эмпирическое - теоретическое » есть различия уже в рамках рационального.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания. В этом аспекте рационализм противопоставляется эмпиризму как сенсуализму с его признанием только чувственной данности знания. Но в более широком смысле эмпиризм также выступает как объединительное начало для ряда теорий познания.

Эмпиризм как направление в теории познания признает чувственный опыт источником всякого знания. От такого понимания эмпиризма идет представление об эмпирическом исследовании как дающем фактическую основу для научных обобщений и высказываний.

Если объектом познания выступают явления психики, то и само познание, его структурные элементы обладают определенной спецификой.

Первый элемент – субъект познания. В силу многовариантности психологического знания процесс познания психических явлений в значительной степени зависит от личности исследователя, от наличия его школы, т.е. его последователей и учеников, от авторитета в научном мире. Научная школа, выступая формой коллективности исследовательского труда, имеет следующие типологические формы. Школа как исследовательский коллектив и школа как направление в определенной области знания. В этом ракурсе наука выступает не только как производитель идей, но и как «производитель» людей. Так, в истории психологии можно выделить по указанным критериям высокий статус ученого и его школы таких представителей, как И.М. Сеченов, В. Вундт, З. Фрейд, Л.С. Выготский и др.

Второй элемент – объект исследования. Именно его специфика определяет тот инструментарий, при помощи которого будет исследоваться предмет науки. Психическое всегда исследуется опосредованно, через поведение, саморефлексию. Явления психики весьма подвижны, быстро изменчивы и отличаются сверх динамичностью. Поэтому сложность научного познания психики очень высока, так же как высокая степень субъективности самого психологического знания.

Содержание третьего и четвертого элементов также вытекает из специфики психики как объекта научного познания. Не только выбор методов научного познания, но и процесс их использования во многом зависит от личности исследователя, т.е. происходит процесс субъективирования самой процедуры научной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: