Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта




Общие подходы реализуются в следующих требованиях:

1. Структурирование событийного потока на исторические и не-исторические события. Хронологическая таблица не должна рассматриваться как простой перечень датированных событий. Хронология может выступать в качестве самостоятельного исторического источника. Способ проверки сформированности этой мыслительной стратегии: из хронологического ряда, длина которого не менее 10 событий, школьникам предлагается составить собственные хронологические таблицы "главных" и "второстепенных" событий и объяснить свой выбор. Если заявленный учеником принцип отбора "главных" событий действительно последовательно приведён в его выборе, можно этот результат считать успешным.

2. Перевод внутренних значений во внешние смыслы. Сформированность этой стратегии определяется, например, способностью школьника переформулировать свои знания и адресовать их иным школьным возрастным группам. Экспертами могут выступать школьники, для которых написаны (рассказаны) истории старших учеников. Эта стратегия формирует и педагогическую сторону учебной коммуникации. Формой предъявления могут быть книги рассказов по истории, написанные учениками, сценарии документальных или художественных фильмов на исторические сюжеты и т.д.

3. Проведение исторических параллелей. Можно предложить такую, по необходимости, упрощенную схему проверки: школьникам предлагается написать список смыслов, которые у них вызывает событие X и которое сопоставляется с событием Y (список смыслов которого также пишется отдельно). Затем оба события объединяются рамкой сравнения, и школьники составляют список уже как бы одного события. Если в этом списке появляются новые смыслы, которых не было в двух предыдущих, историческую параллель можно считать удачной. Длина разночтений списков, вероятно, будет пропорциональна свежести исторического сравнения.

4. Порождение историографических метафор. Сформированность данной стратегии наиболее трудно поддаётся проверке. Кроме традиционных экспертных оценок, можно предложить процедуру профанирования придуманной метафоры: школьники стараются исчерпать её смыслы в собственном пересказе. Чем нетривиальней метафора, тем сложнее её пересказать.

Перечисленные выше способы проверки сформированности тех или иных мыслительных стратегий могут быть дополнены новыми, в том числе интегративными, связанными с изобразительным или литературным творчеством школьников.

В 60—80_е гг. на первое место выдвигается цель развития активности и самостоятельности учащихся на уроках истории. Всебольше внимания уделяется проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них приемовработы, умений, поднимается вопрос о развивающем обучении.Так, А.А.Янко_Триницкая, Н.И. Запорожец изучают умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МПГУ — уровни познавательной деятельности, приемы работы, умения и способы познавательной активности, разрабатывают структурно функциональный подход к отбору содержания, приемы и средства обучения. Специалисты Института содержания и методовобучения Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер поднимают вопросы о проблемности обучения и развитии исторического мышленияучащихся и в связи с этим о месте и роли познавательных задач. В решении этих проблем И.Я.Лернер видел важнейший путь развития самостоятельного творческого мышления учеников. Таким образом, в 80_е гг. важнейшей целью процессаобучения становится развитие личности ученика.

 

История, как и любой школьный предмет, имеет свои цели обучения, при определении которых следует исходить преждевсего из интересов личности школьника, ее развития. Общественные интересы не должны подавлять интересы личности и тем более превалировать над ними.Важнейшая специфическая функция обучения истории —это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем ее традиций иобычаев. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание. Институтом общеобразовательной школы определены следующие важнейшие цели обучения истории:овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до нашего времени; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе осмысления идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: