ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Значение объяснительных принципов

Объяснительных принципов, как образованных категорий, реализуемых в психологических теориях, достаточно много. Но только часть их претендует на статус общих принципов психологии. В качестве принципов психологии выступают наиболее общие направления построения психологических объяснений. Разделяемые принципы и категории ориентируют автора на определенные ценности и парадигмальные пути построения психологического знания. Тем самым появляется новый аспект сравнения психологических теорий- с точки зрения представленной в них методологии, соответствующей той или иной картине мира, которая «прочитывается» в ориентации её на определенное понимание организации научного познания и общую методологию. В таком метаанализе можно все же выделить линии развития общей и частной методологии. Например, принцип детерминизма может рассматриваться и как общенаучный, и принимать конкретные формы на стадиях развития собственного психологического знания. Поэтому, представляя далее ряд принципов психологии, нужно различать их как филосовско - методологическую составляющую и как составляющую конкретных психологических теорий, в свою очередь, не представимых без использования тех или иных базовых категорий в их конкретно- психологическом понимании.

 

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм может выступать в различных формах:

- причинности (каузальности) как совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его;

- системный детерминизм – зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого;

- детерминизм типа обратной связи – следствие воздействует на вызвавшую его причину;

- детерминизм статистический – при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности;

- целевой детерминизм – предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения.

Принцип детерминизма имеет свою историю, в которой можно выделить некоторые этапы.

Предмеханический детерминизм. Первая веха – гилозоизм

исходил из всеобщей целостности всего сущего без разделения органической и неорганической природы и предусматривал поиск универсальной причины, объясняющей все происходящее.

Один из вариантов предмеханического детерминизма сложился в

период средневековья и выразился в попытке объяснить «душу» как особую сущность, подчиняющуюся только воле бога. Затем вернулись к естественным причинам, объясняющим психику, т.е. видели биологические ее основания. И, наконец, оптический вариант предмеханического детерминизма предусматривал объяснение психического, в частности ощущений и восприятия, по аналогии с физическими, а именно оптическими процессами.

Научная революция 17в. создала новую форму детерминизма – механический детерминизм. Главное – объяснение организма как своего рода машины, т.е. особым образом организованной и автоматически действующей системы. В качестве примера можно привести позицию Декарта, который высказал дуалистические взгляды, увидев в человеке две сущности: телесную и духовную.Отсюда идеи параллелизма и ассоциатизма. Преодолели дуализм Гартли и Ламетри, у которых «человек-машина» - это иерархизированная система, включающая механику поведения, способность чувствовать и выступать источником особой энергии. Появилась идея биоэнергии, что послужило толчком к переходу к новой форме - детерминизму биологическому. Его научными основаниями было учение об естественном отборе, которое позволило перейти от структурализма к функционализму. Действия субъекта объяснялось не механической реакцией на ситуацию и внешний стимул, а как инструмент решения проблемы. Сознание рассматривалось как посредник между организмом и средой. Ученые вплотную подошли к постановке вопроса, как происходит психическое реагирование на внешние раздражители.

Психический детерминизм. Исходит из признания психической обусловленности поведения человека, но настаивает на наличии двух видов факторов формирования психики: биологических и социальных. Социальные условия жизни переходят во внутренний план (интериоризация), который удерживается человеком, благодаря сознанию, и выступает причиной его активности.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

 

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Внутреннее строение таких объектов описывается при помощи таких понятий, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системность как принцип или подход к изучению объектов не был придуман кем-либо. Он объективно направлял исследовательскую практику. Сами исследователи определяли его как один из рабочих принципов познания. Так, ам. физиолог У. Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые ее нарушают. Принцип системности в образе гомеостаза оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в др. науках. В учении о биоценозах (совокупности живых организмов, населяющих данный участок суши или водоема), генетике, кибернетике, социологии, психологии и т.д.

Чтобы выяснить специфику знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Таких типов пять: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм.

Холизм (от гр. «холос» - целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая его как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии это проявилось в признании изначальности и целостности души. Постепенно произошло разрушение версии о глобальных психических первоначалах, которые принимались как целостности, не требующие доказательств и обоснований.

Элементаризм – оставляет без внимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. В психологии подобный стиль мышления привел к видению неделимых частиц сознания. Так, первичные ощущения, простейшие чувствования принимались за основу психической жизни.

Эклектизм – соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений. Так, Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, соединяемые посредством ассоциаций, но видя органиченность этой позиции, он ввел в качестве «верховного организатора» процессов сознания особую волевую силу – апперцепцию.

Редукционизм – (от лат. «редукцио» - отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Например, сведение сложного поведения к простой схеме «стимул – реакция» или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Мышление пытались свести к физиологическим процессам.

Внешний методологизм – это попытка прикрыться методологией, которая придает лишь видимость системности и логичности. Выготский уподоблял такую методологию внешнему панцырю молюсков или черепах, в отличие от позвоночных, у которых методологическая опора находится внутри.

В теоретическом столкновении с несистемными представлениями шло становление системного подхода.

Первым принцип системности утвердил Аристотель, практически выдвинув идею гомеостаза и активности организма. После него достигнутый им синтез был утрачен. Его место на столетия заняли два подхода: либо дуалистический, разделяющий душу и тело, либо редукционистский, рассматривающий психику, «душу» как разновидность материи.

В 17 в. Декарт вновь вернулся к системности, показав, что внешний и внутренний мир человека составляют одну систему и без сопоставления их взаимодействия невозможно понять психическую деятельность человека.

В 19-20 вв. изучение нервной системы, рефлекторной деятельности, процедуры взаимодействия сенсорных и двигателных нервов по-новому высветило влияние системности на познание человека и его психики. Можно привести примеры систем, которые психологи изучают с целью понять природу психичесих явлений. Это «организм - психика», внутренняя структура психики и др.

Принцип системности на сегодняшнем этапе развития психологии как науки, когда наблюдается мозаичность и пестрота психологических теорий, концепций и школ, может, с точки зрения Г. Олпорта, явиться методологической основой выхода психологии из состояния кризиса.

 

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

Принцип развития – предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Также он предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Это происходит, несмотря на тип развития: эволюционный или революционный. Их соотношение таково, что, с одной стороны, обеспечивается преемственность в смене уровней при самых радикальных преобразованиях процесса развития. С другой, - происходит становление качественно новых форм, не сводимых к предшествующим.

Примером может служить процесс становления психики в рамках филогенеза, где сама психика выступает как своего рода инструмент организации организма в среде с целью наиболее эффективной адаптации. Также и в процессе онтогенеза психика представляет собой единство процессов по оси координат: образ – действие – мотив.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Это основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 30-е гг. 20в. С.Л. Рубинштейном в следующей формулировке: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимаются иначе, чем в интроспективной и бихивеористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Эмпирически было доказано, что в процессе конкретной деятельности меняется характер протекания психических явлений и их результат.

С данным принципом тесно связан и принцип активности при изучении явлений психики. Активность рассматривается как проявление человека, имеющее внутренний побудитель. В этом он существенно отличается от принципа реактивности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: