Содержание разделов и тем
РАЗДЕЛ 1. Концептуальные, научно-методические основы дифф
Еренцированного и интегрированного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 1. Теоретико-методологические положения отечественной дефектологической науки как основа специального образования в России.
Исторические аспекты становления специального образования. Теоретико-методологические положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теория отношений Б.Г. Ананьева; теория личности В.Н. Мясищева; положение о психическом и личностном развитии ребенка как процессе усвоения социально-культурного опыта Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина; учение Л.С. Выготского о компенсации психических функций, и проблемы компенсации психических функций в работах отечественных психологов А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьева, В.И. Лубовского, В. В. Лебединского и др. Понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов и основы обучения и воспитания.
Положение о необходимости организации коррекционно-развивающей среды для ребенка с нарушением в развитии В. В. Лебединского В.Г. Петровой, В.И. Лубовского, К. С. Лебединской, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др..
Идеи Л.С. Выготского как концептуальные основы обучения детей с нарушениями развития. Выделение В.В. Лебединским типов нарушений психического развития. Структура дефекта. Дифференцированное обучение как часть системы реабилитации лиц с нарушениями в развитии.
Тема 2. Особенности социальных, психологических, образовательных потребностей лиц с различными вариантами дизонтогенеза.
Характер отставания в развитии, значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности при различных вариантах дизонтогенеза, неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Особенности познавательной деятельности при разных типах нарушений психического развития детей (при нарушениях в развитии интеллекта, слуха, речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы, сложных нарушениях). Особенности личностного развития и межличностных отношений лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. Социальная дезадаптация как проявление нарушения деятельности, общения, поведения и психических состояний лиц с отклонениями в развитии. Профилактика и преодоление социальной дезадаптации.
Особенности образовательных потребностей лиц с недоразвитием, поврежденным развитием, с задержанным развитием, с дефицитарным развитием, с искаженным развитием, с дисгармоничным развитием, со сложными нарушениями в развитии.
Тема 3. Задачи и принципы обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Цели и задачи специальной педагогической помощи в образовании: внедрение модели социальной профилактики, интеграция лиц с особыми образовательными потребностями в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки в единстве с коррекционно-развивающим педагогическим процессом и лечебно-оздоровительным комплексом мероприятий. Социокультурная реабилитация как фактор приобщения к активной жизненной позиции и деятельности лиц с отклонениями в развитии и включения в различные виды творчества, досуга, общественной жизни, культуры. Обеспечение доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры.
Принципы обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Принципы воспитания: общие с педагогическими и специфические.
Тема 4. Организация специальной психолого-педагогической помощи в России.
Исторические аспекты становления системы специализированной помощи людям с проблемами в развитии в России. Дифференцированная система коррекционных образовательных учреждений для лиц с нарушениями развития в РФ. Современная система специализированной помощи людям с проблемами в развитии в России. Цели и задачи психолого-медико-педагогической комиссии. Цели и задачи психолого-медико-педагогического консилиума.
Тема 5. Специфика содержания специального образования. Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями. Технические средства обучения.
Организация специальных образовательных условий для лиц с особыми образовательными потребностями.
Система носителей содержания образования: специальный Федеральный государственный образовательный стандарт, базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия, их коррекционная составляющая.
Специфика формирования гигиенических навыков, социально-бытовых знаний, умений, навыков, навыков самообслуживания, расширение знаний об окружающей жизни у лиц с отклонениями в развитии в зависимости от возраста и с учетом потребности лиц с отклонениями в развитии. Формирование навыков хозяйственно-бытовой деятельности.
Профессиональная ориентация лиц с отклонениями в развитии и трудовая реабилитация лиц с отклонениями в развитии. Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития лиц с особыми образовательными потребностями, медицинский контроль и профилактика заболеваемости, включение оздоровительных технологий в педагогический процесс. Задачи лечебно-оздоровительной работы: укрепление физического и психоневрологического здоровья лиц с особыми образовательными потребностями, организация ЛФК; создание в образовательной организации благоприятного лечебно-оздоровительного режима (строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на обучающегося, соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания; осуществление психокоррекции лиц с такими нарушениями, как двигательная расторможенность, проявления психопатоподобного поведения).
Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях. Формы обучения. Типы и структура уроков. Структурные элементы урока. Особенности построения уроков различного типа. Виды дополнительных форм организации педагогического процесса лиц с особыми образовательными потребностями. Технические средства обучения.
Тема 6. Специфика технологии использования общих и специальных методов обучения в образовании лиц с особыми образовательными потребностями.
Основные дидактические концепции. Дидактические концепции в специальной педагогике.
Специфика технологии использования общих и специальных методов обучения лиц с особыми образовательными потребностями.