Что смешит нас в рассказе Хлестакова?




Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Выполните приведенные ниже задания (задание 81, 82)

2. Ответьте на вопросы (устно).

1. Как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях.

2. Как выглядит и как ведёт себя Хлестаков в доме городничего?

3. Доволен ли Хлестаков осмотром города?

4. Отчего чиновники так настойчиво говорят о своём отвращении к картам?

Перечитаем явление 6 действия 4.

1. Как ведёт себя Хлестаков с Анной Андреевной и Марьей Антоновной?

2. Соревнование в любезностях продолжается. Какими жестами Хлестакова сопровождается этот диалог?

3. Внимательно перечитайте СЦЕНУ ВРАНЬЯ:

Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

А) Гиперболы (выпишите примеры)

Б) «Московский телеграф » - крупнейший для своего времени журнал, издававшийся с 1825-1834 гг. Н. А. Полевым. В нём одно время сотрудничали Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский. И всё это в экстазе самообольщения Хлестаков приписывает себе!

В) Комична сама неопределённость тех хвастливых фраз, которыми Хлестаков хочет поразить своих слушателей. Он пытается сказать нечто сверхъестественное, необычайно эффективное. Но сказать ему совершенно нечего. Поэтому фраза часто обрывается на середине, он перескакивает с одного на другоелёгкость необыкновенная в мыслях »), фразы его пусты, в них нет никакого определённого содержания (Достаточно вспомнить одну реплику Хлестакова, чтобы оправдать эпитет Гоголя, назвавшего Хлестакова в «Замечаниях для гг. актёров» пустейшим: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, отвечает, бывало: «так как-то всё …» - конструирует убожественный диалог, но зато с Пушкиным. (Его воображение убого, но дерзостно.)

Г) Пассаж об арбузе и супе. Почему, в самом деле, арбуз – 700 руб, ведь за 700 р. можно купить вещи более изысканные, но их-то Хлестаков не знает, вообразить не может и предлагает арбуз, но за 700 рублей.

Д)Итак, человек не способен быть даже настоящим лжецом. Настоящий лжец лжёт зачем-нибудь, то есть ради какой-то цели, так как для него невозможен даже простейший анализ обстановки.

Е)Как неопределённость мысли Хлестакова сказывается и в самом построении монолога? (напишите свой ответ по следующему плану:

· В начале монолога он….

· Желая утвердить себя в глазах слушателей, говорит, что….

· А в конце он…

· Вывод: Ложь на наших глазах фантастически разрастается. Он чувствует, что он и в литературе уже господин, и на балах не последний, и сам даёт балы и, наконец, что он – государственный человек.

Ж) Что же даёт Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице величия?

З) Самое комическое в восприятии слушателями вранья Хлестакова в том, что истинное лицо чиновники принимают за искусную маску, а вымышленный им вздор – за действительное, настоящее лицо. Поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узна́ют его.

И) Реплика Хлестакова: «Как взбежишь по лестнице к себе на 4-й этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель » - чиновникам кажется оговоркой, инерцией старой роли бедного чиновника, которую пытается играть Хлестаков и которую ему пришлось оставить благодаря «тонкому разоблачению» городничего. Эта реплика гениально многозначительна: напоминает самому Хлестакову и зрителям о том, как далеко он ушёл в своих рассказах о действительности.

- Даёт возможность представить, что Хлестаков – человек «без царя в голове », что он врёт не по плану и проговаривается.

- Эта реплика обнаруживает, насколько ошеломлены чиновники, не способные усомниться в истине рассказа Хлестакова даже после такого откровенного саморазоблачения.

ü ИТАК, Эта сцена кульминационная.

ü Дрожа от страха перед неожиданно открывшейся пред ними значительностью положения и чина Хлестакова, они восхищаются им.

ü Слушатели в 6 явл. приходят во всё больший испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (примеры) В конце сцены городничий с перепугу не может произнести ни слова.

ü Страх перед ним стал почти паническим. После потрясения, испытанного чиновниками в этой сцене, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова.

ü Гоголь не раз указывал, что «самый ужас, гроза идущего вдали закона» является основной пружиной действия комедии. Поэтому данный эпизод мы считаем решающим моментом в развитии действия, самым острым проявлением конфликта – кульминацией.

Фантастическая ложь Хлестакова имеет определённые реальные основания. – Завесу над какими сторонами петербургской жизни приоткрывает Хлестаков?

Хлестаковщина свойственна каждому из чиновников, и Городничему, и Марье Антоновне, и Анне Андреевне… Любой хочет сыграть роль позначительнее, чем есть на самом деле. (Сходство жизненных представлений Хлестакова и городских чиновников: именно таким в их представлении и должен быть высокопоставленный блюститель законов. Хлестаков – обобщающий социальный тип, духовное и реальное порождение сословно-чиновничьей монархии.

Оценка, которую дают чиновники Хлестакову (7 явл. 3 действие: «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры. Приведи свои примеры.

Итог. В ІІІ действии характер Хлестакова раскрылся глубоко. Отчего это произошло, отчего перед ним стоит всё на вытяжку? Ему до этого нет дела: чтобы понять, нужно подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обременённом желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чём он только что говорит.

Цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона. Дело идёт о судьбе городничего, и выход один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идёт к ревизору с просьбой-доносом. А самого ревизора умаслить взятками. последние реплики городничего.

Таким образом, в комедии Гоголь смеётся не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

Что же такое миражная интрига?

Мираж – это нечто кажущееся..

За несколько минут в сцене вранья Хлестакова мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чинов­ников Хлестаков делает головокружительную карьеру.

Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием. Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но некими качествами самого Хлестакова.

Домашняя работа. 1.Дочитать произведение, кто не дочитал.

2.Мини-сочинение. “Сам себе ревизор”. Как вы думаете, почему “Ревизор” до сих пор изучается в школе и идет на сценах театров? Что вы понимаете под злободневностью? Какие же недостатки, осмеянные Гоголем, проявляются в современном обществе? Можно ли считать комедию Гоголя современной?

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: