ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА-ПРИГОВОР В МОДЕЛИ МИРА




Тема Судьбы в истории культуры,философские мировоззренческиеракурсы рассмотрения

 

 

Исполнитель: студентка 2 курса группы «АФ-23»

факультета иностранных языков

Закревская Ольга Николаевна

Проверил: доцент Костенич В.А.

 

 

Могилев 2012


Содержание

 

 

Введение..................................................................................................... 3

 

Часть 1. Человек и его судьба-приговор в модели мира

 

Часть 2. Идея судьбы на востоке

 

Часть 3. СУДЬБА И МУДРОСТЬ

 

 


 

 

ДОбавить:

Судьба и случай»

Фатум или Свобода»

Введение

 

С мифом о герое мы вступаем в новую фазу поэтапного развития. Происходит радикальный сдвиг центра тяжести. Во всех мифах о сотворении доминантной чертой являлось космическое качество мифа, его универсальность; но теперь миф фокусирует внимание на мире как на центре вселенной, на месте нахождения человека. С точки зрения стадиального развития это означает, что Эго-сознание человека стало независимым, но также и то, что вся его личность отделилась от естественного контекста окружающего мира и бессознательного.

Хотя разделение Прародителей Мира является, строго говоря, интегральной частью мифа о герое, то, что на стадии разделения могло быть представлено только космическими символами, теперь вступает в фазу очеловечивания и формирования личности.

Таким образом, герой является архетипическим предшественником человечества в целом. Его судьба - образец, в соответствии с которым должно жить человечество, и всегда жило, хотя нерешительно и непоследовательно; и как бы далек ни был миф о герое от образа идеального человека, он стал неотъемлемой частью личностного развития каждого индивида.


Часть 1

 

чЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА-ПРИГОВОР В МОДЕЛИ МИРА

 

 

Человек появляется на свет, а судьба, участь - часть, доля ему уже назначена. Рождение - ее первое проявление, начало осуществления некоего плана. По модели мира (ММ) этот план может быть представлен как рождение - "самое жизнь" (проживание, в котором предполагается брак и потомство, т.е. закладывается возможность продолжения жизни за пределами срока, отпущенного данному человеку) - смерть.

Членение жизненного цикла, где все решено за, помимо человека, заранее, четко сформулировано, например, в загадке, ср.: "Первого не вижу, второго не замечаю, третьего не помню"; ("рождение) Это план, по которому проживает жизнь каждый, всякий, любой человек; в этом отношении план универсален. Но каждый, всякий, любой человек одновременно и единствен в своем роде, неповторим, индивидуален. Это отражается и на его судьбе: общий для всех, обязательный путь каждый человек проходит по-своему. Следовательно, его жизненный цикл изначально строится по двум полярным параметрам: однозначность и вариативность, которые соответствуют основоположной оппозиции Модели Мира - определенность/неопределенность.

Человек исполняет общечеловеческую судьбу и одновременно ту, которая выделена специально и только для него, свою часть из общего. Однако он не просто протаптывает свою тропинку на этой общей дороге: оба пути то сплетаются, сливаются друг с другом, то дают самые неожиданные девиации.

Основные точки схождения/расхождения обнаружимы достаточно легко. Общее - начало и конец, рождение и смерть. Разное - то, что находится между ними, "самое жизнь", путь от начала к концу. Отношения между жизнью и смертью ("если родился, то должен умереть") только выглядят причинно-следственными. Самая большая загадка - предопределенность рождения, а не следующие "после или вследствие этого" жизнь и смерть.

Судьба определяется в масштабах человеческого рода, который постоянно обновляется, т.е. постоянно рождается: это и есть кульминация жизненного цикла, перекрывающая смерть (выражение "что на роду написано" имеет в виду судьбу рода, а не только индивида). Об этом же свидетельствует и нарекание судьбы на поколения вперед (родится сын, внук... которому суждено), и появление у колыбели новорожденного прорицательниц, которые, скорее, "открывают", чем "назначают" его судьбу.

Непреложность судьбы настойчиво подчеркивается в Модели Мира. Примечательно это ее выражение на словесном уровне, т.е. в текстах, и притом не только фольклорных: речь идет обычно не о констатации факта, а о запрете вступать в спор с судьбой. Тем самым оказывается, что человек не принимает безоговорочно то, что ему назначено, и пытается внести коррективы. Само выражение "от судьбы не уйдешь" является ответом на попытку "уйти от судьбы". Мощный аппарат Модели Мира призван отучить человека от посягательств на волю высших сил. В рамках христианской традиции это еще одно неразумное неповиновение; первым человек уничтожил собственное бессмертие, вторым безуспешно пытается его вернуть; в обоих случаях грех состоит в подмене свободы выбора своеволием.

Среди достаточно разнообразного репертуара сказочных сюжетов о судьбе значительную часть составляют сказки о невозможности изменить назначенную судьбу, ср. "Предназначенная жена": царевич узнает, что ему в жены назначена больная, безобразная девушка низкого происхождения; ударяет ее ножом; она от удара выздоравливает, становится красавицей; царевич на ней женится (здесь присутствует дидактический мотив: почему не надо спорить с судьбой); ""От судьбы не уйдешь": охотник проходит мимо волков и лис, видит змею, пули отскакивают от нее, потом она падает на него, и он гибнет; Эти и подобные сюжеты тяготеют к бытовым сказкам и быличкам - как бы для подчеркивания "историчности" происшедшего.

Способы узнавания судьбы в быличках - по сути дела экспликация системы гаданий, предсказаний, примет и т.д., сформированной в Модели Мира в виде корпуса "правил", определяющих мифологическое программирование повседневной жизни человека. Система "правил" разработана настолько детально, что, пользуясь ею, человек получает информацию не только о главных этапах своей жизни, но едва ли не о каждом своем шаге в каждый данный момент.

"Правила" строятся по модели "если... то", и в них тем самым закладывается возможность выбора. Поскольку "правило" предполагает правильный выбор, обеспечивается и возможность правильного, благополучного проживания жизни. С другой стороны, открывается возможность влиять на собственную судьбу. О напрасных попытках изменить судьбу уже говорилось, здесь достаточно, пожалуй, упомянуть лишь самый известный сюжет - Эдип; Андрей Критский, Папа Григорий - в обоих случаях грех искупается покаянием. Раскаяние, покаяние как перечеркивание совершенного нарушения в определенной степени также является влиянием на собственную судьбу.

Модель Мира, что ей и предлагается по статусу, беспристрастно фиксирует ситуацию человек-судьба как в ее полярных, так и в "средних", более нейтральных проявлениях. И здесь, конечно, не находят отражения все мучительные попытки человека разгадать тайну наделения судьбой, его протест, его борьба с судьбой - все, что веками выплескивается в философские размышления и в литературу.

В сущности основной "болевой точкой" в прении человека с судьбой является страх смерти, протест против его непонятной неизбежности. Если, вернувшись к Модели Мира, рассмотреть, что, так сказать, представляет главную ставку в конфликте человека с судьбой, окажется, что среди не слишком разнообразных вариантов (брак и рождение детей, богатство) основой является смерть, и все строится в соответствии с тем, удается человеку избежать ее или хотя бы оттянуть, или не удается ("Аника-воин"). Усложняющим является то обстоятельство, что в принципе человек не знает час своей смерти, на что есть соответствующий сюжет: "Почему люди перестали знать время своей смерти?" Странствуя по земле, Бог встречает мужика, который говорит ему, что делает непрочный забор, так как знает, что скоро должен умереть; тогда Бог решает скрыть от людей время их кончины. - Как видно, здесь обе стороны проявляют спокойствие и рационализм. Час смерти узнается либо случайно, либо путем специальных приемов. Тогда-то и появляется возможность выбора - покориться или бороться.

 

Часть 2

ИДЕЯ СУДЬБЫНА ВОСТОКЕ

 

 

Идея Судьбы не появилась на буддийском Востоке, ибо не было того, что породило эту идею в Греции, в частности не было представления об изначальном Хаосе, следствием которого явилась вера в непредсказуемость и неотвратимость рока с вытекающими отсюда последствиями (фатализм, детерминизм, стоическая жертвенность - трагическое мироощущение).

 

Б.А. Успенский делает вывод: " Судьба - это хаос, энтропия, то, чего мы не ожидаем". Но закон энтропии работает в замкнутой системе и, действительно, идея судьбы реализуется в замкнутой системе и не действует в открытой, что подтверждается духовным опытом Востока. Восток и Запад, две половины Целого, самопознаются друг в друге, в понимании судьбы в том числе. Неразрешимое для Запада противоречие между Свободой и Необходимостью не могло возникнуть на Востоке, ибо ничто ничему принципиально не противопоставлялось; мир изначально Един, недвойствен, и потому не постигаем расчленением, анализом и синтезом

Иногда переводят как "судьбу" понятие "воля Неба" (кит. тянь мин), но это не слепая сила, не рок, а высшее предначертание, которое человеку предстоит выполнить, если он хочет следовать правильному пути, ведущему его к освобождению от зависимости всякого рода. В отличие от греческого "тюхе" (букв. "попадание", удача, случайность), во что верили эллины, и то, что римляне называли "фортуной", китайцы считали, что если и подвернется удача, то нужно еще подумать, следует ли ею воспользоваться, не принесет ли это большую беду, если воспользуешься тем, что тебе не предназначено. От самого человека зависит его судьба: если он нарушает предначертание, идет против своей природы, врожденного дара, то идет против воли Неба, совершает самый великий грех, - убивает в себе атмана, свое истинное Я, свое предназначение.

Часть 3

СУДЬБА И МУДРОСТЬ

Мудрость определяется как суждение, основанное на знании жизни, глубоком понимании вещей, на опыте.

Анализ пословиц, афоризмов и т.п., касающихся судьбы, позволяет выявить, что думают люди о таком понятии, как судьба, как они относятся к ней, какое место уделяют они ей в своем бытии. Это дает возможность, в свою очередь, проанализировать понятие судьбы в онтологическом и функциональном аспектах. Онтологический аспект касается природы самого понятия "судьба", функциональный - ее роли в жизни людей.

Судьба есть движение жизни, изменение в положениях человека. Это изменение может быть зависимо или независимо от чьей-либо воли (соответственно - несвободно или свободно). В свою очередь, носителем (источником) воли, определяющей путь и его изменения, может быть сам человек или нечто, постороннее ему. Источником изменений, находящимся вне человека, может быть божество или иной распорядитель судеб, либо ни от кого не зависимый рок, предназначение, куда даже боги не смеют вмешиваться. Пересечение этих двух факторов (свобода и воля) представлено таблицей.

Свобода Источник воли

сам человек вне человека

Свобода

(возможность выбора) (1) "Человек - хозяин своей судьбы"

(2) "Все от бога" Несвобода (отсутствие выбора)

(3) "Лови случай" (случайность)

(4) "Судьбу не изменишь" (фатум)

 

Схема показывает четыре варианта соотношения свободы и воли в сфере судьбы.

(1) Полная свобода человека, полная зависимость его судьбы от его воли.

(2) Зависимость судьбы человека от предначертаний божества. Здесь бог делает выбор, от которого зависит судьба человека. Однако в этом случае человек может частично влиять на свою судьбу, так как он своим поведением, своими заслугами или мольбой может повлиять на решения бога. Судьба библейского Иова - пример такой частичной зависимости судьбы человека от него самого.

(3) Возможность изменения не зависит ни от человека, ни от божества, это - случай. Однако и здесь судьба частично зависит от самого человека, так как в его власти - воспользоваться случаем или упустить его.

(4) Полная несвобода человека, абсолютная детерминированность его судьбы, которая не зависит ни от кого, целиком представляя собой предустановление, над которым и боги не властны. Это близко к понятиям "фатум", "рок".

Таким образом, в представлении людей, судьба может быть полностью зависимой от человека (1), частично зависимой (2), (3) и абсолютно независимой (4).

Анализ высказываний, касающихся судьбы, позволяет выявить как общие представленая о судьбе, так и различные ее аспекты, которые могут быть представлены в виде оппозиций. Среди последних можно отметить следующие: 1) судьба и воля; 2) постоянство/изменчивость судьбы; 3) счастливая/несчастливая судьба; 4) справедливая/несправедливая судьба; 5) отношение человека к судьбе: исправимость/неисправимость ее; 6) способы изменения судьбы: активный/пассивный.

Что касается общей характеристики судьбы, то отмечается прежде всего всеобщая вера людей в судьбу, чувство судьбы свойственно всякому человеку: "Фортуна - божество, которое никогда не знало неверующих" (Сенак).

Судьба представляется как обязательный компонент переживаемых событий. Это особенно свойственно религиозному сознанию. В сказках "1001 ночи" постоянны ссылки на судьбу. В комедии Теренция "Евнух" Херея, подстроивший с помощью раба Парменона интригу, после ее благополучного завершения восклицает: "С кого начать? Кого хвалить? Того ли, кто совет мне дал? Себя ли за решительность? Судьбу ли, что направила все к лучшему и кстати нам? Отца ль за снисходительность?" Характерно, что успех дела он приписывает не только непосредственно протагонистам, но и судьбе.

Человек ощущает судьбу, как проявление произвола высших сил. Древние часто сравнивали судьбу с игрой богов: "Боги нами играют, как люди мячом" (Плавт); "Людскими делами играет власть богов" (Овидий); "О Фортуна! Кто из бессмертных и смертных жесточе тебя! Ты рада играть человеком" (Гораций).

В связи с этим возникает вопрос о постижимости судьбы. Суждения здесь противоречивы. С одной стороны, философ Грасиан говорит: "Знай свою судьбу, вопрошай Минерву", т.е. учитывай возможности, поступай мудро. Но чаще подчеркивается непостижимость судьбы для человека: "Судьба - закон, значение которого нам неизвестно, так как от нас ускользает огромное количество данных" (Галиени). Вследствие своей непостижимости судьба представляется как результат действия слепых и враждебных сил: "Тайный враг путает нашу судьбу, не щадя ни хороших, ни дурных" (Кохановский). Рассмотрим теперь указанные оппозиции.

1. Судьба и воля, желания человека. Это - основной вопрос, Здесь отражаются те стороны судьбы, которые представлены в приведенной выше схеме. Можно отметим следующие аспекты:

а) Подчеркивается расхождение между судьбой и волей (желаниями) человека. Еще древнеримский автор Сирус сказал: "У человека и судьбы разные планы". "Наша судьба и наши желания почти никогда не действуют согласованно" (Моруа).

б) Судьба часто интерпретируется как неизбежность, против которой бесполезно бороться, судьба неотделима от самого человека. "Веснушки неотделимы от кожи, как судьба от человека" (мальгашская пословица); "Иди куда хочешь, но умри там, где должен" (французская пословица);

в) Подчеркивается зависимость человека, невозможность для него управлять своей судьбой: "Звезды управляют человеком, а звездами управляет бог" (латинское изречение); "Твое дело - хорошо играть роль, которую тебе доверили. Выбор же этой роли - дело другого" (Эпиктет).

Более того, сами желания человека определяются как независимые от него самого, как предначертанные теми силами, от которых зависит его судьба: "Влечение сердца - это голос рока" (Шиллер). Тут мы видим крайнее представление о всесилии судьбы: если судьба совпадает с желаниями человека, то это потому что сами желания навязаны судьбой.

2. Постоянство/изменчивость судьбы. Многие высказывания подчеркивают постоянство, неизменность судьбы, невозможность переделать ее. "Нельзя ничего изменить в своей судьбе" (Эзоп). "Продолжительность жизни, дела, богатство, знания, смерть, - все предопределено уже в утробе матери" (древнеиндийская мудрость). "Человек несет свою судьбу, привязанной к шее" (Коран).

Судьба относится к людям неравномерно: одни получают счастливую судьбу, другие - несчастливую. "Иному судьба - мать, иному - мачеха" (русская пословица).

Эта неравномерность - также постоянна. Люди со счастливой судьбой - всегда счастливы, с несчастливой - всегда несчастливы. Иногда это постоянство судьбы объясняется характером самого человека (который, впрочем, дается ему тоже от Бога): "Небо, создавая людей, дает каждому согласно его склонностям. Оно добавляет тому, кто уже имеет, и опрокидывает то, что и так наклонено" (Конфуций). Однако, чаще это различие представлено как произвол высших сил: "Обычно счастье приходит к счастливому, несчастье - к несчастному" (Ларошфуко).

Но человек не мог бы жить и действовать в условиях строгой детерминированности, не оставляющей места для его инициативы. Отсюда - вера в изменчивость судьбы. Для обозначения неизменности судьбы употребляют часто термины Рок, предназначение, для обозначения ее изменчивости - Фортуна, удача, случай.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: