Психологические барьеры в предпринимательстве.
Вид психологического барьера | Проявление психологического барьера |
Избирательное восприятие и сужение поля зрения | Бизнесмены, принимающие решение, имеют свою систему оценок, установок и ожиданий и часто не замечают то, чего подсознательно не хотят замечать. При этом мышление оперирует. Не всей информацией, а только той, что проходит через фильтры восприятия |
Недостаточный объем информации | Получив информацию по какому-то вопросу, предприниматель может посчитать ее исчерпывающей, в то время как для оптимального решения проблемы требуется больше данных. Использование только части информации ведет к скороспелым и ошибочным выводам, так как при этом исключается много альтернатив |
Распыление внимания на частности в ущерб целому | В попытках найти решение внимание руководи теля может быть приковано к частным вопросам, на которые уходит большая часть мыслительных усилий, в то время как первостепенную важность имеет решение главной задачи |
Ложные установки | Часто принятию правильного решения мешают ошибочные установки, ограничивающие широту мышления и гибкость руководителя. К ним могут относиться негативизм, неоправданные опасения и обобщения, установки долженствования и пр. |
Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений
Если взять отдельно одну из этих характеристик (например, мышление), то для каждого человека можно выделить следующие его основные параметры: глубина, широта, быстрота и гибкость- Глубина характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек при этом может абстрагироваться от окружающих элементов. Широта отражает синтетический характер мышления, благодаря чему человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общем сценарии деятельности. Быстрота определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации.
Социокультурные особенности отношения к деньгам. Отношения к деньгам у разных социальных групп.
Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей и, как следствие, их поведения под воздействием денег.
Отношение к деньгам – это частное отношение, очерчивающее экономико-психологическую сферу данной системы.
Социокультурные особенности отношения к деньгам
Наиболее интересными являются вопросы отношения
- к деньгам как к ценности,
- к деньгам и работе,
- к соревновательности,
- сбережениям.
Однако определить влияние социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку превалирующее значение имеет совокупность качеств наднациональных, сминающих социокультурную специфику во всех сферах
- уровень экономического развития,
- степень вовлеченности страны в мировую систему хозяйства,
- уровень организованности производства и банковской системы.
Традиции опосредованно влияют на национальное экономическое поведение в отношении денег:
- одних устраивает позиция рантье,
- для других важно, чтобы деньги приносили деньги,
- третьи предпочитают сразу все потратить.
Очевидно, что экономический фактор достаточно силен, чтобы разрушить социокультурные особенности в восприятии денег. Традиции сохранились в большей степени там, где недавно начался экономический рост, несмотря на изменение структуры ценностей у молодежи. Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на протяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете. Так,
- В Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам; они копятся для традиционных, почти культовых поездок; отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д.
- Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, сохранился у евреев, многие века вынужденных думать "о черном дне".
- Склонны прятать деньги белорусы, поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории.
- У русских (в России) - от бродяги до купца - в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.
Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в:
- структуре трат,
- в сбережении денег,
- в отношении к гостям,
- в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам,
- в проблемах уравнительного распределения.
В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.
Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег.