Исследование влияния социально-психологических особенностей на развитие личности в зрелом возрасте




Исследование тревожности в зрелом возрасте

 

Поведение субъекта во многом обуславливается таким свойством личности как тревожность. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - полезная тревожность. Существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания является оценка человеком своего состояния.

Тревожность делится на личностную и ситуативную.

Личностная тревожность - это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и возможность воспринимать некоторое количество ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Ситуативная тревожность - это субъективно переживаемые эмоции: напряжение беспокойство, озабоченность, нервозность. Это эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, которая может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

Исследование тревожности по методике Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина

Цель исследования: Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности.

Материал и оборудование: Бланк шкал самооценки, включающий 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 - для оценки уровня личностной тревожности, ручка или карандаш для письма.

Порядок работы: Исследование испытуемых проводится по отдельности. Испытуемым предлагается ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. (Приложение №1,2).

Обработка результатов: Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа. Ориентировочные оценки: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная, 45 и более - высокая тревожность.

Проведение исследования

Проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А - испытуемые от 18 до 28 лет, группа Б - испытуемые от 28 до 38 лет.

Испытуемым предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям. (Приложение №3, Приложение №4)

Обработка результатов:

Вычисление средних показателей СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости от возрастного показателя. (Приложение №5)

На основе оценки уровня тревожности сделаны соответствующие выводы.

Показатель реактивной тревожности (РТ и ЛТ) высчитывают по формуле:

=∑1 - ∑2 + 35

 

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 15, 19, 20);

 

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35

 

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39)

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Анализ результатов

В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 38,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 42,2 баллов. Это умеренный уровень тревожности.

В группе «В» в среднем наблюдается высокая тревожность. Среднее значение ситуативной тревожности составляет 46,3 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 50 баллов.

Полученные результаты дают свидетельство о том, что с возрастом повышается ситуативная и личная тревожность.

Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Если она велика, то у человека нарушается внимание, а иногда и тонкая координация движений.

Личностная тревожность - это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

 

 


Заключение

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Зрелость - самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, достижение расцвета, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

2. Стиль общения необходимо анализировать как целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры - мотивационно-смысловая, выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей, мотивов, целей общения), и операциональная, представленная устойчивой системой приемов, способов, средств коммуникативного поведения. Стиль общения как единство указанных составляющих формируется в результате и процессе взаимодействия, взаимопознания, взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно - смысловым критериям общения. Направленность в общении есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.

Целью настоящей работы являлось изучение влияния социально-психологических особенностей личности в зрелом возрасте.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям социально-психологическим особенностям личности зрелого возраста, особенностей стилей общения в зрелом возрасте; выбрана методика для проведения экспериментального исследования влияния особенностей личности на стиль общения в зрелом возрасте (Методика исследования тревожности Спилбергера, Ханина)

По результатам проведенного экспериментального исследования мы не можем говорить об однозначной связи возраста и стиля общения. Это подтверждается данными теста

Анализ не выявил значимых связей между возрастом и особенностями общения. Таким образом, возраст не является основополагающим фактором, определяющим особенности общения в зрелом возрасте.

На основе сделанных выводов можно утверждать, что цель исследования достигнута. Гипотеза получила частичное подтверждение: выявлена связь возраста и определенного стиля общения.

 


Список литературы

личность психология зрелый возраст

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. - 180 с.

. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 c. ((348-357.))

. Введение в психологию. Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. ((384))

. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей

педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с. ((256-257,227))

. Годфруа Ж. Что такое психология: Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.

. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие - М.: 1997. - 256 с.

. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство «Институт психологии», 1996. - 224 с. ((163))

. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с. ((175-231))

. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с. ((492- использ.))

. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер, с англ. М.С. Жам-кочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с. ((35-36,41-43))

. Психология развития. Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005, 524 с. ((434))

. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

. Рогов Е.И. Общая психология Учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 1998. - 300 с.

. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. - 384 с.

. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.

сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. ((138)))

. Хулаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость». - М.: 2005 г.

18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г. - 512 с.

. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер.с англ. и нем./ Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; - М.:» Прогресс», 1990.-368 с.

. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. Пособие - М.: Аспект Пресс, 2005.-460c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: