Современное состояние профессионального образования в Республике Башкортостан




 

Система профессионального образования в Республике Башкортостан включает в себя разветвленную сеть учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, функционирующих во взаимодействии с социальными партнерами в целях удовлетворения потребностей республики и страны в рабочих и специалистах[11].

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 12 самостоятельных государственных учреждений высшего профессионального образования, 17 филиалов вузов, головные учреждения которых расположены в других регионах Российской Федерации, 4 негосударственных самостоятельных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Сеть государственных учреждений среднего профессионального образования, функционирующих на территории Республики Башкортостан, включает в себя 77 колледжей и техникумов. По числу учреждений среднего профессионального образования Республика Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе. Подготовка рабочих кадров в республике осуществляется в 94 учреждениях начального профессионального образования.

Подготовка кадров в республике ведется по 63 направлениям и 233 специальностям высшего профессионального образования, по 147 специальностям среднего профессионального образования и по 96 рабочим профессиям в учреждениях начального профессионального образования [12].

Общий контингент обучающихся в учреждениях профессионального образования составляет 283,1 тыс. человек, в том числе в вузах - 175,5 тыс. чел. (из них 151 тыс. чел. обучается в государственных вузах, 24,6 тыс. чел. - в негосударственных), 74,6 тыс. чел. - в учреждениях среднего профессионального образования и 33 тыс. человек - в учреждениях начального профессионального образования.

В 2009 году показатель количества обучающихся в государственных вузах в расчете на 10 тысяч человек населения достиг 373 человек (в Российской Федерации - 432 чел.). По численности обучающихся в ссузах студентов, приходящихся на 10 тыс. населения (184 чел.), республика занимает второе место (Оренбургская область (185 чел.) на первом). Среднее значение данного показателя в Приволжском федеральном округе - 164 чел., в Российской Федерации - 145 чел.

За последние 15 лет наблюдаются следующие тенденции в развитии профессионального образования республики:

1) отмечаются рост контингента обучающихся в вузовском сегменте образования (с 29% в 1995 году до 58,3% в 2009 году) и снижение в начальном профессиональном образовании (с 35,3% в 1995 году до 12,1% в 2009 году).

Вместе с тем республика по-прежнему отстает по показателю численности студентов вузов, приходящихся на 10 тыс. населения, и занимает 10-е место в Приволжском федеральном округе (в Республике Башкортостан - 371 чел., в Приволжском федеральном округе - 415 чел., в Российской Федерации - 432 чел.).

В структуре занятого в экономике населения количество специалистов с высшим профессиональным образованием составляет по республике только 17,6% против 26,2% в Российской Федерации; кадров с начальным профессиональным образованием в республике больше (28,2%), чем в среднем по Российской Федерации (18%);

2) отличительной особенностью государственной системы высшего профессионального образования республики является развитие сети крупных вузов, реализующих широкий спектр направлений подготовки. Если в Российской Федерации контингент студентов до 5 тысяч человек имеют 54% вузов, в республике - 16% (Уфимская государственная академия искусств им. З.Исмагилова и Башкирская государственная академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан). Вузов с численностью студентов от 5 до 7,5 тысяч в Российской Федерации - 20%, в республике - 42%, с численностью свыше 10 тыс. в Российской Федерации - 16%, в Республике Башкортостан - 42%;

) для системы высшего профессионального образования в период с 2000 года характерно увеличение на 39,3% приема в государственные вузы, рост до 64,7% в 2009 году доли внебюджетного приема;

4) с 2000 года изменилась структура подготовки кадров: в 1,4 раза увеличился бюджетный прием в вузы по отрасли «промышленность».

Значительное увеличение бюджетного приема отмечается по геологии, разведке и разработке полезных ископаемых (в 1,4 раза), энергетике, энергетическому машиностроению и электротехнике (в 2,5 раза), авиационной и ракетно-космической технике (в 3,3 раза), электронной технике, радиотехнике и связи (в 3,8 раза), автоматике и управлению (в 1,2 раза), приборостроению и оптотехнике (в 2,2 раза). В то же время отмечается уменьшение бюджетного приема по металлургии, машиностроению и материалообработке (на 18,3%), сельскому хозяйству (в 1,6 раза).

Подготовка кадров в учреждениях среднего профессионального образования характеризовалась ростом объемов подготовки специалистов в укрупненной группе специальностей «Промышленность» по наиболее востребованным отраслям высокотехнологичного производства: металлургия, машиностроение, металлообработка - в 0,5 раза; геология, разведка и разработка полезных ископаемых - в 0,5 раза; информатика и вычислительная техника - в 0,8 раза.

Подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования в этот период снизилась на 47%, что явилось отражением общей тенденции для Российской Федерации, связанной с резким снижением спроса и престижа на рабочие профессии[13].

В настоящее время в структуре подготовки рабочих кадров в училищах и лицеях ведущее место отведено промышленно-техническому профилю. На долю отраслей «промышленность», «строительство» и «транспорт» приходится 70% от общего приема;

) одновременно с ростом популярности и доступности высшего профессионального образования за последние 15 лет увеличился выпуск специалистов по гуманитарным наукам в 1,8 раза, образованию и педагогике - в 4,7 раза, экономике и управлению - почти в 10 раз.

Высокий спрос привел к тому, что лишь 10-12% студентов направлений «юриспруденция», «экономика и управление» обучаются на бюджетной основе;

6) развиваются новые финансово-экономические и организационно-правовые механизмы управления отраслью. В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» началась реструктуризация бюджетной сети Республики Башкортостан. В апреле 2009 года Министерством образования Республики Башкортостан был принят план мероприятий по реструктуризации бюджетной сети министерства, определены учреждения, тип которых изменялся на автономный[14]. В 2009/10 учебном году созданы 11 государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования Республики Башкортостан. В целях повышения эффективности расходов бюджетных средств в учреждениях профессионального образования вводится нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников образования;

7) учреждения профессионального образования Республики Башкортостан активно участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование». В 2006-2009 годах 15 учреждений профессионального образования стали обладателями грантов на реализацию инновационных образовательных программ (Уфимский государственный авиационный технический университет, 5 ссузов, 9 профессиональных училищ и лицеев), что позволило привлечь на их развитие из бюджетов всех уровней и средств работодателей 1,5 млрд. рублей;

) отмечается активное развитие инновационного потенциала учреждений профессионального образования.

В Республике Башкортостан активно прорабатываются инициативы по созданию энергомашиностроительного, лесопромышленного кластеров и кластера обеспечения туризма. Наряду с предприятиями и организациями равноправными участниками кластеров являются практически все ведущие вузы Республики Башкортостан, которые обеспечивают научно-технологическое сопровождение процессов и подготовку для кластеров высококвалифицированных кадров. В настоящее время в вузах ведется работа по созданию малых предприятий и индустриальных парков, деятельность которых связана с научными разработками, инновационными идеями. В целом в государственных вузах создано 38 инновационных структур[15].

Государственные вузы Республики Башкортостан за последние 5 лет привлекли на научно-исследовательские работы из различных источников более 2,5 млрд. рублей. За последние годы численность аспирантов увеличилась в 4 раза, кандидатов наук - в 1,6 раза, докторов наук - в 2,5 раза, количество патентов и авторских свидетельств возросло почти в 2 раза, инновационных структур при государственных вузах - в 1,9 раза.

В 2009/10 учебном году 6 учреждений среднего профессионального образования получили сертификаты качества, удостоверяющие соответствие системы менеджмента качества (СМК) в данных учреждениях и были включены в единый реестр организаций, имеющих сертифицированную СМК. В настоящее время в системе среднего профессионального образования республики 12 учреждений имеют сертификаты качества.

В настоящее время на базе учреждений среднего профессионального образования функционируют 19 республиканских и 5 федеральных экспериментальных площадок.

В 2010 году Нефтекамский машиностроительный колледж стал победителем конкурса для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата[16].

учреждений начального профессионального образования работают в инновационном режиме;

9) стабильными остаются показатели трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

10) учреждения профессионального образования активно взаимодействуют с предприятиями и организациями республики при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств.

В настоящее время между вузами, ссузами и учреждениями начального профессионального образования заключено более 2 тысяч договоров о сотрудничестве в области подготовки кадров с 2300 организациями, в том числе 4,5 тысячи договоров о прохождении практики;

) активно развивается международная деятельность вузов.

Вузами подписано около 300 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами Европы, Азии и США. Разработаны долговременные программы реализации совместных научно-исследовательских и внедренческих работ с университетами Германии, КНР, Финляндии, Франции, США, Болгарии, Турции и крупными международными компаниями. В последние годы в соответствии с геополитическими задачами Российской Федерации особое внимание уделяется развитию образовательных и научных связей с университетами ближнего зарубежья: подписаны договоры и осуществляется работа с вузами Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Абхазии[17].

В рамках плана по реализации Болонских соглашений проходят защиты магистерских дипломов по программе «двойных дипломов».

В вузах республики обучаются около 600 студентов и аспирантов из более чем 40 зарубежных стран

 


Методологический модуль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: