Донецкая Народная Республика
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия
Тема: «Твердые и мягкие лекарственные формы».
Учебная дисциплина: ОП.04«Фармакология»
Курс: I
Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
Количество часов: 2
Разработчик: Коваленко Е. Г.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена
на заседании цикловой комиссии
(протокол № _____
дата __________)
Председатель ЦК____________
(подпись)
Годар Л.Г.
(Ф.И О.)
«____»_____________ 20_____ г.
Донецк 2018
Инструкция к практическому занятию
Тема: «Твердые и мягкие лекарственные формы».
Продолжительность занятия – 2 часа
Актуальность темы
Твердые лекарственные формы являются наиболее распространенными формами для применения внутрь: таблетки, драже, порошки, капсулы и т.д. Именно поэтому знание и применение этих форм особенно актуально для изучения медицинскими работниками всех специальностей.
Цель занятия
Знать:
· Современные твердые и мягкие лекарственные формы, их использование в практической медицине, сравнительную характеристику их.
· Структуру рецепты, общие правила составления рецептов и оформление их на разные формы лекарств.
· Правила учета и безопасного хранения сильнодействующих, ядовитых и наркотических средств, а также рецептурных бланков.
Уметь:
· Проводить сравнительную характеристику твердых и мягких лекарственных форм.
· Давать советы по поводу способов употребления и условий хранения твердых и мягких лекарственных форм.
· Рассчитывать дозы.
· Решать ситуационные задачи по профессиональному направлению.
· Прочитать и проанализировать рецепты на твердые и мягкие лекарственные формы.
· Оформить требования на медикаментозные средства для лечено-профилактических учреждений.
Ход проведения занятия
I. Контроль начального уровня знаний
Тестовый контроль для изучения теоретической части (возможны другие варианты)
Тестовые задания | Варианты ответов |
1. Для какой лекарственной формы характерно: · Дозированная твердая лекарственная форма. · Получают путям прессования лекарственных веществ и наполнителей. | 1. Драже. 2. Гранулы. 3. Таблетки. 4. Капсулы. 5. Порошки. |
2. Определите дозированные лекарственные формы: | 1. Настойка, экстракт. 2. Таблетки, суппозитории. 3. Отвар, настой. 4. Драже, мази. 5. Гранулы, капсулы. |
3. Определите лекарственную форму: оболочки для дозированных порошкообразных или жидких лекарственных форм. | 1. Капсулы. 2. Гранулы. 3. Суппозитории. 4. Драже. 5. Таблетки. |
4. Определите не дозированную лекарственную форму. | 1. Драже. 2. Капсулы. 3. Таблетки. 4. Гранулы. 5. Порошок массой от 0,1 до 1,0 г. |
5. Пациенту назначено 25 мг дихлотиазида. Есть таблетки по 0,05 г. Какую дозу препарата дать пациенту? | 1. ¼ таб. 2. 1 таб. 3. 2 таб. 4. ½ таб. 5. 1,5 таб. |
6. Лекарственная форма в состав которой входят лекарственное вещества и вазелин. | 1. Мази. 2. Линименты. 3. Пасты. 4. Суппозитории. 5. Пластыри. |
7. Для какой лекарственной формы характерно: · Дозированная мягкая лекарственная форма. · Вводят в прямую кишку. | 1. Мази. 2. Пасты. 3. Суппозитории вагинальные. 4. Суппозитории ректальные. 5. Пластыри. |
8. Вазелин используют для изготовления. | 1. Паст, суппозиториев. 2. Пластырей, паст. 3. Мазей, паст. 4. Линиментов, паст. 5. Мазей, линиментов. |
9. Определите лекарственную форму: · Мягкая лекарственная форма. · Кроме лекарственного вещества содержит смолу, каучук, жиры, воск. | 1. Линименты. 2. Мази. 3. Пластыри. 4. Пасты. 5. Суппозитории. |
10. Определите лекарственную форму: · Мягкая лекарственная форма. · Содержит от 25% до 65% порошкообразного вещества. | 1. Суппозитории. 2. Мази. 3. Пасты. 4. Линименты. 5. Пластыри. |
11. Определите массу ректальных суппозиториев: | 1. 20 - 30 г. 2. 1,4 – 4 г. 3. 1,5 – 6 г. 4. 0,1 – 1 г. 5. 5 – 10 г. |
12. Во время изготовления суппозиториев, кроме лекарственного вещества используют: | 1. Масло какао. 2. Вазелин. 3. Ланолин. 4. Тальк. 5. Крахмал. |
II. Основной этап практического занятия.
v Ознакомьтесь с примерами твердых и мягких лекарственных форм на практическом занятии. Обратите внимание на характеристику лекарственных форм, путь их введения. Проведите сравнительную характеристику твердых и мягких лекарственных форм и заполните таблицу.
Твердые и мягкие лекарственные формы. | Особенности и характеристика лекарственной формы. | Путь введения. | Рекомендации по пременению. |
Таблетки | |||
Дражже Капсулы Порошки Мази Пасты Линименты Суппозитории |
v Решите ситуационные задачи.
1. В одном пакете есть лекарственное вещество в форме порошка массой 5 г., а в другом = 10 порошком массой по 0,5 г. Назовите лекарственные формы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В таблетках есть феназепам по 0, 0005 г. Пациенту назначен препарат дозой 0,5 мг за один прием. Сколько таблеток необходимо дать напиценту?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В таблетках анаприлин дозой 0,04 г. Пациенту за один прием назначен препарат дозой 20 мг. Сколько таблеток необходимо дать пациенту?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. У ребенка горячка. Какой лекарственной формы следует назначить препарат, чтобы получить быстрый эффект и меньшую психотравму? Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть 2 мази с лекарственных веществом. Одна на вазелине, другая на ланолине. По вашему, какую их них используют как защитную, а какую как резорбционную? Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
v Составить рецептурные прописи
1. 50 таблеток аллохола («Allocholum»)
2. 50 г 5% мази дерматола (Dermatolum)
3. 20 г 1% пасты анестезина (Anaesthesinum)
4. 12 суппозиториев с новокаином (Novocainum) по 0,1 г
v Выберите правильно написанный рецепт, а в других укажите ошибки.
1. Прописать 50 г. Мази на ланолине и вазелине поровну, содержащей 3% анестезина. Наносить на поврежденные участки кожи.
Rp: Anaesthesini 1,5 Vaselini Lanolini ana ad 50,0 M.f. ung. D.S.: Наносить на поврежденные участки кожи. | Rp: Ung. Anaesthesini 3% - 50,0 Vaselini Lanolini ana ad 50,0 M.f. ung. D.S.: Наносить на поврежденные участки кожи. |
2. Выписать 100 г. Пасты на ланолине, содержащей 5% анестезина. Наносить на поврежденные участки кожи.
Rp: Anaesthesini 5,0 Lanolini ad 100,0 M.f. pasta D.S.: Наносить на поврежденные участки кожи. | Rp: Anaesthesini 5,0 Amyli 25,0 Lanolini ad 100,0 M.f. pasta D.S.: Наносить на поврежденные участки кожи. | Rp: Anaesthesini 5,0 Amyli 25,0 Lanolini ad 100,0 M.f. pasta M.D.S.: Наносить на поврежденные участки кожи. |
III. Контроль конечного уровня знаний, умений и навыков (закрепление умений и навыков, анализ работы студента на всех этапах занятия, ведение тетради; выставление оценки).
Домашнее задание: «Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций»
Самостоятельная работа: выписать рецепты по образцам.