К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы.




1. Отличие половых клеток от соматических?

2. Понятие о первичных половых клетках и прогенезе?

3. Характеристика фаз овогенеза и сперматогенеза?

4. Строение сперматозоида и яйцеклетки?

 


 

ТЕМА 2. Оплодотворение и ооплазматическая сегрегация

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить общую характеристику процесса оплодотворения и его биологическое значение.

2. Рассмотреть стадии оплодотворения.

3. Ознакомиться с современными представлениями о механизмах активации яйцеклетки.

 

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, микроскопы, препараты, схемы.

 

ХОД РАБОТЫ:

1. Изучить стадии оплодотворения.

2. Изучить механизмы дистантного и контактного взаимодействия спермиев и яйцеклетки (зарисовать схему).

3. Ознакомиться с этапами акросомной реакции спермиев и кортикальной реакцией яйцеклетки.

4. Изучить процесс синкариона.

5. Ознакомиться с механизмом партеногегнеза, андрогенеза.

 

ЗАДАНИЕ 1. Препарат «Оплодотворение». В мазке рассмотреть процесс оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом.

 

ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Оплодотворение; дробление». Зарисовать схему оплодотворения с указанием фазы контактного взаимодействия и синкариона.Отметить период деления созревания, указать редукционные тельца. Рассмотреть и описать формирование мужского и женского пронуклеуса. Выделить оболочку оплодотворения.

 

ЗАДАНИЕ 3. Учебная таблица «Дистантное и контактное взаимодействие спермиев и яйцеклетки». Зарисовать схему фазы дистантного взаимодействия. Указать процесс капоцитации сперматозоида (зарисовать рецепторы головки сперматозоида, процесс отделения углеводов с поверхности головки, процесс связывания рецепторов сперматозоида с НАГ-рецепторами.)

Зарисовать фазу контактного взаимодействия. Отметить процесс связывания рецепторов сперматозоида с рецепторами яйцеклетки, процесс проникновение сперматозоида через оболочку яйцеклетки.

 

К О Н Т Р О Л Ь Н ЫЕ В О П Р О С Ы:

1. Биологическое значение процесса оплодотворения?

2. Перечислить стадии оплодотворения?

3. Роль гомонов в процессе дистантного взаимодействия?

4. Молекулярный механизм акросомной реакции спермиев?

5. Механизм кортикальной реакции?

6. Партенонегез. Андрогенез.


7.

ТЕМА 3. Дробление. Сравнительная характеристика гаструляции у разных позвоночных

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить механизм дробления и типы дробления.

2. Изучить строение бластулы и типы бластул у животных с различным типом дробления.

3. Охарактеризовать основные способы гаструляции (инвагинация, эпиболия, деламинация, иммиграция, смешанный тип).

4. Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных.

 

МАТЕРИАЛЫИ ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, микропрепараты, микроскоп.

 

ХОД РАБОТЫ:

1. Рассмотреть типы дробления (полное - неполное, равномерное - неравномерное, синхронное - асинхронное). Зарисовать дробление у разных типов животных.

2. Изучить строение бластулы (зарисовать дробление яйцеклетки лягушки и типы бластул у животных с различным типом дробления)

3. Ознакомиться с основными способами гаструляции. Рассмотреть и зарисовать различные типы гаструл в зависимости от способы гаструляции.

4. Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных.

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Учебная таблица «Дробление, бластула и начало гаструляции». Рассмотреть типы деления у разных биологических видов. Отметить типы дробления у амфибий, птиц и млекопитающих. Обосновать правила клеточного деления Гертвига-Сакса, применительно к процессу дробления у разных животных.

 

ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Типы бластул». Рассмотреть и зарисовать целобластулу, амфибластулу, дискобластулу и бластоцисту. Отметить крышу, краевую зону, дно, бластоцель. На рисунке дискобластулы указать зародышевый щиток. На рисунке бластоциста отметить эмбриобласт, трофобласт и бластоцист.

 

ЗАДАНИЕ 3. Микропрепараты «Дробление яйцеклетки аскариды», «Дробление яйцеклетки лягушки», «Бластула лягушки». Рассмотреть микропрепараты и определить типы дробления, охарактеризовать бластулу на каждом из препаратов.

 

ЗАДАНИЕ 4. Учебные таблицы «Способы гаструляции и типы гаструл», «Дробление; бластула и начало гаструляции». Зарисовать раннюю фазу гаструляции у ланцетника. Обозначить первичную эктодерму, энтодерму, бластопор, гастроцель.

Зарисовать раннюю стадию гаструляции у птиц с определением первого и второго этапа гаструляции. Обозначить первичную бороздку, первичный бугорок, первичную полоску. Зарисовать гаструляцию у млекопитающих:

ü Процесс деламинации, с указанием гипобласта и эпибласта, полости амниона и амниотическую эктодерму

ü Процесс иммиграции клеток зародышевого эпибласта, с указанием первичной полоски и первичного узелка на первом этапе иммиграции, мезодермы, эктодермы и энтодермы и энтодермы на втором этапе иммиграции.

 

ЗАДАНИЕ 5. Учебная таблица «Дробление бластулы и начало гаструляции». Рассмотреть типы гаструляции у разных биологических видов (амфибий, птиц, млекопитающих). Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных с указанием способа гаструляции.

 

К О Н Т Р О Л Ь Н ЫЕ В О П Р О С Ы:

 

1. Дать характеристику процесса дробления.

2. Отличие дробления от митотического деления.

3. Правило клеточного деления Гертвига-Сакса.

4. Зависимость дробления от количества желтка и свойств цитоплазмы.

5. Охарактеризовать основные типы бластул у животных с различным типом деления.

6. Характеристика ранней гаструляции.

7. Способы образования мезодермы.

8. Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных.

 


Тема 4. Нейрогенез

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить процесс нейруляции и образования нервной трубки.

2. Изучить процесс образование нервного гребня и дифференцировку клеток нервного гребня.

3. Дать сравнительную характеристику нейруляции у млекопитающих и других позвоночных.

 

МАТЕРИАЛЫИ ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, учебно-методическое пособие, микропрепараты.

 

ХОД РАБОТЫ:

1. Изучить процесс образования нервной трубки используя таблицы.

2. Изучить образование зародышевых листков и охарактеризовать их. Дать характеристику способам образования мезодермы.

3. Ознакомиться с образованием передне-заднего и дорсо-вентрального отделов нервной трубки.

4. Изучить ход нейруляции у млекопитающих, дифференцировку структур спинного и головного раздела нервной системы.

 

ЗАДАНИЕ 1. Учебные таблицы «Дифференцировка зародышевых листков». Изучить дифференцировку зародышевой эктодермы, производные нервной трубки, нервного гребня. Охарактеризовать процесс образования ЦНС и ПНС.

 

ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Схема образования нервной трубки у амфибий и амниот». Зарисовать последовательное образование нервной пластинки, нервных валиков, нервной бороздки и нервного гребня.

Обозначить эктодермальные клетки, предшественники нервного гребня (черным цветом). Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных с указанием способа гаструляции.

 

ЗАДАНИЕ 3. Учебная таблица «Нейруляция у зародыша человека». Зарисовать процесс образования нервной трубки у зародыша человека.

Обозначить передний и задний нейропоры, клетки нервного гребня. отметить спинной и головной мозг.

 

ЗАДАНИЕ 4. Микропрепараты «Нейрула лягушки», «Поперечный срез зародыша курицы». Рассмотреть микропрепараты и дать сравнительную характеристику нейруляции у разных биологических видов.

 

К О Н Т Р О Л Ь Н ЫЕ В О П Р О С Ы:

 

 

1. Характеристика процессов нейруляции.

2. Образование нервного гребня и его производных.

3. Ход нейруляции у млекопитающих.

4. Образование ЦНС и ПНС.

 

 


Тема 5. Формирование органов.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить развитие производных зародышевых листков

2. Уметь объяснить механизмы формообразования.

3. Иметь представление об индукционных взаимодействиях в ходе тканевой дифференцировки.

 

МАТЕРИАЛЫИ ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, учебно-методическое пособие, микропрепараты.

ХОД РАБОТЫ:

1. Изучить производные эктодермы, энтодермы, мезодермы и связанных сними закладках.

2. Ознакомиться с механизмами формообразования: явление апоптоза, перемещения эмбриональных клеток, факторы индукционных взаимодействий при развитии органов.

3. Ознакомиться с картами презумптивных зачатков у зародышей костистых рыб, птиц, рептилий.

 

ЗАДАНИЕ 1. Учебная таблица «Дифференцировка зародышевых листков». Изучить дифференцировку зародышевых листков энтодермы, мезодермы, эктодермы.

Обратить внимание на производные мезодермы. Изучить сомитный период эмбриогенеза.

 

ЗАДАНИЕ 2. Микропрепарат «Зародыш лягушки на разных стадиях образования осевых зачатков (поперечные срезы)». Изучить микропрепарат.

Обратить внимание на производные эктодермы и образование осевых зачатков (хорда, нервная трубка, кишечная трубка).

 

ЗАДАНИЕ 3. Микропрепарат «Зародыш курицы». На вертикальном срезе зародыша курицы найти эктодерму, нервную трубку, хорду, сомиты мезодермы, нефротомы, вторичную полость тела – целом.

 

ЗАДАНИЕ 4. Учебная таблица «План расположения презумптивных эмбриональных зачатков в зародышевом щитке птиц». Схематично изобразить зародышевый щиток курицы (вид сверху) и отметить в нем презумптивные зачатки разными цветами; кожную эктодерму – коричневым, мезодерму – красным, нервную пластинку – синим, прехордальную пластинку – серым.

 

ЗАДАНИЕ 5. Учебная таблица «Эмбриогенез. Пресомитный период 17 день» (по Карнеги). Рассмотреть и зарисовать сагитальный и поперечный разрезы эмбриона человека.

Обозначить стрелками миграцию мезенхимальных клеток между экто- и мезодермой. На рисунке обозначить положение будущей кардиогенной области, нервной пластинки, аллантоиса.

 

ЗАДАНИЕ 6. Учебная таблица «Эмбрион человека. 21 день развития» (по Карнеги). Рассмотреть и зарисовать поперечный разрез на уровне второго сомита.

На рисунке обозначить сомит, соматоплевру, силанхоплевру, перикардиальный целом, перитонеальный целом.

 

ЗАДАНИЕ 7. Учебная таблица«Эмбрион ан 4-ой неделе развития». Рассмотреть и зарисовать зародышевые органы (сердце, хорда, нервные трубки, кишки, зачаток дыхательной системы).

На рисунке обозначить желточный мешок, стенку амниона аллантоиса.

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н ЫЕ В О П Р О С Ы:

1. Характеристика периодов эмбриогенеза высших позвоночных (на примере птиц).

2. Дифференцировка мезодермы в эмбриогенезе позвоночных.

3. Что такое туловищная и амниотическая складки?

4. Развитие, строение и функции провизорных органов: амниона, аллантоиса, желточного мешка, хориона.

5. Источники развития мышечной ткани, костной ткани, органов чувств, нервных тканей.

6. Мезенхима и ее производные.

7. Объяснить формообразующую роль апоптоза, клеточных перемещений.

8. Значение индукционных взаимодействий при развитии органов.

 

 


Тема 6. Эмбриональное развитие человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать основные периоды эмбриогенеза человека.

2. Обратить внимание на гетерохронное развитие клеток зародыша и материала внезародышевых органов.

3. Уметь объяснить механизмы имплантации и плацентации.

 

МАТЕРИАЛЫИ ОБОРУДОВАНИЕ: учебные таблицы, учебно-методическое пособие.

 

ХОД РАБОТЫ:

1. Изучить закономерности раннего развития человека. Назвать основные этапы эмбриогенеза.

2. Изучить образование и дать сравнительную характеристику ВЗО различных позвоночных и человека.

3. Изучить процесс плацентации и строение плаценты у млекопитающих.

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Учебная таблица «Периодика внутриутробного развития человека». Изучить схему акушерской и эмбриологической периодизации эмбриогенеза человека.

ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Провизорные органы зародыша человека». Рассмотреть и зарисовать образование ВЗО на 3 и 4 неделе развития. Обозначить ворсины хориона, амниотическую полость, полость хориона, аллантоис.

ЗАДАНИЕ 3. Учебная таблица «Плацента человека». Рассмотреть и зарисовать участок плодной части плаценты. Обозначить амниотическую оболочку, стволовую ворсину хориона.

 

К О Н Т Р О Л Ь Н ЫЕ В О П Р О С Ы:

1. Перечислить компоненты гемохориального барьера.

2. Назвать структурные элементы 21 суточного зародыша человека.

3. Охарактеризовать типы плацент млекопитающих в зависимости от типа питания зародыша.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: