Развитие студенческой группы




 

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. Как уже было сказано в первой главе, в своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы "становящиеся", учебные группы третьекурсников - как группы относительно "зрелые", а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы "умирающие", т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность [6].

По мнению же Багрецова С.А. большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность - самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что "субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении ёё членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. "Взаимоотношения в малой группе - сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения " [3 с.59]. И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе [3; 6].

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным [3].

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами". Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности [12].

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях "зрелых" групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы - конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. "Аутсайдеры" проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные согрупники [6].

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс. Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость [3].

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается "аутсайдеров". Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания. Также отношения между членами группы во многом зависят от принадлежности каждого члена группы к тому или иному статусу в группе.

 


III. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования: изучить особенности развития студенческой группы 5 курса естественно - географического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова.

Гипотеза: студенческая группа на последнем году обучения имеет высокий уровень организованности, но обладает разной направленностью активности.

Методы и методики:

1) Рассказ "История моей студенческой группы" (Приложение 1). С помощью данного метода можно выявить этапы развития данной студенческой группы и некоторые особенности развития группы. Анализ рассказов проводился по следующим категориям:

· Организованность (способность группы к самоорганизации; умение выполнять все действия согласованно и т.д.)

· Направление активности (цели; интересы; моральные ценности группы; готовность к сотрудничеству с другими группами и т.д.)

· Интеллектуальная коммуникативность (способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению; к мнению каждого внимательно прислушиваются и т.д.)

· Психологический климат группы (психологический настрой группы; доброжелательность во взаимоотношениях; поддержка одногруппников и т.д.)

В итоге анализа рассказов исследуемая студенческая группа была охарактеризована на каждом ее этапе развития. Так же были выявлены некоторые особенности данной студенческой группы.

2) "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы", [14].Данная методика направлена на выявление уровня развития группы. Так же она позволяет охарактеризовать развитие группы по отдельным параметрам. Испытуемым предлагается оценить по пятибалльной шкале насколько то или иное качество характерно для группы. Например:

 

Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.           Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.

 

ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, 4 -когда не очень выражено, 3 - слабо выражено, 2 - больше выражено стремление обособиться, чем общаться, 1 - стремление обособиться выражено ярко.

В итоге проведения данной методики мы получаем средний балл по каждому высказыванию. Затем вычисляем суммарный балл по каждому параметру. Далее находим общую сумму по всем параметрам. Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам с приведенной в методике шкалой.

Исследование было проведено в студенческой группе 5 курса естественно - географического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова. В нем приняли участие 20 студентов: 11 девушек и 9 юношей в возрасте от 21 до 24 лет. Испытуемым предлагалось сначала написать рассказ "История моей студенческой группы", а затем заполнить опросник "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы".

Результаты исследования:

Анализируя написанные членами группы рассказы, можно сказать, что в целом группа характеризует себя больше в негативном аспекте. Отмечается сложность в нахождении общего языка между членами группы, в принятии общих решений. Представители мужского пола говорят об отсутствии уважения со стороны девушек, не принятии их мнения во внимание. "Девушки хотят, чтобы большинство молодых людей "плясало под их дудку", к нашему мнению прислушиваются редко". И женщины и мужчины отмечают наличие группировок в группе, разделение членов группы по гендерному признаку, отсутствие сотрудничества между членами группы. У отдельных представителей группы наблюдается желание быстрее покинуть группу. "Все только и ждут, когда разбежимся"; "Впервые мне встретилась такая группа, с которой я больше никогда не хочу связывать свой жизненный путь; "Я с радостью расстанусь со всеми по окончании университета". Сложившаяся ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего существования группы. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило отношения между членами группы. "В этой группе я учусь второй год. Переход в нее был тяжелым. Люди, с которыми я общалась, оказались в другой группе, пришлось строить отношения в новом коллективе". Однако наряду с негативными аспектами группы можно выделить и положительные. Данная студенческая группа характеризуется высоким уровнем организованности, доброжелательностью и взаимной поддержкой. "Но в общем можно сказать, что живем дружно, поддерживаем друг друга"; "В целом группа успешная, отношения доброжелательные".

Если рассматривать особенности развития данной студенческой группы, то можно дать следующую характеристику.

1 курс: группа отличается высоким уровнем сплоченности группы, чувством личной ответственности за свою группу. Отмечается способность быстро находить компромиссное решение, учитывается мнение каждого члена группы. "На летней практике 1 курса мы были на пике единого коллектива, потом пошло на спад"; "На 1 курсе мы быстро приходили к общему решению, учились выслушивать друг друга". Однако наблюдается низкий уровень организованности группы, неспособность группы к самоорганизации. "В начале 1 курса самоорганизация была на низком уровне"; "Самоорганизация в группе не очень хорошая".

2-3 курс: на данном этапе развития группы произошло объединение групп, что привело к снижению уровня сплоченности сложившейся группы, разобщению ценностей и норм группы. "Минимум сплоченности пришел на 3 курс, где мы почти не общались друг с другом, начали появляться группировки". Уровень организованности, как и на первом курсе, низкий. Так же возрос уровень недопонимания между членами группы, произошло возникновения подгрупп. "Группа состоит из нескольких группировок, распределенных по интересам. Группировки общаются только во время учебного процесса".

4-5 курс: на старших курсах отношения в группе стали более стабильными. Так же наблюдается рост взаимопонимания и сотрудничества между членами группы. "В ходе дальнейшего обучения товарищеские отношения укрепились"; "Психологический настрой группы находится на высоком уровне, поддержка и доброжелательность сейчас выше, чем на прежних курсах". Уровень организованности в группе средний. "Самоорганизация в группе не очень хорошая, умение выполнять все действия согласованно тоже на низком уровне". Группа отмечает расхождение в интересах и ценностях между членами группы. "Группа не особа дружная, хотя взаимопомощь присутствует. Многие живут отдельно от коллектива в силу своих интересов и характера"; "Интересы у всех членов группы совершенно разные".

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что данная студенческая группа находится на среднем уровне развития. Исследуемая группа обладает разной направленностью, т.к. интересы, цели и ценностные ориентации у членов группы не совпадают. Уровень организованности и интеллектуальной коммуникативности невысокий. Испытуемые отмечают отсутствие способности действовать согласованно. Так же это подтверждается наличием группировок. Однако психологический климат в группе находится на более высоком уровне. Отношения в группе стабильные, характеризуются доброжелательностью и взаимовыручкой.

Данные, полученные на основе анализа рассказов "История моей студенческой группы", можно подтвердить с помощью методики "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы".

Результаты, полученные на основе методики "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы" представим в виде диаграммы.

 

Таблица 1. Показатели интегративных свойств

ИК - интеллектуальная коммуникативность

ПК - психологический климат

О - организованность

НА - направление активности

 

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

 


Таблица 2. Шкала измерения уровня развития коллектива

Уровни развития коллектива Сумма баллов по всем качествам
Высокое развитие 180-220
Хорошее развитие 140-179
Среднее развитие 100-139
Недостаточное развитие 60-99

 

В результате вычисления суммарного балла по всем интегративным свойствам, который равен 121, мы получаем, что исследуемая студенческая группа находится на среднем уровне развития.

Далее рассмотрим каждое интегративное свойство.

Интеллектуальная коммуникативность (Таблица 3). На диаграмме хорошо видно, что данное свойство имеет наименьший балл. Переменным 2 и 11 испытуемыми приписывается самая низкая оценка по этому свойству. Это говорит о том, критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы. В рассказах испытуемых это проявляется в следующих высказываниях: "Группа не может принимать решения сообща, долго приходим к компромиссу". Однако группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках, готова сотрудничать с другими группами. Это подтверждается тем, что данной переменной приписывается наивысший балл по данному свойству. В своих рассказах же испытуемые говорят: "Готовность сотрудничать с другими группами на 5 курсе стала цениться выше, чем в первые годы обучения". В целом интеллектуальная коммуникативность находится на уровне чуть ниже среднего, что и было выявлено в ходе анализа рассказов "История моей студенческой группы".

Психологический климат (Таблица 4). Психологический климат находится на более высоком уровне по сравнению с интеллектуальной коммуникативностью. Самый низкий балл по данному свойству имеет переменная 3, что свидетельствует о тенденции членов группы к замкнутости группы друг от друга, отказу или уклонению от группового характера переживаний. "Отношения между членами группы поверхностные, общаемся только во время учебы"; "Я сам по себе, мне нет дела до других, меня не интересует их дела, жизнь и т.д." Переменная же 2 имеет наивысший балл, т.е. в группе преобладает доброжелательность в отношениях между членами группы, взаимное притяжение друг к другу. Из рассказа: "Психологический настрой группы находится на высоком уровне, поддержка и доброжелательность сейчас выше, чем на 1-2 курсе". Так же как и в ходе анализа рассказов испытуемых, можно сказать, что психологический климат находится на более высоком уровне.

Направление активности (Таблица 5). Цели, интересы, моральные ценности группы различны у всех членов группы. "Ребята все разные, с разными интересами и особенностями"; "Интересы у всех разные, цели тоже различаются". Самый низкий балл, приписанный переменной 2 и самый высокий балл, приписанный переменной 10, говорят о том, что группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д. Актив ведет группу на антиобщественные дела. Однако данные особенности группы испытуемые в своих рассказах не упоминают.

Организованность (Таблица 6). Данное свойство находится на среднем уровне развития, но группой оно оценено на самый высокий балл по сравнению с другими параметрами, что хорошо отображено на приведенной выше диаграмме. Низкая оценка, данная переменным 2 и 5, свидетельствует о том, что группа не может самостоятельно решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня". "Все действия выполняются единолично"; "Самоорганизация в группе не очень хорошая". Однако члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа постоянно устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. Об этом свидетельствует высокая оценка переменной 10. Так же данная особенность проявляется в рассказах испытуемых. "Готовность сотрудничать с другими группами на 5 курсе стала цениться выше, чем в первые годы обучения". Что еще раз подтверждает результаты, полученные на основе анализа рассказов "История развития моей группы".

Таким образом, в результате исследования были получены данные, подтверждающие часть нашей гипотезы о том, что студенческая группа на последнем году обладает разной направленностью активности. Это объясняется тем, что группа находится на последнем году обучения. Члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Часть же гипотезы, говорящая о наличии высокого уровня организованности группы подтвердилась не полностью. Хотя данному свойству приписан самый высокий балл по сравнению с другими параметрами, группа имеет средний уровень организованности. Сложившаяся ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.

 


ВЫВОДЫ

1. Изучение феномена малой группы - сложный вопрос, который остается актуальным и по сей день. Каждая стадия развития группы имеет свои особенности, поэтому необходимо учитывать принципы и этапы становления коллектива и внутригрупповую обстановку при организации процесса формирования коллектива.

. На каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью.

. В результате исследования было выявлено, что данная студенческая группа находится на среднем уровне развития. Группа обладает разной направленностью активности. Психологический климат находится на более высоком уровне по сравнению с другими параметрами. Уровень интеллектуальной коммуникативности и организованности на невысоком уровне.

. На развитие группы во многом повлияло то, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы изучили понятие малой группы, проанализировали особенности ее развития, а так же рассмотрели особенности развития студенческой группы.

Было выявлено, что знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью. На каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней.

В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие часть нашей гипотезы о том, что студенческая группа на последнем году обучения обладает разной направленностью активности. Это объясняется тем, что члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Часть же гипотезы, говорящая о наличии высокого уровня организованности группы подтвердилась не полностью. Эта ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.

В завершении нашей работы, необходимо отметить, что исследуемая тема в психологии мало изучена. Однако студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают сильное социализирующее и воспитательное влияние на личность студента. Именно поэтому проблема развития студенческих групп остается актуальной в современном мире.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психологические проблемы высшей школы. Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328с.

. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с.

. Багрецов С.А. Диагностика социально - психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 640с.

. Буланова М.В. - Топоркова Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.

. Варчев А.Э. Социально - психологические характеристики особенностей современной учебной группы дис.канд.псих.наук, М. - 2003. - 207с.

6. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие.-М.: Московский психолого - социальный институт, 2006.-160с.

7. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318с.

8. Лисаускане М. Новое поколение российского студенчества// Высшее образование в России, 2005, №10, С. 41-47

. Новая иллюстрированная энциклопедия под ред. А.П. Прохорова М.:"Большая российская энциклопедия", 2001г. - 190с.

. Петровский А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. -М.:Политиздат, 1982. - 255с.

. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000. - 531с.

. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образовния: От деятельности к личности: Учеб.Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.-М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 400с.

13. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ит-тов/ Л.И. Уманский.-М.: Просвещение, 1980. - 160с.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490с.

. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.-Изд.3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806с

. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.- Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рассказ "История моей студенческой группы"

Инструкция:

Вам предлагается написать свою историю студенческой группы. Напишите, как развивалась Ваша группа на каждом курсе, чем ваша группа на 5 курсе отличается от вашей группы на 2, 3, 4 курсе.

В своем рассказе вы можете использовать следующие характеристики:

) способность группы к самоорганизации; умение подчиняться своим товарищам при необходимости; умение выполнять все действия согласованно и т.д.

) цели; интересы; моральные ценности группы; готовность к сотрудничеству с другими группами и т.д.

) способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению; к мнению каждого внимательно прислушиваются и т.д.

) психологический настрой группы; доброжелательность во взаимоотношениях; поддержка одногруппников и т.д.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 3. Интеллектуальная коммуникативность

№ п/п ИК 1 ИК 2 ИК 3 ИК 4 ИК 5 ИК 6 ИК 7 ИК 8 ИК 9 ИК 10 ИК 11 ИК/ср
                        1,00
                        1,91
                        2,00
                        2,73
                        3,64
                        3,27
                        2,91
                        2,91
                        2,73
                        3,64
                        2,45
                        1,27
                        2,27
                        1,82
                        3,82
                        4,00
                        2,09
                        2,27
                        2,73
                        2,00
ИК/ср 2,6 2,2 2,7 2,75 2,6 2,85 2,35 2,8 2,95 2,3 2,2 28,3

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица 4. Психологический климат

№ п/п ПК 1 ПК2 ПК 3 ПК 4 ПК5 ПК 6 ПК 7 ПК 8 ПК9 ПК 10 ПК 11 ПК/ср
                        1,09
                        2,00
                        2,55
                        3,27
                        3,91
                        3,00
                        2,55
                        3,36
                        2,36
                        3,91
                        2,55
                        1,55
                        2,82
                        2,82
                        3,55
                        4,27
                        2,18
                        2,82
                        2,91
                        2,27
ПК/ср 2,85   2,4 2,75 2,95 2,65 2,75 2,9 2,9 2,7 2,8 30,65

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Таблица 5. Направление активности

№ п/п НА 1 НА 2 НА 3 НА 4 НА5 НА 6 НА 7 НА 8 НА 9 НА10 НА11 НА/ср
                        1,73
                        2,18
                        2,82
                        3,09
                        4,36
                        3,27
                        3,09
                        3,00
                        3,27
                        3,64
                        2,55
                        1,09
                        1,82
                        3,18
                        3,73
                        3,91
                        2,27
                        1,36
                        3,09
                        2,45
НА/ср 2,65 2,55 2


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: