Проверка выполнения кейса.




Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Тема. Основные закономерности изменчивости.

Цель: создать условия для осмысления информации о наследственных заболеваниях

Задачи :
1. Способствовать развитию у обучающихся умений работать с различными
источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, Интернет -
источниками;
2. Способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы;
3. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечать на вопросы, находить пути решения проблемных ситуаций.

4. Способствовать эстетическому
воспитанию студентов, развивать художественное восприятие окружающих
предметов, формировать синтетическое мышление, включающее
наблюдательность, умение связывать детали в целостное восприятие образа.


Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология; кейс – технология.
Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип кейса: обучающий, аналитический, исследовательский

Функции кейса: овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов, выработка умений и навыков аналитической деятельности, получение нового знания относительно развивающихся объектов.

Вид занятия: получение новых знаний.

Кейс.

Генетика и наследственные болезни на картинах великих мастеров.

 

Методическая часть.

1. Прочитайте самостоятельно историю, изложенную в кейсе

2. В группе обсудите историю, определите суть проблемы или найдите главную идею в истории.

3. Предложите не менее 3 вариантов решения проблемы или выразите свое согласие или несогласие с данными исследованиями. Аргументируйте ответ.

Критерии оценки участия студентов в процессе решения кейса

 

1. Активность работы членов группы – 1 балл

2. Оригинальность подхода (новаторство и креативность) -1 балл

3. Участие в презентации-1 балл

4. Грамотное применение теоретических знаний, соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам глубина проработки проблемы: обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, комплексность решения, - 1 балл

5. Этика ведения дискуссии, убедительность аргументов-1 балл

6. Штраф за нарушение правил(регламент, некорректность поведения) –минус 1 балл за каждое нарушение

 

Сюжетная часть (история реального научного исследования)

 

 

https://yandex.ua/images

 

Вопросы к аудитории.

 

1. Присмотритесь к этим изображениям. Что необычного вы видите?

2. Какие чувства у вас вызывают эти изображения?

3. Что вы знаете о наследственных заболеваниях?

4. О каких наследственных заболеваниях вы узнали? А какие знаете (из личного опыта)

5. Как давно вы были в галерее на выставке картин. Видели ли вы что-нибудь необычное на некоторых шедеврах мирового изобразительного искусства?

6. Как избежать подобных «сюрпризов природы» в своей будущей семье?

7. Какая картина произвела наибольшее впечатление?

 

Информационная часть.

 

При изучении раздела «Генетика человека» используются следующие иллюстративные материалы: карлики, близнецы, альбиносы в произведениях искусства. Среди них выделяются работы:

А. Мантенья (1431-1506). Фреска. Замок Сан-Джорджо, 1499;

 

Софонисба Ангиссола (Ангишола)Девочка с карликом Возможно, портрет Маргариты Савойской, 1556; Бронзино (1503–1572); Художники часто изображали карликов на фоне собак, чтобы показать
размерность объекта: Алатея Тальбот, внучка Бесс Хардвик, графини
Шрусбери, вместе с супругом, графом Арунделом, кисти Рубенса. 1598;
Веласкес Диего"Карлик дон Жуан Калабаза, называемый Калабазилла, 1638

Диего Веласкес. Менины (или «Семья Филиппа IV»)1656 (рисунок 1 – 4)

https://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

 

 

В начале 1986 года, в честь дарения «Портрета карлика» Хуана ван дер Хамена, музей Прадо организовал выставку под названием «Уроды, карлики и шуты при дворе испанских Габсбургов» (Monstruos, enanos y bufonesen lacortedelos Austrias), на ней удалось собрать 37 картин на эту тему. Комментируя выставку, художник Антонио Саура говорил в своей статье, озаглавленной «Losmonstruosdel Prado», следующее: «Мы говорим, без
сомнения, об одной из самых красивых выставок, организованных музеем;
некоторые из экспонатов показывают нам как, в первый раз за всю историю
урод прекратил быть предлогом для морализаторства, и стал отражать,
главным образом, человеческий характер»

 

*Глоссарий.

 

Ахондроплазия: это генетическое нарушение роста костной ткани. Оно встречается примерно у одного из каждых 25000 новорождённых. Тип наследования аутосомно-доминантный, 80% случаев обусловлены новыми мутациями.

Это можно увидеть на картине знаменитого художника Диего Веласкеса (1599-1660) «Дон Себастьяно дель Морра».

Карлик, сидящий на полу— шут правителя Фландрии. У Морра нарушены все пропорции тела. Полностью отсутствуют пальцы. Он грустный и несчастный. По свидетельствам современников, де Морра был на редкость умный и ироничный человек. У таких людей низкий рост, у взрослого 120-130см, большой череп с выступающим затылком, запавшая переносица, конечности укорочены. Интеллект у таких людей нормален.

Арахнодактилия (лат. arachnodactylia; др.-греч. ἀράχνη паук + греч. δάκτυλος палец) также известна как «паучьи пальцы» — патологическое состояние, при котором пальцы аномально удлинённые и узкие по сравнению с ладонью. Эта болезнь может быть врождённой или приобретённой на протяжении жизни. Следует отметить, что в некоторых случаях арахнодактилии все или несколько пальцев на руке обладают большой гибкостью и способностью быть отклонёнными назад на 180°.

Арахнодактилия: Обнаруживается на многих картинах известных художников, при исследовании останков фараона Тутанхамона и его родственников

Гипертрихоз (лат. hypertrichosis от др.-греч. ὑπερ- — чрезмерно + θρίξ, род. п. τριχός — волос + -osis; син. волосатость) — заболевание, проявляющееся в избыточном росте волос, не свойственном данному участку кожи, не соответствующем полу и/или возрасту. Клинически различают врождённую (общую и ограниченную) и приобретённую формы гипертрихоза. Преимущественно заболевание мужчин, так как наследуется сцеплено с полом по Y-хромосоме.

Ф. Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» Сандро Боттичелли «Портрет юноши»

 

*Глоссарий.

Карликовость — аномально небольшой рост взрослого человека: менее 147 см. Карликовость связана с недостатком гормона роста соматотропина или нарушением его конформации (строения).

Причины карликовости:

Основная причина гипофизарного нанизма заключается в наследственной предрасположенности. По статистике, вероятность рождения больного ребенка в семье, где у кровных родственников имеются случаи заболевания карликовостью, — не менее 50%. согласитесь, цифра достаточно высока, поскольку каждый второй ребенок обречен появиться на свет с этим заболеванием.

Вторая причина заключается в общем недоразвитии или поражении эндокринной системы, а именно центральных ее отделов — гипофиза и гипоталамуса.

Сюда можно отнести интоксикации организма, тяжелые вирусные или бактериальные инфекции, заболевания аутоиммунной природы, черепно-мозговые травмы, новообразования и хирургические операции на одном из этих органов.

Третья причина сводится к низкой восприимчивости тканей организма воспринимать гормон роста, — это тоже становится причиной карликовости. При этом обычно уровень соматотропного секрета в крови является нормальным.

Другой блок образов представлен серией с изображением бородатых
людей, страдающих гипертрихозом (оволосение) (рисунок 5). Картина
Рибера «Портрет Магдалены Вентура с мужем [и сыном]» представляет собой пример уникальной документалистики, практически в научной манере. Не идеализируя моделей, Рибера одновременно старается передать их
психологическое состояние. Испанский искусствовед Перес Санчес пишет,
что художнику «удается трансформировать этот ненормальный уродливый
медицинский случай в произведение искусства, которое соединяет красоту
подачи темы с заставляющей задуматься загадочностью».
https://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf


Еn magnv[m] natvra miracvlvm Мagdalena Ventvra ex- oppido acvmvli apvd
samnites vvlgo, el Abrvzzo regni, Neapoli-tani annvrvm 52 et qvod insolens est cv[m] annvm 37 ageret coe pit pubescere eoqve barba demissa ac pro-
lixa est vt potivs alicvivs magistri barbat esse viveatvr qvam mv- lieris qvae tres filios ante amiserit qvos ex viro svo Felici de Amici qvem adesse vides habverat. Iosephvs de Ribera hispanvs Christi Crvce insignitvs svi temporis alter apelles ivssv Ferdinande ij DVCIS iij de Alcala Neapoli proregis advivvm mire depinxit xiiij kalend. Mart. Anno MDCXXXI

Это переводится следующим образом: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у самнитов, в просторечии г. Абруцци, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите. Хусепе де Рибера, испанец, [орденом] Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631».

Донна Магдалина изображена в центре полотна. Она одета как кормящая женщина, дающая обнаженную грудь своему младенцу. За её плечом стоит пожилой муж. В правой части картины написаны блоки камня, на которых высечена рассмотренная нами выше надпись. Сверху на этих камнях лежит пряжа на веретене. Это символ женской доли, его задача – подчеркивать пол Магдалены, вопреки её бороде.

Хотя современному зрителю этот портрет кажется весьма необычным и, пожалуй, уникальным, эта картина на самом деле принадлежит к обширной испанской традиции изображения монстров, уродцев и карликов, возникшей еще в период Возрождения — той же самой традиции, которая включает цикл шутов Веласкеса. Не является это произведение и уникальным – до наших дней дошел еще один испанский портрет бородатой женщины, который написал сорока годами ранее фра Хуан Санчес Котан — «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды» (Retrato de Brígida del Río, la Barbuda de Peňaranda, 1590 год, Прадо).

 

Автор неизвестен, время создания неизвестно, кто изображен, тоже неизвестно, и даже человек, подаривший произведение музею в 1955 году, пожелал остаться неизвестным. В левом нижнем углу золотыми буквами написано: "Две дамы из семьи Cholmondeley, которые родились в один день, вышли замуж в один день, и принесли в постель в один день". Принесли в постель, значит родили детей. Принято считать, что это сёстры-близнецы из старинного английского рода Cholmondeley (произносится Чамли), однако никаких подтверждений в родовых генеалогических книгах не нашли. Кроме того, это невозможно с точки зрения физиологии - у близнецов не бывают глаза разного цвета, как у этих двух мамочек. https://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

В галерее образов представлены материалы по близнецам, альбинизму, как
у людей и животных.

 

Проверка выполнения кейса.

 

1. Устная проверка выполнения кейса

2. Диспут по спорным вопросам.

3. Выбор наиболее приемлемого решения проблемного вопроса

4. Составление перечня рассмотренных по картинам наследственных заболеваний

 

Итоговый этап: обобщающее выступление преподавателя – анализ ситуации; оценивание учителем обучающихся по следующим критериям: практическое обоснование, самостоятельность решения, грамотный язык, предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем

 

 

Домашнее задание.

Подготовить глоссарий по данным наследственным заболеваниям

· Прогерия

· Синдром Юнера Тана

· Гипертрихоз

· Эпидермодисплазия верруциформная

· Тяжёлый комбинированный иммунодефицит

· Синдром Лёша-Нихена

· Эктродактилия

· Синдром Протея

· Триметиламинурия

· Синдром Марфана

 

Литература.

1. Биология 10-11 класс И.Н. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов, Г.М. Дымшиц 2016 года. Раздел 3. Основы генетики и селекции. §39-41.

2. Цаценко Л.В. д.б.н., профессор, кафедра генетики, селекции и семеноводства, Кубанский государственный аграрный университет. Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»;

3. Цаценко Л.В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал кубгау) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – №10(084). С. 358 – 366. – IDA [article ID]: 0841210029. – Режим доступа: https://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf.
4. Цаценко Л.В., Лиханская Н.П.,Фисенко Г.В. Иллюстрации в науке и
образовании. Монография. Краснодар, КубГАУ. 2013. – 67с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: