Мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д. Задача урока: выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по цветотональности (по цвету и светлоте). Составить натюрморт самостоятельно из предметов быта по предложенным образцам. Выставить верхний боковой свет, рисовать с натуры. КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.
Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Композиционный центр - место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
РИТМ
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ПРЕДМЕТОВ:
· одинаковых по форме объектов
· несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
· выстраивания предметов на одной линии
· отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
· совмещения осей у симметричных предметов
· соприкосновения силуэтов
· "лесенки"
· неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
· дробности
· слияния силуэтов
· ДРАПИРОВКИ
· Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.
· Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
· СВЕТ
· В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.
· Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.
· Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
· Выставьте свет над натюрмортом.
· Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными".
· Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.
1. Необходимо отнестись к занятиям с максимальным вниманием и запастись терпением.
2. Желательно, чтобы занятия живописью были регулярными, это поможет обеспечить постоянный рост профессиональных знаний и навыков.
3. Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях, переходим к его красочному исполнению.
4. Затем на палитре подбираются нужные цвета и оттенки и составляются красочные смеси. Старайтесь не смешивать более трех красок.
5. Подобранные смеси прописывайте на белой бумаге, чтобы предварительно проверить качество оттенка, который нужно внести в картину.
6. Найдя нужный цвет, положите его в картине так, как вы ощущаете его в натуре.
Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность.
- Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
- Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.
- Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
- После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.
Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.
Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
- Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:
- если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,
- если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.
2. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.
- Третий этап заключительный. Синтез – подведение итогов над работой.
В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.
- В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.
- Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.
Умение вести длительную, кропотливую работу над живописной картиной будет приходить к вам по мере усвоения многих основных законов и правил искусства живописи, после того как вы научитесь видеть и исправлять свои ошибки.
Следует помнить, что расстояние от постановки натюрморта до рисующего обычно составляет от 1,5 до 2 м. Рисующий всегда садится так, чтобы видеть натуру без искажений, то есть «лицом к лицу» (фронтально).
Электронный адрес преподавателя Журавлевой Марины Викторовны: Marinazhuravleva2904@lenta.ru
Домашнее задание учащимся 6 класса
Отделения «Художественное искусство»
по предмету ДПИ на 10.11.20; 12.11.20;13.11.20;
I гр.- 10.11.20. (2ч)
II гр. - 12.11.20; 13.11.20. (по 1 ч)
Преподаватель Журавлёва М.В.
Тема: Выполнение копии Урало-сибирской росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с https://youtu.be/GV7gbevvf_w
Материалы: бумага для черчения А-4, гуашь. Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией.
Задание:1) Вспомнить приёмы работы гуашевыми красками: гуашь при высыхании образует однородную матовую фактуру. Старайтесь писать тонкими слоями - укрывистость гуаши такова, что вам не потребуются густые мазки для того, чтобы исправить ошибку или изменить цвет какого-либо фрагмента. Живопись гуашевыми красками требует тщательной подготовки, подбора необходимого цвета на вспомогательных листах. На основную работу наносится цвет найденный на бумажной палитре.
Задание: 2) https://youtu.be/GV7gbevvf_w Посмотреть мастер-класс, выполнить копию гуашью.
Электронный адрес преподавателя Журавлевой Марины Викторовны: Marinazhuravleva2904@lenta.ru