Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины раскрыть сущность законов мыслительного процесса, изучить их логические формы и правила мышления, принятые логической наукой, выработать умение применять их на практике и продемонстрировать их роль в профессиональной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению «Юриспруденция».
Задачи дисциплины:
– знание предмета и основных этапов формирования и развития логической науки, ее значение и основные сферы приложения в области своей специализации;
– знание и понимание основных законов и методов логико-математического анализа естественных и искусственных языков (в связи с развитием информатики и кибернетики, широким внедрением компьютерной техники);
– знание основ современной логики и методологии науки;
– знание основных логических форм организации и развития научного знания;
– знание структуры доказательства и ошибок доказательства.
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Логика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, его вариативной части.
Объем в зачетных единицах (ЗЕ): 3 ЗЕ Т (108 часов).
Взаимосвязь с другими дисциплинами:
· «Философия» гуманитарного цикла базовых дисциплин;
· «Правовые информационные системы» естественнонаучного цикла.
Данная дисциплина является базой для:
· проведения научных исследований;
· всех видов профессиональной юридической деятельности.
Требования к результатам ОПОП.
Общекультурные компетенции, которыми должен овладеть выпускник:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
суть законов и форм логически правильной организации мыслительного процесса и текстового изложения его результатов;
- основные понятия и проблемы формальной логики;
- законы мышления;
- роль логики в европейской и отечественной науке и практике;
уметь:
применять полученные знания при осмыслении фактов, процессов, избегать логических ошибок;
- эффективно вести диалог наряду с критическим восприятием аргументации оппонентов;
- эффективно выстраивать собственную систему аргументации в диалоге;
владеть:
приемами и методами доказательного рассуждения и опровержения, необходимыми в процессе профессиональной работы.
получить навыки:
- логически правильной постановки задач в сфере будущей профессиональной деятельности;
- решения практических вопросов с учетом логической методологии.
Структура и содержание дисциплины
Дисциплина «Логика» изучается в объёме 108 часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов очного отделения, из них аудиторных занятий - 8 часов, из которых – лекции – 4 часа, семинары – 4 часа, 100 часов – самостоятельная работа. Очевидно, что не все темы, содержащиеся в программе курса, могут быть подробно рассмотрены во время аудиторных занятий, значительная часть вопросов остаётся для самостоятельной работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным планом вуза является зачет.
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; список литературы, рекомендуемой для изучения (основной и дополнительной).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»
Для студентов юридического факультета заочного отделения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов по теме на учебный год | Количество часов по видам занятий | ||
Л | С | Сам.работа. | |||
Мышление как предмет изучения логики. | |||||
2. | Понятие | ||||
3. | Суждение и норма | ||||
4. | Умозаключение (дедукция, индукция и аналогия) | ||||
5. | Доказательство и опровержение. Логические основы аргументации. | ||||
6. | Гипотеза | ||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Мышление как предмет изучения логики.
Структура правильного мышления как предмет изучения логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании. Основы научной теории познания. Факторы, препятствующие объективному познанию истины. Понятие объективного мышления. Методы формирования объективного мышления. Понятие интуиции. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Принципы логического мышления и соответствующие им логические законы. Формы правильных рассуждений и их детерминированность законами логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Основные этапы развития формальной логики. Логика и язык. Теоретическое и практическое значение логики для юристов.
В ходе рассмотрения учебного материала темы целевой установкой считать усвоение студентами предмета логики, связи логического мышления с языком и роли последнего в мыслительных процедурах, в юридической практике: значение логики в научном познании.
Тема 2. Понятие.
Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, отличительные и не отличительные. Свойства и отношения как признаки. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношения принадлежности элемента к классу и включения класса в классе. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и не собирательные понятия. Понятия пустые (с нулевым объемом) и непустые. Понятия регистрирующие и не регистрирующие. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношения рода и виды). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.
Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операции ограничения и конкретизации научных знаний. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная). Операции с классами. Объединение классов (сложение), вычитание классов, пересечение классов (умножение), образование дополнения (отрицание). Значение деления и классификации в науке и практике. Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение – определение через род и видовое отличие. Генетическое определение как его разновидность. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные, остенсивные, через отношения к своей противоположности. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примера и др. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Связь определений (дефиниций) с формирование и развитием понятий. Значение понятий в юридической практике.
В ходе изучения учебного материала темы основным считать усвоение обучающимися сущности и содержания понятия как формы мышления, операций с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление: классификация как частный вид деления, значения понятий в деятельности юриста.