II. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ




 

Сложность человеческого организма является результатом деялельности

человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от

тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.

Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица

"бесконечного разума Бога".

Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний XVII

века, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела.

Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия

внешних обьектов на человеческую душу приводит к тому, что она "...

воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то

есть познает их... ".

В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия",

которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует

ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения

длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной

склонность людей приписывать природе какие-либо цели.

Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой

воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о

наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности

души. По мнению философа "... не столько душа влияет на тело, сколько

тело на душу... ". Спиноза вообще отрицает волю как особую

самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения,

состоит из отдельных желаний человека, которые вызванны определенными

причинами. По учению Спинозы "... воля и разум - это одно и то же... ".

 

Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он

считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод,

основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность

этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в

отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие

в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет

"общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познания

второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а

заключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе,

интелектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей

человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором "...

вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее

ближайшей причины... ".

Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их

"первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании,

вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть

истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи

в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И

когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как

неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда

неопределенная длительность этого существования превращается в определенную

и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей

есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной

субстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании.

Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об

аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души,

имеющейсмутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, сотояние

человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:

удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В

действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они,

согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.

Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть -

это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь

пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.

Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл

рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое

достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к

свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не

необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не

избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего

разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.

Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей

сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что

человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,

когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он

получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с

порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,

то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: