Вандализм (порча архитектурных памятников)




Вандализм

Историческое толкование слова «вандализм» — дикий, беспощадный грабёж, варварство[2]. Данное значение связано с историей возникновения этого термина, которое восходит к восточногерманскому племени вандалов, разграбивших Рим в июне 455 года. Тогда захватчики забрали из Рима большое количество драгоценностей и произведений искусства, а также увезли тысячи пленников с целью получения выкупа. В хрониках отсутствуют упоминания о каких-то особенных бедствиях вечного города, но римскому папе Льву I современники ставили в заслугу спасение жителей города от полного уничтожения.

Хотя вандалы скорее грабили город и вывозили ценности, чем уничтожали их, за ними закрепилась слава диких и бескультурных «варваров». Что, возможно, связано с жестоким преследованием католического духовенства и разрушением католических церквей в вандальском королевстве в северной Африке.

Появление термина вандализм относится ко времени Великой Французской революции — впервые термин в современном значении использован членом Национального конвента аббатом Анри Грегуаром в 1794 году, когда он выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства, причём Грегуар имел в виду прежде всего действия армии молодой Французской республики.

В 1846 г. появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей.

В XIX веке слово вандализм прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры и т. д.

Вандализм — значение в искусстве, культуре и религии

Значение термина вандализм в культурной среде (среди людей, преданных искусству, культуре, просвещению) и в среде религиозных деятелей — широкое понятие, которое охватывает не только случаи прямого уничтожения культурных ценностей, но и случаи косвенного уничтожения культурных ценностей, случаи уничтожения духовных ценностей и ориентиров, извращение какого-либо истинного смысла, включая случай безучастия к явным недостаткам в просвещении, искусстве, культуре, включая отсутствие всякого вкуса, включая случай поддержки кем-либо аморальных и иных негативных экспериментов (новаций) в искусстве, культуре и т. д.

Вандализм (порча архитектурных памятников)

Вандализм (порча архитектурных памятников) — сознательное или неосознанное уничтожение культурныхценностей я Вандализм не является бессмысленным, однородным действием, а является выражением протеста и исходит из определённых мотивов и намерений.

Вандализм (порча архитектурных памятников) может быть официальным (то есть поддерживаться властями), то есть будет стремиться к тотальному уничтожению неудобных символов и объектов и использованию легальных и системных процедур, регулирующих их отбор способы расправы и применение их сырья после уничтожения. Неофициальным, инициированным «из низов» то есть самими представителями общества. Проявляется как фрагментарные, неорганизованные, брутальные выпады при ослаблении социального контроля или в труднодоступных для него местах. Уничтожающим (во время войн), реставрационным (когда реставраторы по некомпетентности или специально уничтожают одни культурные пласты здания или археологической местности, чтобы выявить другие), религиозным и антирелигиозным, сентиментальным (когда уничтожаются объекты, потому что вызывают отрицательные эмоции) и утилитарным (когда территория очищается для нового строительства), дружественным (когда преследуется цель спасения людей из плена или вражеской оккупации уничтожаются дома или города) и враждебным.

Историк искусства, автор «Истории вандализма» (1959) Луи Рео отмечал, что неуважительным термином «вандализм» называют не только непосредственную деструкцию памятников, имеющих художественную ценность или вызывающих облагораживающие их исторические воспоминания, но и изменение их окружения (информационный вандализм), их перенос (эльгинизм — от имени лорда Элгина, который, будучи британским послом в Константинополе во время наполеоновских войн, после переговоров с турецким правительством вывез в Англию множество произведений античного искусства), переделку (реставрационный вандализм). Кроме того, вандализмом можно считать уничтожение не только рукотворных произведений, но и природных местностей.

Термин «вандализм» относят ко времени Великой Французской революции и модернизма. Принято считать, что данный термин связан с объектами светского характера и произведениями искусства вообще (потому что вандалы уничтожали не только артефакты, здания, но и целые города). Ценностно выражает негатив, связь со слепотой, необразованностью и глупость.

Однако следует обращать внимание на мотивацию и аргументацию агрессоров. Потому что те же религиозные объекты могут быть уничтожены не вследствие угрозы идолопоклонства, а, к примеру, по политическим или иным причинам: как символы ненавистной власти, как объекты для грабежа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: