К ВОПРОСУ О НОВЫХ АСПЕКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА




Можаева Н.Г., к.и.н., доцент ФГБОУ ВО РГГУ,

Можаев А.В., к.и.н., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «СКИСиГ»

Для того, чтобы человек мог выполнять какую-либо работу, он должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Чем сложнее работа, тем больше знаний, умений и навыков требуется и тем дольше и сложнее процесс, обозначающийся как «образовательная деятельность». Работа как осмысленная деятельность на благо общества подразделяется на физический и умственный труд, при этом в первом случае при подготовке соответствующих кадров основной упор делается на внедрение и закрепление определенных методов, приемов и навыков физической деятельности, в идеале с целью доведения их до рефлекторного уровня исполнения. В случае же умственного труда основной упор при подготовке кадров делается на внедрение и закрепление способов, приемов и навыков логического мышления, которое в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности позволяет не только выполнять определенные должностными обязанностями заученные цепочки действий, но и делать логические выводы из накопленных в процессе работы данных, с целью улучшения собственной профессиональной деятельности. Чем больше имеется внешних объективных факторов, влияющих на результат профессиональной деятельности, тем сложнее обучение и тем больше времени требуется на его осуществление. Соответственно, образование имеет определенные ступени: дошкольное – основное общее – среднее общее – профессиональное (среднее и высшее) – аспирантура, докторантура и пр.

Туристское образование относится к числу профессиональных, и по количеству внешних факторов, влияющих, а зачастую и определяющих конечный результат деятельности специалистов соответствующего профиля, в подавляющем большинстве случаев не может сравниться с иными профильными направлениями образования. Внутренний и внешний туризм, несмотря на разные направления деятельности, сходны в одном: успешная реализация туристского продукта зависит не только от умения работника туристской организации продать этот продукт, но и от возможности этот продукт сформировать. В этом процессе следует учитывать не только интересы клиента, но и интересы и возможности различных групп населения регионов и государств, условия пребывания в таких регионах и государствах, наличие или отсутствие тех или иных туристских ресурсов, интересующих клиентов.

Однако в процессе подготовки кадров для оказания туристских услуг необходимы определенные изменения для повышения потенциала такой подготовки. Этот вопрос стал актуальным достаточно давно, о его возникновении и необходимости его решения пишут многие. Например, А.А. Федулин, ректор ГБОУ ВПО РГУТиС, в своей статье «Туристское образование: новые горизонты развития» [3] прямо говорит о том, что «анализ теории и практики профессионального туристского образования позволяет выделить в нем ряд противоречий:

- между ростом потребностей в туристских услугах и недостатком современных профессиональных кадрах, способных удовлетворить эти потребности;

- между массовыми технологиями туристского обслуживания и индивидуальным характером удовлетворения туристских потребностей, требующим расширения спектра специализаций при подготовке туристских кадров;

- между изменением структуры свободного времени населения и неразвитостью структуры туристского предложения;

- между желанием субъектов туристского бизнеса внедрять инновации в профессиональную сферу деятельности и отсутствием базовой системы повышения квалификации и переподготовки кадров».

Выход из сложившейся ситуации А.А. Федулин видит в следующем: «…современная система туристского образования должна перейти в новую фазу развития и в рамках специализации охватывать различные сектора индустрии гостеприимства и прежде всего гостиничный и ресторанный бизнес, более глубоко исследуя его отдельные профили. А в частности: управление доходами, управление тарифной политикой и ценами, формирование имиджа, создание и развитие бренда туристского предприятия, применение креативного подхода в гостиничном и ресторанном бизнесе и пр. Подобное направление развития системы туристского образования даст возможность подготовить специалистов более узких профилей при сохранении достаточной базисной подготовки, которая изначально обеспечит импульс будущего профессионального развития специалиста и его постоянную готовность к обучению, повышению квалификации и переквалификации, что особенно важно в условиях динамичных перемен на рынках труда, услуг, капитала и пр.».

Но, с другой стороны, образование получают люди, которые приходят в колледж и/или вуз со своим, ранее сформировавшимся пониманием того, что такое туризм, и вытекающими из этого соответствующими требованиями к полученном образованию.

О.А. Брель и М.И. Губанова в своей статье «Тенденции развития профессионального туристского образования в современном социокультурном пространстве», опубликованной в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом» (№ 2(22) за 2016 г.) [1], приводят следующие данные.

«1350 респондентов из числа студентов, обучающихся на направлениях подготовки, связанных с туризмом, и слушателей программ дополнительного профессионального образования в сфере туризма, на вопрос «Кем вы планируете работать после окончания вуза?» (варианты ответов не предлагались, респонденты должны были сами назвать сферы профессиональной деятельности) 43,2 % респондентов ответили — менеджером турфирмы, 32,5 % — руководителем турагентства (турфирмы), гостиницы. На третьем месте по рейтингу оказались менеджеры гостиничного сервиса (12,1 %), четвертое место заняли гиды, экскурсоводы (9,3 %). Оставшиеся 2,9 % пришлись на другие профессии, среди которых были названы инструктор детского туризма, аниматор и др. В последнее время первокурсники и абитуриенты, поступающие в вузы на направления подготовки, связанные с туризмом, имеют поверхностное, а часто и идеализированное представление о профессиональной деятельности в данной сфере. Так, опрос (1686 чел.) первокурсников, обучающихся на направлении подготовки «Туризм», и абитуриентов вузов Кемеровской области, поступающих на данное направление, за последние 5 лет показал, что самым частым ответом на вопрос «Почему вы выбрали это направление?» оказался ответ «Модно, престижно». Так ответили 24,3 % респондентов. На втором месте — ответ «Хочу путешествовать по миру» (23,7 %). Всего 12,2 % респондентов на этот вопрос ответили «Хочу работать с людьми, и помогать организовывать их отдых, путешествия», а 14,3 % — «Хочу работать в турфирме». Из 100 % респондентов 11,2 % не знают, зачем они поступили на направление подготовки «Туризм»». Авторы данной работы, как преподаватели с большим стажем, могут подтвердить, что подобная ситуация складывается в туристском образовании не только в Кемеровской области.

Каким же образом возможно дать наиболее подробные и полные знания о туристской деятельности, деятельности, в которой предстоит не самому отдыхать, а делать всё, и даже сверх того, чтобы другие могли отдохнуть качественно и с позитивным результатом, не имея токсичных впечатлений об отдыхе – людям, которые изначально, в силу собственного видения и понимания туризма как сферы общественной деятельности, не стремятся к освоению предлагаемых им способов, методов и средств для обеспечения интересов клиентов туристских организаций, потому что они сами в первую очередь хотят быть такими клиентами?

Способ есть. Это использование в туристском образовании различного рода технологий, примеры чего приводит в своей работе «Современные технологии туристического образования» Суслова И.А. [2]. По ее мнению, главной тенденцией развития туризма как направления подготовки в высшем профессиональном образовании является переход к образованию профессионально-деловому, опережающему, креативному. С этой целью Сусловой И.А. предлагается строить современные технологии туристского образования исходя из следующих позиций:

«1. Ценностная ориентация знаний. Образование должно быть не передачей информации, а мотивированием интеллекта. Полученные знания должны оформляться и преобразовываться в профессиональное сознание.

2. Неформальность образования. Принцип определяет воздействие образования на развитие индивидуальности и творческого мышления студента через его способности, интересы, отношение к профессии, процессу обучения, отношения к вузу и преподавателям.

3. Регулирование качества образования. В процессе обучения не следует ограничиваться только проверкой полученных студентами знаний, умений и навыков. Контролирование качества предполагает многокритериальную оценку последовательного формирования профессионализма: характер знаний, тип мышления, целевые установки, развитие творческого потенциала и др.».

Перечисленные И.А. Сусловой в ее работе технологии включают в себя технологии самообразования (как образовательные) и технологии адаптивного типа (как приемы организации учебного процесса). Авторы данной работы полагают, что именно такие технологии могли бы применяться в целях повышения потенциала подготовки в области туризма и сервиса, как в новых, так и в уже действующих направлениях.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Брель О.А., Губанова М.И. Тенденции развития профессионального туристского образования в современном социокультурном пространстве, URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-professionalnogo-turistskogo-obrazovaniya-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve.

2. Суслова И.А. Вісник Луганського національного Університету ім. Тараса Шевченка. Серія: Педагогічні науки. - 2009. - №10 (173). - С.117-121. Современные технологии туристического образования. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/suslova.htm.

3. Федулин А.А. Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №1. - С.72-76. Туристское образование: новые горизонты развития. https://tourlib.net/statti_tourism/fedulin2.htm.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: