Тема проекта: «Шахматы для малышей в детском саду»
Наименование проекта: «Шахматы для малышей в детском саду»
Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада, их родители.
Основание для разработки:
- Закон Российской Федерации "Об образовании"
- Приказ № 655 от 23. 11. 2009г. Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ"
Цели проекта:
создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста;
используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.
Планируемый результат:
овладение детьми игрой в шахматы, а так же целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций,крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.
Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.
Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Цели и задачи проекта:
· Приобретаются умственные навыки (включая умение сосредоточится, распознавать образы и принимать решения, а также алгебраическое и геометрическое мышление, умение решать задачи, пространственное и критическое мышление);
· Повышается самооценка, возрастает уверенность в себе;
· Усиливается концентрация внимания;
· Увеличивается объём памяти;
· Развивается представление о выборе способа решения проблем и последствиях этого выбора, игра помогает ощутить ответственность за свои действия;
· Воспитывается соревновательный дух и энтузиазм, развивается бдительность ума;
· Тренируется спортивное мастерство;
· Развиваются навыки устного и письменного общения.
Перспективное планирование
работы по шахматному образованию детей 6-7 лет
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Занятия 1. «Откуда пришли шахматы?» Цель: познакомить детей с понятием «шахматы». | Занятие 2. «Шахматные чудеса» Цель:знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат». | Занятие 3. Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах. Цель:знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах. | Занятие 4. «Волшебная доска». Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками. |
Ноябрь | Занятие 5. «Путешествие по волшебной доске» Цель: познакомить детей со строением доски. | Занятие 6. «В гостях у пешки» Цель: закрепить знаниядетей с шахматной фигурой – пешкой. | Занятие 7. «Прямолинейная, бесхитростная фигура» Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй. | Занятие 8. «Шахматный слон» Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон. |
Декабрь | Занятие 9. «Могучая фигура» Цель: познакомить детей с –ферзём. | Занятие 10. «Я люблю свою лошадку» Цель: познакомить с фигурой – конь. | Занятие Шахматные партии Цель: учить записывать шахматные партии | |
Январь | новогодние каникулы | Занятие 11 «На золотом крыльце сидели…» Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём. | Занятие 12. «Нотация волшебной доски» Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. | |
Февраль | Занятие 13. «Замечательный квадрат» Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске. | Занятие 14. «Что такое оппозиция» Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция». | Занятие 15. «Сделай правильный шаг!» Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. | Заняти16. «Шахматная задача». Цель:ввести в активный словарь понятие «шахматная задача». |
Март | Занятие 17. (закрепление) «Нотация волшебной доски» Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. | Занятие 18. (закрепление) «Замечательный квадрат» Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске. | Занятие 19. (закрепление) «Что такое оппозиция» Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция». | Занятие 20. (закрепление) «Шахматная задача». Цель:ввести в активный словарь понятие «шахматная задача». |
Апрель | Занятие 21 «Волшебный мир комбинаций» Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | Занятие 22 «Волшебный мир комбинаций» Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | Занятие 23 «Реши задачу» Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. | Занятие 24 «Здоровые телом – сильные духом». Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый. |
Май | Занятие 25 «В гостях у сказки» Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку. | Шахматный праздник. Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира. | Мониторинг. |