Задачи ГПЗ
Согласно статье 7 на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. (Комментарии к Закону Российской Федерации «об охране окружающей природной среды»/ С.А. Боголюбов. - М., 2000)
Какими документами руководствуются заповедники в своей деятельности?
заповедник парк эфемероид кальцефил
На сегодняшний день в России основополагающим правовым актом, определяющим основы всей деятельности государственных природных заповедников и национальных парков, является недавно вступивший в силу Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях». Настоящий Закон, в частности, предусматривает эколого-просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хозяйственного использования. В отношении самих заповедников Закон впервые устанавливает их статус как учреждений не только природоохранных и научных, но и эколого-просветительских и рассматривает экологическое просвещение как одну из задач, возложенных на заповедники.
При этом Закон допускает возможность проведения на территориях заповедников мероприятий и деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы. В отношении национальных парков упомянутый Закон также предусматривает использование территории для просветительских целей, рассматривает экологическое просвещение в числе основных задач национальных парков как учреждений, имеющих соответствующий статус, определяет особенности функционального зонирования их территорий с учетом необходимости эколого-просветительской деятельности.
Важнейшими подзаконными актами, регламентирующими деятельность российских национальных парков и заповедников сегодня продолжают оставаться утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. №769 Положение о национальных природных парках Российской Федерации и Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1994 г. №48. (Комментарии к Закону Российской Федерации «об охране окружающей природной среды»/ С.А. Боголюбов. - М., 2000)
В Положении о национальных парках организация экологического просвещения населения рассматривается также в числе их основных задач, причем в соответствии с п. 22 Положения, просветительская деятельность национальных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
Пункт 14 Положения о государственных природных заповедниках для реализации поставленных перед ними задач в пропаганде экологических знаний допускает на их территориях организацию и устройство экскурсионных экологических маршрутов, а также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.
Немаловажную роль в деле развития эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках сыграло (и продолжает играть) письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №04-17/65-4921, направленное директорам 19 заповедников (Астраханского, Байкальского, Баргузинского, «Брянский лес», Воронежского, «Денежкин Камень», «Кивач», Курильского, Кроноцкого, Костомукшского, Катунского, Сихотэ-Алинского, Саяно-Шушенского, «Столбы», Тебердинского, Ханкайского, Хинганского, Центрально-Черноземного, Центрально-Сибирского за подписью заместителя Министра А.М. Амирханова.
В упомянутом письме отмечена возрастающая роль эколого-просветительской работы на базе заповедников в условиях экономического кризиса и правового нигилизма, а также, что пренебрежение значимостью и возможностями экологического просвещения наносит серьезный ущерб перспективам развития заповедного дела в России. Директорам перечисленных заповедников поручено сформировать в заповеднике специализированное подразделение по эколого-просветительской деятельности в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых заповеднику на оплату труда, для чего внести необходимые изменения в штатное расписание.
В данном письме перечислены также конкретные функции, выполняемые с учетом специфики заповедников вышеуказанными подразделениями, а именно:
создание и функционирование музеев природы, постоянно действующих и передвижных выставок и экспозиций, центров экологического просвещения;
создание и обустройство экологических троп, экскурсионных маршрутов, обзорных площадок, информационных пунктов;
решение вопросов, связанных с организацией и проведением экологических экскурсий, развитие туризма, в том числе иностранного, на особо охраняемых природных территориях;
разработка, создание и размещение аншлагов и информационных стендов;
подготовка и проведение лекций, бесед, выступлений в организациях и трудовых коллективах, организация «круглых столов» и других эколого-просветительских мероприятий;
координация и поддержка эколого-просветительской работы, осуществляемой работниками иных структурных подразделений заповедника;
обеспечение связей с общественными природоохранными организациями, привлечение коммерческих структур и иных заинтересованных физических и юридических лиц к решению проблем заповедника и других особо охраняемых природных территорий региона;
подготовка систематических выступлений в средствах массовой информации;
решение вопросов, связанных с разработкой, выпуском и реализацией буклетов, фотоальбомов, созданием слайдфильмов, кино- и видеофильмов, справочных и картографических материалов и иной информационно-издательской продукции, значков, сувениров и т.д.;
работа со школьниками, поддержка юннатского движения.
Определенное значение для регулирования вопросов эколого-просветительской деятельности имеет Положение о порядке проведения киновидиосъемок в государственных природных заповедниках Минприроды России, утвержденное Министерством 17 мая 1993 года. В частности, этот документ устанавливает порядок проведения вышеуказанных съемок в целях пропаганды экологических знаний, как на платной основе, так и бесплатно.
Утвержденное Минэкологией России 24 февраля 1992 г. и ныне действующее Положение об Ученом совете государственного заповедника Минэкологии Российской Федерации в числе вопросов, рассмотрение которых входит в компетенцию Ученого совета, предусматривает отчеты о результатах просветительской деятельности и иные вопросы пропаганды экологических знаний. (Комментарии к Закону Российской Федерации «об охране окружающей природной среды»/ С.А. Боголюбов. - М., 2000)
В соответствии с утвержденным 11 февраля 1992 г. Минэкологией России Положения о планировании и отчетности по научно-исследовательской работе в государственных заповедниках Минэкологии России, информационный годовой отчет о научно-исследовательской работе государственного заповедника (приложение к Летописи природы) должен содержать раздел по итогам работы в области экологического просвещения и природоохранной пропаганде, включая лекционную работу, выступления в средствах массовой информации, музейное дело и экскурсионную деятельность (включая число экскурсий и количество экскурсантов).
Утвержденный 5 февраля 1994 г. Минприродой России Примерный план проверки деятельности государственного заповедника Минприроды России включает значительный раздел, связанный с вопросами эколого-просветительской деятельности заповедников.
Главным недостатком правового регулирования эколого-просветительской работы в национальных парках является почти полное отсутствие единых ведомственных нормативов, более подробно регламентирующих эту деятельность. В этих условиях исключительное значение для каждого парка приобретает индивидуальное положение о нем, утверждаемое, как правило, вышестоящим органом по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в некоторых парках - и другие персонифицированные документы (например, Концепция национального парка «Водлозерский», одобренная Федеральной службой лесного хозяйства России и местными органами представительной власти), в той или иной степени регламентирующие вопросы эколого-просветительской деятельности, включая познавательный туризм.