Возрастные особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить жестокость насилие.




Коррекционная программа по работе с детьми – жертвами сексуального насилия

Суть трудностей

Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку:

- сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;

- использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;

- сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

Статистика Беларуси:

За 10 месяцев 2010 года в Беларуси 32 ребенка были изнасилованы, 34 — стали жертвами действий сексуального характера, 15 — развратных действий. Такие данные привел 11 ноября на пресс-конференции в Минске секретарь комиссии по делам несовершеннолетних при Совете министров Андрей Солодовников. Семь девочек были признаны жертвами правонарушителей, создавших условия для занятия проституцией; четверых несовершеннолетних вовлекли в занятие проституцией; трое стали жертвами торговли людьми; девять детей, в том числе семеро малолетних (до 14 лет), были вовлечены в распространение порноматериалов; троих — похитили и лишили свободы.

Для сравнения Солодовников привел данные 2005 года, когда за весь год было изнасиловано 135 детей, 36 — стали жертвами развратных действий, 12 — жертвами правонарушителей, создавших условия для занятия проституцией.

При этом секретарь комиссии подчеркнул: по данным статистики нельзя судить о том, сколько на самом деле детей были изнасилованы или подвергнуты развратным действиям.

Часто дети или их родители стремятся скрыть неприятный факт. «Преступления сексуального характера являются латентными, поэтому мы видим только верхушку айсберга», — сказал Солодовников.

Он отметил увеличение числа несовершеннолетних жертв преступников. За 10 месяцев этого года количество преступлений в отношении несовершеннолетних достигло 8.590, в то время как за весь 2009 год — 6.128. В общей структуре потерпевших от правонарушений дети составили 9,7% (5,3% — в 2009 году).

Возрастные особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить жестокость насилие.

Возраст 0–6мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес.-редкая улыбка.

Возраст 6мес.–1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.

Возраст 1,5–3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3–6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста) болезненное отношение к критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм,

одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, жалобы на боли в животе и т.п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест, или кровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. Подобные сексуальные злоупотребления являются признаком нарушенного функционирования семьи.

Бытует мнение, что инцест не является насильственным по отношению к ребенку, поскольку он не всегда включает в себя применение силы или прямое принуждение. Зачастую дети добровольно соглашаются на те или иные сексуальные действия. Причин этому много, например доверие и любовь к насильнику, страх потерять его расположение.

Однако специалистам, работающим с детьми, следует учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что даже в том случае, когда дети осознают значение производимых с ними действий, они все равно не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

На начальном этапе развития отношений инцеста они не кажутся ребенку насильственными, поскольку начинается все обычно с физического контакта, такого как прикосновения, поглаживания, и лишь позднее эти действия приобретают все более и более сексуализированный характер.

Маленькие дети могут считать, что такие отношения нормальны и приемлемы между любящими взрослым и ребенком. Некоторые жертвы рассказывают о том, что они понимали неправильность всего того, что с ними происходило, но не хотели терять то эмоциональное тепло, которое получали от насильника в обмен на согласие и молчание. Кроме того, сохранение тайны может поддерживаться за счет угроз и дезинформации. Как правило, насильник не применяет физической силы, но может угрожать побоями или смертью самому ребенку или человеку, которого ребенок любит.

Портрет ребенка, пережившего сексуальное насилие:

- боль или раздражение в генитальной области;

- необычная походка или манера сидеть;

- необъяснимые повреждения тканей и синяки;

- частое принятие ванны;

- частое мочеиспускание;

- беспокойный сон;

- деструктивность;

- депрессия;

- плохой аппетит;

- повышенная раздражимость;

- неожиданная любовь к одному из родителей;

- пассивность;

- мокрая постель;

- отчужденность;

- неуместные проявления привязанности;

- появление новых или усиление старых страхов;

- ночные кошмары;

- преждевременные сексуальные познания;

- изменения во внешнем облике;

- незрелое, «слишком детское» поведение.

Общие рекомендации учителям и родителям:

1. Внимательно выслушивать ребенка.

2. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.

3. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.

4. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.

5. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.

6. Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших» прикосновений.

7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

При составлении данной программы был использован эклектический подход. Выбор подхода зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности:

1.Когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций.

2.Аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия.

3.Поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.

 

 

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цели:

- уменьшить и ликвидировать последствия травматических переживаний; - научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций;

сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.

Задачи:

- помочь подростку принять себя таким, какой он есть, прощать себя и других;

- снизить уровень тревожности, помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления;

- сформировать навыки конструктивного целеполагания, позитивного отношения к будущему;

- повысить уровень эмпатии;

- научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, получать от них поддержку в психотравмирующей ситуации.

Участники: 4 – 8 человек.

Возраст участников – ранний подростковый (11-13 лет)

Тренинговые группы разделены по полу.

Продолжительность занятия: 50 – 60 минут.

Место проведения: тренинговое помещение.

Структурные элементы программы:

1 этап – диагностический.

Цель: изучение личностных особенностей ребёнка; изучение динамики внутрисемейных отношений.

Детский вариант личностного теста Р. Кеттела

Проективная методика «Рисунок семьи»

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Несуществующее животное»

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей, как их предотвратить и справится с ними.

Этап – практический.

3.1 индивидуальное консультирование с целью снятия острых травматических переживаний, подготовка к групповой психотерапии.

Тренинг

Этап - контрольный

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

 

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Тема занятия
  Это «Я»! Приятно познакомиться.
  Какие мы?
  Учусь быть хорошим другом
  Что я чувствую?
  Рассказываем о том, что произошло
  Что делать с тайной?
  Моя семья
  Новая радость
  Мы взрослеем
  Пора прощаться

 

Ход работы

 

Занятие 1

Тема: Это «Я»! Приятно познакомиться.

Цель: определение границ приемлемого поведения в группе и принятие соглашения о соблюдении установленных ограничений, повышение уверенности в себе, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ход занятия:

Ритуал приветствия. В начале занятия ведущий должен представиться. Выразить надежду на доброжелательные и искренние отношения. Рассказать о целях и режиме работы.

Ведущий: «Сегодня мы разучим приветствие. Мы поприветствуем друг друга, взявшись за мизинцы своих соседей со словами «Я здесь».

«Правила нашей группы». Дети сами разрабатывают правила и определяют санкции за их невыполнение. Они по очереди выписывают предлагаемые правила на специальную доску (список правил в дальнейшем будет вывешиваться на каждом занятии группы в качестве напоминания). В ходе этого процесса устанавливаются соответствующие рамки и ограничения, что приводит к появлению чувства уверенности и контроля над ситуацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: