Тема: «Международная миграция рабочей силы»
План:
Общая характеристика, причины, виды и формы международной миграции рабочей силы.
Экономические эффекты миграции.
Регулирование миграционных потоков.
- Общая характеристика, причины, виды и формы международной миграции рабочей силы.
Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка МРТ как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на МРТ устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной миграции рабочей силы.
Международная миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ в. и важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики.
Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в МЭО. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.
Итак, международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
Как единый процесс, международная миграция рабочей силы представляет собой сочетание следующих видов:
· Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы;
· Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов;
· Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Степень зависимости национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей определяется показателем удельного веса иностранных рабочих в общем числе занятых, который рассчитывается по следующей формуле:
, где
d ин.раб. – удельный вес иностранных рабочих в общем объеме занятых в стране;
- общая численность иностранных рабочих в стране;
- общая численность занятых в стране.
Различают пять основных типов современной международной миграции:
1) переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
2) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
3) профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
4) нелегальные иммигранты, в число которых также включаются иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;
5) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
В середине ХIХ в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-хх гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода».
Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. текущего столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.
После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» — устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974—1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.
Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час.
Особую роль в процессах трудовой миграции XIX—XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат — статистическое ведомство ЕС, — с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многое иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейский государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.
Причин международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
· состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции в рамках ПРС также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:
- глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
- НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
· развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
- фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
- растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:
1) по направлениям:
· миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
· миграция между промышленно развитыми странами;
· миграция между развивающимися странами;
· миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
· миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;
2) по территориальному охвату:
· межконтинентальная;
· внутриконтинентальная;
3) по времени:
- безвозвратная;
- временная;
· сезонная;
4) по степени законности:
· легальная;
· нелегальная.
- Экономические эффекты миграции
Экономические эффекты по разному оцениваются для стран иммиграции и эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции.
Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.
Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.
В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.
В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению. По данным МОТ, в середине 70-х годов удельный вес молодых людей в общем числе иностранных работников достигал в Бельгии — 49,8%, Швеции — 45%.
По данным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32-38%.
В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.
В-шестых, иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.
В-седьмых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
· обостряется ситуация на национальном рынке труда;
· вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
· провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
· эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
· после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
· для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты. Например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х годов давала прибыль 970 млн долл., туризм —600 млн долл., а денежные переводы эмигрантов — 3,1 млрд долл. По данным МВФ, только за период с1986 по 1999 годы ежегодные доходы 37 стран по статье «переводы работающих за рубежом» превышали более 100 млн долл. для каждой из этих стран, а для 10 стран — более 1 млрд долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали доходы страны от экспорта;
· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы;
· страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:
· страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению;
· страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов;
· отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов»;
· изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.
- Регулирование миграционных потоков.
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграционные программы.
Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.
В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики.
1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.
Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. Так, в ФРГ в 1970 году прибыло 135 тыс. иностранных рабочих в возрасте от 16 до 21 года, а покинуть страну было вынуждено более 55 тыс. в возрасте от 21 до 35 лет.
При ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.
2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:
· работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
· специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
· представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
· специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:
1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет.
2. Введение возрастного ценза для въезжающих. В Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограничен 20-40 годами.
3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. Например, фирмы Швеции и Норвегии проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов.
4. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.
5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
6. Ограничение времени работы в стране: в Норвегии разрешение на временную работу выдается на срок не более 1 года, в Зимбабве — на срок не более 5 лет. В России в соответствии с «Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 года разрешение выдается на срок до 1 года и еще может быть продлено на такое же время.
7. Запреты на профессии в явной форме или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции. В США с 1924 года структура иммиграционных квот, установленная конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательствав 1965году стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 года предоставил большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.
9. Система санкций действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:
· стимулирование трудовой миграции;
· ограничение трудовой миграции;
· создание условий для реэмиграции;
· создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
· жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
· лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
· проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
· проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;
· разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
· выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
· выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.