Деловая игра «я – историк философии»




 

Студенты делятся на несколько групп (5). Каждая команда должна придумать название и выбрать своего ведущего мыслителя. Преподаватель оценивает работу ведущего мыслителя, который, в свою очередь, оценивает участников своей команды. За правильный ответ команда получает орден философа эпохи.

 

I станция «ПОНЯТИЙНАЯ»

Равнозначны ли понятия?

1) Философия и филология

2) Быт и бытие

3) Диалектика и метафизика

4) Материализм и марксизм

5) Агностицизм и идеализм

6) Гносеология и эпистемология

7) Сознание и мышление

8) Язык и речь

9) Деизм, теизм и атеизм

10) Сенсуализм и эмпиризм

 

II станция «АНТИЧНАЯ»

Античность – самая древняя эпоха, но ее обязательно нужно знать, потому что в античности корень философии.

Назовите философа или школу по системе философских взглядов.

1) Он занимался философией, астрономией, геометрией. Он был купцом и использовал торговые поездки для контактов с мудрецами других стран; он прославился изобретением гидравлических часов, постройкой мостов, созданием военной техники, открытием простого способа измерения высоты египетских пирамид. Определил продолжительность года, разделив его на 12 месяцев по 30 дней. Открыл Полярную звезду и предсказал затмение Солнца в 585 г. до н. э. Первоначалом всего сущего считал воду. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии создает твердые тела, а в более разреженном – жидкости и газы. Сама Земля представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного водного пространства.

2) Отказался от царского престола в пользу брата и стал известным философом. Он считал первоначалом всего сущего огонь и выдвинул принцип творческого отрицания: огонь живет смертью воздуха, земля живет смертью огня. По его мнению, «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Наш мир находится в постоянном движении и развивается благодаря борьбе противоположностей. Но вместе с тем, все сущее подчиняется Логосу – Мировому Разуму. Кроме того, он признавал относительность всего существующего: «Самая красивая из обезьян безобразна по сравнению с человеком».

3) Его главные идеи связаны с признанием единства и неподвижности истинно сущего бытия. Бытие – это весь существующий мир. Философ утверждал, что «бытие есть, а небытия нет». Только единое, всеобъемлющее и неподвижное шарообразное бытие существует «по истине». Ему некуда двигаться, поскольку все пространство и так уже заполнено веществом. Поэтому любое видимое движение – это некая иллюзия, что-то кажущееся, оно происходит не в «бытии согласно истине», а в «бытии согласно мнению». Истинное бытие – «бытие согласно истине» – вечно, неподвижно и неизменно. «Бытие согласно мнению» – это не мир сам по себе, а субъективное представление человека о мире, искажающее действительность.

4) Они создали этическую концепцию, которая отражала протест бесправной части общества против власти и богатства. Суть этого протеста состояла и постоянной демонстрации своей свободы от сложившихся в обществе моральных норм, обычаев и правил поведения. Человеку нужен возврат к природе, к существованию в естественных условиях, без культуры, вне стеснительных рамок общества. Нужен уклад жизни простого, примитивного существа с ограниченными потребностями. Основоположник этого направления воплотил свои идеи в жизнь, живя не в доме, а в бочке.

5) Сторонники этой школы видели наслаждение естественной целью всех живых существ. Каждое существо ищет удовольствия и избегает страданий. Но при этом они заключали: «Когда мы говорим, что наслаждение есть цель, мы говорим не о наслаждениях распутников и не о вкусовых удовольствиях, как полагают некоторые несведущие, инакомыслящие или дурно к нам расположенные. Наша цель – не страдать телом и не смущаться душой. И не беспрерывные пиршества и пляски, не наслаждения юношами и женщинами, или же рыбою и всем, что дает роскошный стол, – не они рождают сладостную жизнь. Ее рождает рассудок».

Верю – не верю»

Все мы в детстве играли в игру «Верю – не верю», и нам надо было подтвердить, правду ли нам говорят, то есть подтвердить или опровергнуть.

Задание: подтвердите или опровергните следующие суждения.

Правда ли, что …

1) … Демокрит считал, что все состоит из атомов, которые делятся на протоны, нейтроны, электроны. Атомы движутся без закономерности, хаотично, что освобождает место случайности. Они могут различаться по форме, величине, порядку, положению. Душа также состоит из атомов.

2) … Аристотелю принадлежат такие мысли: мир делится на истинный, вечный, неизменный, первичный «мир идей» – эйдосов и преходящий, неистинный, изменчивый «мир вещей». Душа человека до соединения с материальным телом летала в мире идей и «все знала». Когда она соединилась с телом, душа «все забыл» и в течение жизни только припоминает то, что знала.

3) … Платон считал, что идеальную сущность вещи нельзя отделить от материального тела. Важны не общие понятия – идеи, а индивидуумы, конкретные вещи. Все материальные тела представляют собой соединение пассивной материи и активной формы.

4) … Идеал скептиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии природными законами, добровольно и бесстрашно подчиняется воле судьбы, необходимости, року. Противостоять судьбе бессмысленно и тщетно. Покорность же перед судьбой переходит во внутреннюю свободу человека, мысли и действия которого перестает сковывать страх за свою жизнь и благополучие.

5) … Платон путешествовал в Египте, Италии и в Сиракузах безуспешно желал воплотить в жизнь свою теорию идеального государства, за что был продан в рабство, но затем выкуплен своим учеником.

«Вопрос на засыпку»

Общеизвестно, что в Афинах казнили единственного философа – Сократа. Он добивался своей смерти настойчивее, чем судьи. В этом и заключено самое трудное для понимания. Как вы объясните поступок Сократа?

 

III станция «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Задание «Снежный ком»: ваша задача охарактеризовать философию эпохи средневековья. Каждая команда называет черту или факт данного периода по очереди. Команда, которая не дает ответа, выбывает из снежного кома и не получает ордена.

 

IV станция «НОВОЕ ВРЕМЯ»

Викторина по XVII веку

1) Какому философскому направлению принадлежит высказывание «В начале была мысль»?

2) Кто сказал «Знание – сила», «Мыслю, следовательно, существую»?

3) Продолжите фразу «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в …»

4) Какое направление характеризует высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума»?

5) Назовите плюралистическую модель мира XVII века.

6) Назовите представителей рационализма.

7) Пантеизм – это …

8) Какой универсальный метод познания предложил Френсис Бэкон?

9) Кто из эмпириков XVII века отрицал врожденные идеи и считал сознание новорожденного «чистой доской»?

10) Назовите агностиков XVII века.

2. Задание «Теоретическое»: изложите систему взглядов философов КНФ.

1 группа: теория познания Канта

2 группа: этика Канта

3 группа: диалектика Гегеля

4 группа: объективный идеализм Гегеля

5 группа: Людвиг Фейербах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: