Методы оценки устойчивости сортов




При оценке устойчивости сортов в полевых, лабора­торно-полевых н лабораторных условиях применяются различные методы исследований с учетом специфики развития вредителя и повреждаемой им культуры.

Выявление устойчивых форм в нулевых условиях. В связи с тем, что в природных условиях естественная численность вредителей нерегулярно достигает высоких уровней, при оценке устойчивости растений к фитофа­гам применяется несколько способов повышения их плотности на посевах изучаемых сортообразцов, а имен­но: 1) посев сортообразцов в зонах постоянной высокой численности вредителя; 2) создание специальных прово­кационных фонов, привлекающих естественные популя­ции вредителей на посевы изучаемых сортов растений;

создание инфекционных и искусственных фонов пу­тем выпуска определенного количества собранных или размноженных вредителей на занятые изучаемыми сор­тами делянки или отдельные растения.

Посев сортообразцов в зонах постоян­ной высокой численности вредителя позво­ляет дифференцировать высеваемый материал по’ ряду признаков устойчивости. Таким способом в течение ряда лет было оценено более 6 тыс. сортообразцов кукурузы на устойчивость к шведской мухе в условиях северо-за­падной части Нечерноземной зоны.

В годы массовых размножений тех или иных видов вредителей представляется возможность непосредст­венно в зонах расположения селекционного учреждения широко использовать этот способ для изучения крупных и многообразных коллекций селекционных материалов и сортов конкурсного сортоиспытания, сделать ценные отборы селекционных форм.

Так, в России были созданы сорта пшеницы, устойчи­вые к шведской и гессенской мухам, а в США — сорта кукурузы, устойчивые к саранчовым и пшеничному клопу и сорта люцерны, устойчивые к тлям. Однако ис­пользование зон с постоянной высокой численностью вредителей и периодов массовых их размножений имеет ряд недостатков. К их числу относятся необходи­мость высева селекционного материала вдали от селек­ционного учреждения и трудность прогнозирования вспышек массовых размножений отдельных видов вре­дителей. Это нарушает планирование ритмичности ра­боты селекционных учреждений.

Провокационные фоны создаются на терри­тории селекционных учреждений. На посевы изучаемых образцов привлекаются вредители. При этом исполь­зуются главным образом положительные поведенческие

Н+н Контроль □ Образец

Рис. 1. Схема создания провокационного фона для изучения ус­тойчивости пшеницы (озимой) к гессенской мухе (по П.’ Г. Чесно-кову):

 

/ — стерня пшеницы, заселенная лупариями мухи; 2 — приманочный летний посев пшеницы {июль); 3 — раннеосенний посев оцениваемых на устойчи­вость форм реакции взрослых насекомых на предпочитаемые ими кормовые растения. Способы создания этих фонов весь­ма разнообразны.

Для увеличения численности вредителей рекомен­дуется вблизи делянок изучаемых сортообразцов со­здавать приманочные посевы из предпочитаемых рас­тений, на которых обеспечиваются предварительная концентрация и размножение вредителя, а затем пере­мещение его на оцениваемые сорта, или высевать при­влекающие самок вредителей нектароносы для дополни­тельного питания.

При изучении яровых зерновых на устойчивость к злаковым мухам осенью по периферии и внутри отве­денного для посева изучаемых сортообразцов участка в ранние сроки высевают полосы озимой пшеницы или ржи в 1—2 захвата сеялки. На этих полосах концентри­руются злаковые мухи. Весной на этом участке высе­вают изучаемыесортообразцы яровых культур. Отро­дившиеся на полосах озимых культур самки злаковых мух интенсивно заселяют всходы яровых (рис. 1).

В тех случаях, когда изучают устойчивость озимых зерновых, летом высевают аналогичным способом яро­вые, а осенью—между полосами сортообразцы озимых.

Для удержания на участках провокационного фона самок шведских мух растения приманочного посева сле­дует подкашивать. Выделяющаяся из травмированных растений жидкость привлекает мух для дополнитель­ного питания. Для гессенской мухи, которая в фазе взрослого насекомого не питается, подкосы растений не нужны.

Для привлечения вредной черепашки иа участок сортоизучения можно использовать приманочные посе­вы из озимой ржи и озимого ячменя. Этот способ осно­ван на свойстве клопов избирать весной для дополни­тельного питания растения, находящиеся на более позд­них этапах органогенеза. После первых дней питания клопы перераспределяются по опытным делянкам. Ре­комендуемые приманочные посевы обеспечивают эф­фект в тех случаях, когда их площадь превышает об­щую площадь, занятую под опытными делянками.

Повышенной заселенности растений пшеничным трипсом можно достичь, если разместить посев изучае­мых сортообразцов в непосредственной близости к по­севам пшеницы. С этой же целью можно посеять ряд сортов пшеницы раннего и позднего сроков выколашивания.

Для концентрации пилильщиков на участках сорто- изучения их обсевают рапсом или горчицей. Цветки этих медоносов привлекают вредителя для дополнитель­ного питания. Хлопковую совку привлекают путем вы­сева полос нута. Луковая муха хорошо летит на запах загнивающего лука-репки. Поэтому раскладка на опыт­ных делянках таких луковиц обеспечивает существенное повышение плотности вредителя на посевах изучаемых сортообразцов. При использовании этих способов не происходит нарушения в ходе развития изучаемых сор­тообразцов.

Привлечение вредителей и усиление повреждаемости ими растений могут достигаться путем изменения сро­ков посева сортообразцов для сближения предпочитае­мых вредителем этапов развития растений с массовым его лётом или создания различной густоты посева, а также направленного изменения физиологического сос­тояния растений при усиленном (несбалансированном) внесении азотных удобрений и т. п. Так, при изучении устойчивости зерновых к злаковым мухам яровые куль­туры рекомендуется высевать в более поздние, а ози­мые - в более ранние сроки. Это связано с тем, что половая активность шведских и гессенской мух насту­пает при температуре 18...20 °С и прекращается при температуре воздуха ниже 16 °С.

При изучении устойчивости кукурузы к кукурузному мотыльку (на Кубани) ее рекомендуется высевать на 10—15 дней позже оптимальных сроков, что обеспечи­вает повышенное заселение растений этим вредителем. Загущенный посев пшеницы снижает степень освещен­ности стеблей, вследствие этого уменьшается степень вы­полненности стеблей паренхимой и повышается их по­вреждаемость хлебными стеблевыми пилильщиками. Несбалансированное внесение азотных удобрений под клевер замедляет формирование механических тканей в сосудистых пучках стеблей, что приводит к усилению их заселения стеблевыми клеверными долгоносиками.

Такие способы привлечения насекомых не всегда желательны, поскольку они нарушают обычные условия выращивания растений. Если к таким способам прихо­дится прибегать, то необходимо это особо оговаривать и учитывать при подведении итогов сортоизучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: