Произносительная сторона речи.




Словарный запас.

Ребёнок, достигший 3-летнего возраста, имеет в словаре от 300 до 1000 слов. К концу 4 года жизни словарный запас малыша достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Среди них всё ещё преобладают существительные и глаголы, но всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные. К концу 4 года жизни дети активно пользуются притяжательными прилагательными – «папин стул», «мамина чашка». Всё чаще в речи появляются прилагательные, указывающие на отвлечённые качества предметов (холодный, горячий, плохой). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, обувь, овощи, фрукты... Он лишь перечисляет отдельные конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (помидор, огурец, пальто)». Именно в 3-4 года начинается период детского сло­вотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке. «Кружинки» (снежинки), «мазелин» (вазелин), «улиционер» (милиционер) – появление этих слов сигнализирует о том, что развитие речи соответствует норме.

Грамматический строй.

Ребёнок активно овладевает грамматическим строем языка. В его речи появляются и активно используются сложные предложения с использованием союзных слов: «Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика».

Повышенный интерес к звучащему слову помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными – («белая кресло»); неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом — домов, ручка — «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»). Не справляются пока дети и со склонениями числительных («Кошка с два котёнка»), тем более что в речи их очень мало, как и наречий. Категории рода и числа существительных в основном усваивается к 4-м годам.

Произносительная сторона речи.

Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались. К 3-м годам исчезает смягчение согласных! К 4-м годам большинство детей приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук Ц. У некоторых детей появляются шипящие звуки Ш и Ж, но, как правило, большинство малышей ещё не произносят шипящие, заменяя их соответствующими твёрдыми свистящими: звук Ш звуком С («суба» вместо «шуба»), звук Ж звуком З («заба» вместо «жаба»), звук Щ звуком СЬ («сенок» вместо «щенок»). Звуки Р, РЬ, Л заменяют звуки Й или ЛЬ («йак» или «ляк» вместо «рак»). С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносят и в тех словах, где их употребление неуместно: например, в тех словах, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо «капуста» ). К четырём годам в норме ребёнок правильно произносит следующие звуки:

· все гласные

· П, Б, М – Т, Д, Н – В, Ф – К, Г, Х, Й – С, З, Ц

Эти звуки должны быть!

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как «пожаста», температура как «тематура». К концу четвёртого года жизни дети начинают правильно произносить многосложные слова, не допуская перестановки, пропусков, искажения слогов. Малыши способны верно произносить слова со стечением 2-3 согласных («шкаф», «встану», «вспомнил»).

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: