Пояснительная записка к федеральному закону




«О развитии Арктической зоны Российской Федерации»

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 15 июля
2016 г. № К 346 (подпункт «б» пункта 1), а также Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2017 г. № РД-П16-466 и от 21 сентября 2017 г.
№ РД-П16-6255 Минэкономразвития был разработан проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (далее
соответственно – законопроект, Арктическая зона).

Первая редакция законопроекта была направлена на государственное регулирование широкого спектра вопросов развития Арктической зоны, в том числе, государственного управления, природопользования, природоохранной
и экологической деятельности, развития транспортной системы, социальной сферы и безопасности жизнедеятельности. Кроме того в качестве экономических механизмов развития данного макрорегиона законопроектом предусматривалось формирование опорных зон развития.

Законопроект был поддержан Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом Совета Федерации по экономической политике и Комитетом Государственной Думы по делам национальностей.

В процессе согласования Минэкономразвития России было вынуждено отказаться от первоначально планировавшегося формата «Арктического кодекса».

7 октября 2016 г. законопроект был внесен в Правительство Российской Федерации письмом № 30649-АУ/Д29и.

22 декабря 2016 г. состоялось согласительное совещание в Аппарате Правительства Российской Федерации, на котором рассматривалась основная «развилка»: погружать в законопроект комплекс вопросов отраслевого законодательства, или сосредоточить его на экономическом развитии Арктической зоны посредством формирования и обеспечения функционирования опорных зон развития.

31 января 2017 г. законопроект был возвращен поручением Правительства Российской Федерации № РД-П16-466 на доработку со следующей резолюцией Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Государственной комиссии по вопросам Арктики Рогозина Д.О.: «закон нужен,
но он должен быть конкретным и посвящен опорным зонам».

В целях исполнения вышеуказанного поручения Минэкономразвития России приступило к разработке законопроекта, основой которого стал подход
по формированию опорных зон развития в Арктике.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2017г. № РД-П16-6255 законопроект необходимо внести
в Правительство Российской Федерации в установленном порядке в срок до 18 декабря 2017 г.

Целью разработки законопроекта является создание условий
для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, посредством формирования и обеспечения функционирования опорных зон развития, основными задачами которых является освоение минерально-сырьевых центров в Арктике, привлечение инвестиций
и развитие Северного морского пути.

Законопроект регламентирует отношения, возникающие при формировании, функционировании и прекращении деятельности опорных зон, условия возможного применения особых преференциальных режимов и иных мер государственной поддержки, направленных на обеспечение комплексного социально-экономического развития Арктической зоны.

Законопроект определяет опорные зоны развития как территории Арктической зоны Российской Федерации, на которых реализуются взаимоувязанные проекты, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике; предусматривающие скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, а также особых режимов осуществления хозяйственной деятельности и территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, опорные зоны в отличие от территорий опережающего развития и особых экономических зон направлены на поддержку не отдельных территорий как площадок ускоренного социально-экономического развития,
а комплекса взаимосвязанных проектов, государственная поддержка реализации которого экономически эффективна и целесообразна.

Законопроект в частности устанавливает следующий порядок создания опорной зоны. Заявка на создание опорной зоны подается заявителем/заявителями (в лице высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и/или хозяйствующих субъектов) в уполномоченный федеральный орган.

Законопроектом устанавливается состав заявки, который в том числе должен содержать обоснования целесообразности и эффективности создания опорной зоны, анализ последствий создания опорной зоны, информацию о потребности в создании (реконструкции) объектов инфраструктуры с учетом возможности строительства данных объектов инфраструктуры сверх необходимой мощности (исходя
из проектов, которые в будущем будут включены в опорную зону).

Кроме того, заявка должна включать схему территориального планирования опорной зоны, в которой будут отражены схемы размещения объектов инфраструктуры, и участников опорной зоны, оценка объемов затрат на создание или реконструкцию необходимой инфраструктуры, а также взаимосвязь предлагаемых к реализации (реализуемых) проектов между собой.

Законопроектом предусматривается взаимоувязка создания инфраструктуры
с реализацией нескольких «якорных» проектов. «Якорные» проекты в рамках законопроекта определяются как инвестиционные проекты, выступающие «драйверами» развития макрорегиона, без реализации которых невозможно воплощение других менее рентабельных проектов, при этом общая стоимость каждого якорного проекта должна составлять не менее ста миллиардов рублей.

Уполномоченный федеральный орган рассматривает заявку совместно
с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
и организациями и готовит сводное заключение (заявка может быть возвращена
на доработку). Одновременно с этим готовятся изменения в государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы
и федеральную адресную инвестиционную программу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также акты о создании территорий
с преференциальными условиями (при необходимости).

При положительной оценке уполномоченный федеральный орган передает заявку и сводное заключение в Межведомственную рабочую группу – орган, функционирующий при Госкомиссии по вопросам развития Арктики, созданный для урегулирования разногласий и принятия решения об одобрении/неодобрении заявок о создании опорных зон.

Порядок формирования, состав, положение и регламент работы Межведомственной рабочей группы устанавливаются актами Правительства Российской Федерации. Межведомственная рабочая группа может принять решение о внесении проекта решения о создании опорной зоны в Правительство Российской Федерации либо отказать в создании опорной зоны.

В Правительство Российской Федерации направляются следующие документы: проект акта о создании опорной зоны (включая схему территориального развития), проекты актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений (дополнений) в государственные программы Российской Федерации
и федеральные целевые программы в связи с формированием опорной зоны; а также проекты постановлений Правительства Российской Федерации о создании территорий с преференциальными условиями (в случае необходимости).

С целью обеспечения выполнения обязательств по реализации проектов опорной зоны стороны заключают инвестиционные соглашения (дополнительные инвестиционные соглашения).

Опорная зона создаётся бессрочно, однако законопроектом предусмотрено несколько условий прекращения действия опорной зоны по решению Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа.

Одним из ключевых особенностей данного законопроекта является наличие «безотзывных» обязательств, при которых государство обязуется обеспечить создание инфраструктуры, предоставление необходимых льгот и преференций,
а также специальных режимов осуществления хозяйственной деятельности (при необходимости); а хозяйствующие субъекты, в свою очередь, - инвестировать
и реализовать данные проекты, а также возместить стоимость затрат и убытков
(в случае неисполнения обязательств по их вине).

Законопроект предусматривает способы обеспечения обязательств инвесторов, такие как безотзывная банковская гарантия или иное согласованное сторонами инвестиционного соглашения обеспечение исполнения обязательства,
в том числе поручительство третьих лиц, по выполнению минимального прогресса реализации инвестиционного проекта в размере не менее пяти процентов
от стоимости мероприятий, подлежащих выполнению таким участником опорной зоны на основании инвестиционного соглашения, в случае, если доля использования таким участником опорной зоны необходимой к созданию инфраструктуры опорной зоны составляет менее восьмидесяти процентов суммарной мощности или иного показателя использования соответствующей инфраструктуры.

В случае если доля использования опорной зоны необходимой к созданию инфраструктуры составляет более восьмидесяти процентов суммарной мощности или иного показателя использования, законопроектом предусматривается обязательство по выплате взноса в Фонд поддержки проектов в Арктике в размере не менее двадцати процентов от стоимости инфраструктуры, создаваемой в порядке, предусмотренном инвестиционным соглашением, либо по заключению концессионного соглашения, и (или) соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предполагающее объем инвестиций участника опорной зоны в размере не менее двадцати процентов от стоимости инфраструктуры.

Финансовое обеспечение создания (реконструкции) объектов инфраструктуры опорной зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета (бюджетов) арктического субъекта (арктических субъектов) Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Законопроектом также предусмотрена возможность формирования Фонда поддержки проектов в Арктике для финансового обеспечения реализации в опорных зонах инвестиционных проектов. Данный фонд должен состоять из финансовых средств, формируемых из взносов арктических субъектов Российской Федерации, федерального бюджета и хозяйствующих субъектов (в том числе участников опорных зон).

Также предполагается создание (определение) управляющей компании для координационно-аналитического сопровождения функционирования опорных зон
и мониторинга реализации и взаимоувязки мероприятий по строительству объектов инфраструктуры опорных зон и инвестиционных проектов, реализуемых в опорных зонах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: