Проблема классификации наук




Давно делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три последовательно задаваемых вопроса: «что изучается?» (предметный подход); «как, какими способами изучается?» (подход с точки зрения метода); «зачем, ради чего, с какой целью изучается?» (подход со стороны учёта практических приложений).

В результате ответов на эти вопросы раскрываются три различные стороны полной системы научного знания: объектно – предметная, методологически – исследовательская и практически – целевая. Связь между этими тремя сторонами определяется последовательным нарастанием удельного веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой.

Первый класс наук включает в себя следующие группы:

1) естественные, математические и абстрактно – математизированные науки.

2) общественные науки.

3) науки о мышлении. Вместе с общественными науками они составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке.

Второй класс наук – науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном счёте определяется природой изучаемого объекта (предмета) и некоторой долей субъективного момента.

Третий класс наук – составляют прикладные, практические, в том числе технические, науки, основанные на сочетании объективного момента (законы природы) и объективного момента (цели технического использования этих законов в интересах человека).

 

10. Генезис науки и проблема периодизации её истории.

 

ГЕНЕЗИС НАУКИ – дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм) и четыре основных версий её возникновения.

С точки зрения эстернализма (от лат. Extro – вне) появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития.

Интернализм (от лат. intro – внутри) основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.

Наука не есть нечто неизменное.

Она представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен.

Отсюда возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития («эволюционный срез»).

При этом следует понимать, что часто чёткой границы между разными этапами развития чего-либо в истории нет, один этап плавно перетекает в другой.

Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается

1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний.

2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания.

3) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания.

4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.

Наука – явление конкретно-историческое, проходящее на своем пути ряд этапов, критерии для определения этапов до сих пор не ясны. В основе во многом лежит анализ истории развития математики и физики.

Критерий данной периодизации – отношение объекта и субъекта познания.

• Классическая наука (XVII–XIX вв.) стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности; причина – нужны о объективные знания о мире стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения объектом. Лапласовский детерминизм.

• Неклассическая наука (первая половина XX в.) толчком послужила разработка релятивистской и квантовой теории отвергает объективизм классической науки, реальность зависит от средств и способов познания связь между знаниями объекта и познавательной деятельностью.

• Постнеклассическая наука. Это тот этап, который наблюдается сейчас. постоянная включенность субъективной действительности в тело знания синергетика

Проблема происхождения (генезиса) науки – одна из самых дискуссионных и трудно поддающихся разрешению проблем. Тем не менее, сложилось несколько позиций в понимании стартового момента науки. В зависимости от того, как трактуется сама наука, конкретизируется и проблема ее начала. Если науку понимать как непосредственную производительную силу, то ее оформление приходится на вторую половину ХХ столетия и лишь в ограниченном числе развитых стран – европейских государств, СССР, США и Японии.

Если говорить о науке как социальном институте, то нужно признать, что в этом качестве наука – продукт Новоевропейской культуры XVI – XVIII веков. Ее влияние на общество возрастает пропорционально вкладу ученых в развитие объективных представлений о природе, обществе и человеке. И более того, распространение просвещенческих идей создало предпосылки социального заказа ученым со стороны общества, которое стало нуждаться в более гарантированном и позитивном знании как двигателе социального прогресса.

Проблему «начала» науки целесообразно рассматривать и в аспекте подготовки и переподготовки научных кадров в первой трети ХІХ века. Так, мощным стимулом для развития науки в Германии послужила реформа университетского образования, которая проводилась под руководством известных немецких просветителей братьев А. и В. фон Гумбольдтов, а также открытие лаборатории Ю. Либиха, где прививались и культивировались навыки научно-экспериментальной работы.

Наконец, при рассмотрении проблемы начала науки, важно учесть ее трактовку как исторически обусловленной и развертывающейся структуры знаний. И в свете сказанного о науке можно говорить, во-первых, начиная с эпохи античности, где зародились ферменты знания математического, астрономического, физического. Второй этап в логике развития научного знания – новоевропейского опытного, математического естествознания – связан с «чтением книги природы». Третий сюжет принадлежит обществознанию, которое формируется в середине ХІХ века и связано с необходимостью оптимизации социальных процессов. В настоящий момент, вслед за В. И. Вернадским, можно вести речь о наметившейся интеграции частно-научных представлений, с одной стороны – в одну целую синтетическую картину мира, а с другой – их сближение вплоть до выявления точек соприкосновения научных и вненаучных форм знаний.

Не лишне напомнить еще об одной нетрадиционной точке зрения, состоящей в том, что настоящая наука еще и не возникала, а ее появление –дело будущего.

При наличии в философской литературе такого множества позиций по проблеме генезиса науки, мы придерживаемся взгляда, согласно которому наука появилась в Новое время, в период разрушения старых мировоззренческих установок и формирования нового миропонимания.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что подобные мировоззренческие сдвиги всегда сопровождали научные революции, значительно меняющие образ науки.

Но на этом эволюция науки не заканчивается, а лишь начинается.

 

11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления.

Греч. философов интересуют процессы мироздания. Первоначала ищут в огне, в воде. Пифагор видит основу в числе. В натурф-фии возникли первые образцы теор-кой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. В античности больш. внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщ.рационализация мышл.-я. П оявляется теорет. система математики; греки впервые ввели матем. док-во. Антич. наука доказала динамичность физ. мира: тезис Гераклита «все течет, все изменяется».Гиппократ (ратовал за привнесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий смысл – «не навреди». Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель. Аристотель делил все науки на теоретические (имеющие целью само знание:философия, физика, математика), практические (руководящие человеческим поведением: этика, экономика, политика), творческие (направленные на достижение прекрасного: этика, риторика, искусство).

Предпосылками зарождения науки в Др. Греции:

1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип три «И»:

1. Исигория – свобода слова.

2. Исатомия – равенство в возможности замещения должностей.

3. Исономия – равенство всех пред законом.

2) относительная (по сравнению с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток – законы общества выводились из Божественной воли, а Запад – создавались в ходе демократических процедур в полисе.

3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков – прибыль).

4)агональный хар-р культуры (состязательность) – развитие интел. способностей и их оттачивания на диспутах.

Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.

В мировоззренческом плане эти реформы обусловили:

1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе;

2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т. к. изобретался самими людьми;

3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах;

4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания.

 

12. Понятие исторических типов мышления: миф, религия, наука.

 

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Мифология (от греч. mifos – предание, logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта –рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Религия (лат. religio – благочестие, набожность, святость) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний – земной, естественный – сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутреннее состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов. Религиозные представления продукт исторического развития общества. Ее родственность с философией – обе они общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Философски мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек.

 

13. Становление и специфика мифологического типа мышления.

 

Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была мифология. Мы встречаем мифы во всех культурных регионах Древнего мира.

Мифология – систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества. Это – исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф построен как повествование на ту или иную мировоззренческую тему – о мироустройстве, о происхождении человеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях.

Широко известны античные мифы – детально разработанные повествования древних греков и римлян о богах, титанах, героях, фантастических животных.

Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме имелись у всех народов мира. Обнаружены отдельные элементы мифологического творчества, равно как и разветвленные системы, у древних иранцев, индийцев, германцев, славян. Большой интерес с точки зрения истории культуры представляют мифы народов Африки, Америки, Австралии.

Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы, прежде всего, выступают как наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека.

Здесь находят свое отражение практически все основные элементы мировоззренческого сознания как такового – проблемы происхождения мира (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы), проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жизненные мифы), вопросы будущего, пророчества о «конце мира» (эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.[6, c.89]

Для мифологии характерна своя пространственно-временная структура. Любое событие, о котором рассказывается в этого рода повествованиях, относится к далекому прошлому – к мифологическому времени.

 

14. Философия как универсальная наука античности.

 

Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).

В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки.

Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.

Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер. Она опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям. Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию оборонительных машин. Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.

Античная наука, от арифметики до метафизики, рассматривает мир в аспекте вечности. Само слово «теория» происходит от греческого «теос» (Бог) и означает «созерцание божественного». Достижение истинного знания об истинном бытии рассматривается как конечная цель науки. Научное знание, как познание вечного и неизменного бытия, самодостаточно, имеет совершенно самостоятельную, более того – высшую ценность. Занятия наукой, познание истины, приобщение души к божественному, совершенному – лучшее, высшее, наиболее достойное занятие человека. Только в научной теории человек достигает конечной цели своего существования как разумное, мыслящее существо, достигает высшего возможного для человека блага. Теория есть высшее добро и высшее благо. По сравнению с тем благом, который даёт человеку само познание, все удобства и удовольствия, которые способны доставить ему техника и практическая деятельность, второстепенны.

15. Роль и влияние Пифагора и пифагорейской школы на становление античной философии.

Выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же мало (и часто спорных) сведений сохранилось о жизни и деятельности основателя этой школы – Пифагора. Гегель следующим образом характеризует ситуацию, связанную с достоверностью информации о жизни Пифагора: «Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные объемистые жизнеописания Пифагора и, в особенности, пространно писали о пифагорейском союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти часто искаженные свидетельства. Биография Пифагора дошла до нас сквозь призму представлений первых веков нашей эры – она написана более или менее в том стиле, в котором нам рассказывают о жизни Христа…».

Аналогична ситуация и с трудами Пифагора и пифагорейцев. Мысли основателя школы дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. «Его философское учение подверглось такому же искажению, как и история жизни. С ним связали все, что только придумали христианская меланхоличность и склонность к аллегоризму».

Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) – 500 гг. до н. э.

Пифагор был современником Анаксимандра и Анаксимена. Подобно Фалесу, он предпринимает путешествие в Египет, где знакомится с достижениями в математике и астрономии, с философскими и религиозными идеями, в значительной степени повлиявшими на его философские и религиозные взгляды.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании », «О делах общины » и «О природе ». Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

Из античных авторов наиболее полное изложение взглядов Пифагора мы находим у Диогена Лаэртского: «Начало всего – единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон».

Гегель в «Истории философии» следующим образом интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «…первым простым понятием является единица… не дискретная, множественная арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность». «За единицей следует противоположность, двоица… различие, особенное». Из этих принципов возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все остальные числа. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда – единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура). Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, – такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивный характер. Этот факт отмечает и Гегель. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. В частности, в области геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным. Арифметизация геометрии означает выражение пространственных отношений в «чистых» числах и делает возможным их постепенное отторжение от отношений в объективной реальности, котирую они, собственно, представляют. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действительности.

Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Пифагорейский подход к религии заметно отличается от тогдашней греческой традиции. Пифагорейский подход испытывает влияние элементов персидской и индийской мистики. Он в определенной степени является освящением классовой исключительности (которая приобретает почти кастовый характер). Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам:

Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай,

Их, почитая, также отдай уважение богоравным умершим!

Религиозные взгляды пифагорейцев весьма тесно связаны с их политической ориентацией. То же можно сказать и о понимании ими морали. Она была обоснованием определенной «социальной гармонии», опирающейся на абсолютное подчинение демоса аристократии. Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение. Религиозное и нравственное во взглядах Пифагора и пифагорейцев часто совпадают.

Религиозные и моральные принципы пифагорейского учения наложили определенный отпечаток на организацию структуры, деятельность пифагорейского союза, в котором классовость и реакционная партийность Пифагоровых религиозных, социальных и этических взглядов проявляются более отчетливо, чем в других моментах.

Большинство принципов союза носило тайный характер и было доступно лишь членам союза. Личность Пифагора имела неограниченный авторитет, его философия весьма длительное время преподавалась исключительно членам союза. Лишь некоторые моральные принципы разрешалось распространять «в народе». Полностью противоположной была картина в отношении пропаганды религиозных взглядов. В пифагорейском понимании распространение «религии» являлось основной обязанностью каждого члена союза.

Из религиозного и этического учений Пифагора вытекает и ряд «запретов» и «ограничений», которые в большей или меньшей степени имели мистический характер, форму предрассудков, а также выступали как способ объяснения некоторых природных явлений, что контрастировало иногда с принципами собственной философии пифагорейцев.

Пифагорейство является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Пифагорейцы в идейном и политическом отношениях сыграли в принципе реакционную роль, это же относится и к пифагорейской философии. И хотя пифагорейцы имеют бесспорные заслуги в разработке некоторых частей геометрии и, в частности, основ арифметики, математическая проблематика у них выливается в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

Конструируемое пифагорейцами учение о противоположностях «есть лишь грубое начало более точного определения противоположностей, начало, в котором, как в индусских перечислениях первоначал и субстанций, нет ни порядка, ни смысла». Так характеризует Гегель ту часть пифагорейской философии, которая имеет, хотя и вербальное, наибольшее сходство с диалектическим мышлением. Существующие противоположности подчинены здесь всеобщей универсальной гармонии космоса, поэтому они теряют малейшие остатки диалектического заряда, не сталкиваются, не борются, но подчинены гармонии сфер.

Пифагорейское учение представляет собой в зародышевой форме соединение идеализма с метафизическим способом мышления. Это вместе с мистическими элементами образует предпосылки для его приятия христианской философией.

В истории философии идеализм обращался к пифагорейству, как правило, лишь тогда, когда он играл открыто реакционную историческую роль (один из крупнейших представителей идеалистической диалектической философии, Гегель, в «Истории философии» оценивает пифагорейство весьма критически). Метафизический подход к вопросу бытия, характерный для пифагорейской философии, был источником появления ряда реакционных философских направлений.

16. Классическая греческая философия: Платон, Аристотель и их место в последующем развитии науки.

Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основана греками. При развитии классового общества и государства произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. Возникли философские и, в первую очередь, космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира. Это сделало античную философию школой философского мышления для последующих поколений.

Платон (427–347 до н.э.)

Афинянин, был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа.

Работы: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет» и др.

Тезисы (кратко): Платон – основатель объективного идеализма. Познание по Платону – есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека. Метод познания – диалектика. Частная собственность и семья – подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение об общности женщин и государственном воспитании детей.

Философское учение Платона. Охватывает широкий круг вопросов. Ведущей темой, как и у Сократа, остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон, как и Сократ, считает условием нравственных поступков истинное знание. Поэтому он продолжает работу Сократа по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного для всех, единого, объективного знания. Эта работа Платона с понятиями получила название диалектики.

Этика рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества. Этическое учение Платона основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело (подобно делению Платона всего сущего на вечные и самосущие идеи и преходящие несамостоятельные вещи чувственного мира). Этика Платона не индивидуальная, как например, у стоиков или эпикурейцев, а социальная.

Душа подобно идее едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении (все движущее себя само бессмертно и наоборот). По Платону – человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае (для самых совершенных душ), остается в царстве идей. С учением о предсуществовании душ связана идея Платона о познании как припоминании. До воплощения в тело душа пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте, поэтому после воплощения чувственные явления для нее лишь повод для того, чтобы как бы припомнить их подлинную сущность. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания, как в античности, так и в последующие периоды развития философской мысли.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Целью Платона было создание модели совершенного человеческого общества идеального государства.

Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная (мудрецы, философы, стремятся созерцать красоту и порядок идей, приверженцы правды и справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях, их роль – правители в идеальном государстве); аффективная, или эмоциональная (человек отличается храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, это воины); вожделеющая, или чувственная (сильно привержены к телесно-физическому миру, это сословие крестьян и ремесленников, их роль – обеспечивать материальную сторону жизни государства).

Кроме того, есть общая добродетель, которую Платон ценит очень высоко – это мера.

Согласно Платону справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека, т.е. ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

Аристотель

Работы: «О душе», «Физика», «Категории» и др.

Тезисы (кратко): Аристотель – создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля, Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея («форма») неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал – материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат «первая материя». Однако, в таком виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя – это возможность, способность вещи, форма – ее действительность. Возможность переходит в действительность, благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

Аристотель увидел опасность абсолютизации роли государства в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель, как и Платон, считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели – справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща.

Аристотель внёс коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни, он дал типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (+ощущение и возможность желания), разумная (+рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Материю Аристотель рассматривает как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум – лишь в малой степени.

Творчество Платона и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, формирования европейской науки и культуры в целом. Таким образом, в рамках античной философии сложились важнейшие проблемные поля философии как таковой и обозначились стратегии их дальнейшей динамики, были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. Развитие античной философии положило начало формированию категориального аппарата философии, определило жанры философство



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: