БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим. ✅ 1 Постановление Шариата относительно платного посредничества.




О платном посредничестве.

📜 Содержание:

✅ 1 Постановление Шариата относительно платного посредничества.

✅ 2 Посреднические услуги и взимание за это платы без ведома клиента (например, как в «Oriflamme»).

✅ 3 Правила посредничества в торговле. Шейх Сулейман ар-Рухейли

✅ 4 Кто указал своему брату на дело, зная при этом, что благоразумнее поступить иначе, то он предал его

✅ 5 Постановление Шариата относительно платного посредничества.

✅ 6 Постановление Шариата в отношении посредничества за денежное вознаграждение со страховой компанией.

✅ 7 Каково постановление Шариата о ситуации, когда человек советует покупателю приобрести товар в фирме, которая выплачивает ему за это посреднические комиссионные.

✅ 8 Посредник между клиентом и поставщиком.

________________________

✅ 1 Постановление Шариата относительно платного посредничества.

 

❓ Вопрос: “ Каково постановление Шариата в отношении посредничества? И является ли имущество, полученное в качестве комиссионных за посредничество, дозволенным?”

 

➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Хвала Аллаху!

 

«Ас-Самсара (брокерская деятельность, посредничество) – это посредническая деятельность между покупателем и продавцом. Соответственно, самсар - это человек выступающий посредником для заключения сделки между покупателем и продавцом. Также его называют далляль (маклер), поскольку он указывает (араб. «далля») покупателю на товар, а продавцу на клиента». См. «Маусу’атуль-фикъхия» 10/151.

 

На самом деле посредничество – это услуга, в которой нуждается большое количество людей, поскольку большинство людей не имеет представления, как вести торговые переговоры; у других нет возможности приобрести какой-либо товар, поскольку они не знают, как его выбирать, и какие недостатки и дефекты он может в себе содержать; у третьих нет времени для самостоятельного осуществления этих сделок и т.д.

 

Из всего этого становится ясно, что посредничество является полезной деятельностью, пользу из которой извлекают все участники сделки, как продавец, так и покупатель, так и сам посредник.

 

Однако, чтобы заниматься посредничеством, человеку надлежит быть полностью осведомленным о предмете заключаемой сделки, чтобы какая-либо из сторон не оказалась в убытке, доверившись заявлениям самсара о его знании и опыте, тогда как он, на деле таковыми не владел.

 

Также ему необходимо быть честным и ответственным, и не соблюдать интересы одной стороны договора в ущерб другой. Напротив, он должен разъяснять все плюсы и минусы товара правдиво и честно, и не обманывать ни продавца, ни покупателя.

 

Существует масса высказываний имамов относительно допустимости такого вида деятельности и взимания за это денежной платы.

 

Однажды Имама Малика спросили о плате, взимаемой за посредничество. На что он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного». См. «Мудаууана» 3/466.

 

Имам Бухари в своем «Сахихе» так озаглавил одну из его глав:

«Глава о плате, взимаемой за посредничество и о том, что Ибн Сирин, ‘Ата, Ибрахим ан-Нахъа’и и Хасан аль-Басри (все перечисленные являются известными таби’инами) не видели в этом ничего плохого».

 

Далее имам Бухари привел следующие доводы в пользу этого:

Ибн ‘Аббас сказал: «Нет ничего запретного в том, если ты скажешь: «Продай эту одежду за, такую-то цену, а все, что превысит ее, можешь оставить себе».

 

Ибн Сирин сказал: «Если человек скажет, например, «Продай этот товар за такую-то цену, а если продашь ее за большую цену, то прибыль оставь себе или поделим ее между собой» - то в этом нет ничего плохого».

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, сказал: «Мусульмане должны соблюдать условия своих договоров». (На этом заканчивается цитата слов имама Бухари).

 

Ибн Къудама (известнейший ученый ханаблисткого мазхаба) писал: «Допускается человеку нанимать за деньги самсара (посредника), для того, чтобы он купил для него одежду, например. Это разрешали Ибн Сирин, ‘Ата и Ибрахим ан-Нахъа’и.

 

Дозволено нанимать самсара как на определенный срок, как, например, когда хозяин денег нанимает посредника сроком на десять дней, и при этом обязанности и срок договора известны. Так и без определенного срока, когда хозяин составляет договор лишь об обязанностях посредника и выделяет ему с каждой затраченной тысячи дирхамов определенную часть - и такая сделка также будет действительной.

 

Также дозволено нанимать посредника, для того чтобы он продал товар человека, например, одежду, о чем говорил Имам аш-Шафи’и. Поскольку это дозволенная сделка и в ней посредник может замещать продавца. Таким образом нанимать его за плату в продаже можно, точно также как можно это и в покупке товара». См. «Аль-Мугъни» 8/42.

 

В постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:

«Человек является директором торговой фирмы, выступающей посредником в сделке между производителем товара и частными предпринимателями. Деятельность фирмы заключается в демонстрации образцов продукции предпринимателям и в последующей их продаже им по ценам производителя. За свою деятельность фирма получает определенные, заранее оговоренные, комиссионные от производителя. Имеет ли право фирма взимать за это плату или это является грехом?»

 

Ответ:

«Если все в действительности обстоит так, как вы описали, то взимание платы за эту деятельность является дозволенным, и вы не совершаете никакого греха».

См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/125.

 

Также шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, был задан похожий вопрос:

«Можно ли риелтору, занимающемуся поиском квартир или помещений для аренды, взимать за это плату с арендатора».

 

На что шейх ответил:

«Нет никаких проблем в том, чтобы ты брал плату за эту свою деятельность. Эта плата также еще называется комиссионными. Однако тебе необходимо проявить усердие в поиске подходящего помещения, удовлетворяющего требованиям арендатора, и помочь ему в заключении договора с арендодателем. Во всем этом, если будет угодно Аллаху, нет никаких проблем при условии, что все эти операции не будут содержать в себе обмана или мошенничества.

 

Таким образом, если ты будешь правдив и выполнишь все свои обязательства в поиске необходимого помещения, не обманув никого и не проявив зульма (несправедливости) кому-либо из сторон, то ты, если будет угодно Аллаху, на благе (хъайр)».

См. «Фатауа Ибн Баз» 19/358.

📖 Источник: https://islamqa.info/ar/answers/45726

 

 

_____________________________________

 

✔️ 2 Посреднические услуги и взимание за это платы без ведома клиента (например как в «Oriflamme»).

 

❓ Вопрос: “У нас в Египте есть фирмы, занимающиеся торговлей косметической продукцией, парфюмерией, кремами и т.п.

 

Например, «Amway» «Avon» «Oriflamme» и т.д. Также некоторые подобные фирмы занимаются продажей продуктов питания. Чтобы получить членство в этих фирмах необходимо, либо сделать вступительный взнос в размере 10 гиней («гинея» – денежная ед. Египта), либо набрать необходимое количество бонусных баллов.

 

В дальнейшем став участником данной торговой фирмы, вы получаете особые привилегии компании. Так, в частности, вы приобретаете скидки на все выпускаемые фирмой товары, что дает возможность вам приобретать продукцию фирмы для собственных нужд по особым, сниженным ценам.

 

Также, занимаясь распространением продукции фирмы, вы получаете еще целый ряд привилегий в виде различных наград, подарков и поощрительных призов. Так, каждый сотрудник фирмы получает от фирмы каталог их продукции и занимается представлением и демонстрацией товара своим родственникам, друзьям и просто знакомым.

 

В данном каталоге фирмой установлены конечные цены для клиентов. То есть, если кто-либо из клиентов выбирает понравившийся ему товар и его цена, к примеру, будет 20 гиней, затем сотрудник берет с клиента эти 20 гиней, отправляется в фирму и приобретает этот товар уже по своей специальной цене, скажем, за 10 гиней, а разницу, в виде оставшихся 10 гиней, он кладет себе в карман.

 

Необходимо отметить, что все это делается с ведома фирмы, которая расценивает эти 10 гиней как посредническую плату, однако клиент ничего об этом не знает.

 

Мой первый вопрос заключается в следующем: Если человек берет с клиента 20 гиней, а затем приобретает товар за 10 гиней, а оставшиеся 10 оставляет себе, является ли это обманом?

 

И, вообще, посоветуйте какой способ торговли наиболее подходящий и более правильный согласно Исламу: например, если сотрудник демонстрирует товар клиенту по каталогу, клиент желает приобрести понравившийся ему товар, то правильнее клиенту сразу отдать деньги за товар, или же расплатиться после того, как сотрудник доставит ему этот товар из фирмы?

 

И не будет ли это считаться торговлей с предоплатой (сильм), которую запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует?

 

Мой второй вопрос следующий: Те 10 гиней в качестве вступительного взноса для вступления в фирму, о которых я упоминал в начале, является ли это харамом, в том смысле, что человек делает денежный взнос гораздо меньшей суммой, чем та, которую он приобретет в результате купленного членства в фирме, в виде подарков призов, привилегий и посреднических комиссионных? То есть, является ли это къимаром (азартным взносом, ставкой)?

 

Существует и другой способ приобретения членства в этих фирмах, так если человек желает стать сотрудником фирмы, он должен получить каталог продукции, и продать товаров из этого каталога общей суммой на 25 баллов (каждому конкретному товару в каталоге присваивается своей количество баллов). Если человек наберет это необходимое количество баллов, то также станет сотрудником этой фирмы и получит все привилегии компании. Является ли этот способ дозволенным?

 

➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Хвала Аллаху!

 

Во-первых, человеку нельзя делать вступительный взнос в размере 10 гиней или же заниматься набором необходимого количества баллов, чтобы, впоследствии став сотрудником фирмы, получить скидку на все товары, поскольку все это является къимаром (азартом), ведь человек сделав этот вступительный взнос в виде фиксированной платы, затем взамен может компенсировать этот взнос благодаря скидке в равном размере, а может и в большем или меньшем! Так, учитывая все это, «Исламская академия Фикъха» издала фатву о запрете использования дисконтных карт, приобретаемых за деньги. Подробнее об этом вы можете узнать в фатве нашего сайта № 152076. https://islamqa.info/ar/answers/152076

 

Во-вторых, рассматривая этот вопрос в отрыве от сотрудничества с подобными фирмами, использующими принцип финансовой пирамиды, а также в отрыве от использования платных дисконтных карт, следует отметить, что человек имеет право выступать посредником в сделке между покупателем и продавцом, как в покупке, так и в приобретении товара. Так, например, если клиент хочет приобрести какой-то товар, посредник может предоставить ему свои услуги взамен на денежную плату от клиента за свою работу, при условии, что это все будет оговорено с клиентом.

 

Например, посредник говорит клиенту: «Цена этого товара 10 гиней, и моя плата, за свои услуги вам, составит 10 гиней. Итого 20 гиней. Это плата за мой поиск необходимого товара и его доставку». В данном случае посредник работает на покупателя. При этом он не имеет права обманывать его или делать вид, что работает бесплатно, или же вступать в сговор с продавцом, чтобы он искусственно завысил цену для клиента.

 

Если же посредник не оговаривал с клиентом условий посредничества и взимания за это платы, и приобрел для него товар, то в данной сделке он выступает его уполномоченным лицом и не имеет право взять из его денег что-либо без его ведома, также не имеет права вступать в сговор с продавцом, чтобы взять плату с клиента за свою работу, поскольку все это будет являться обманом!

 

Также посредник может выступать представителем продавца и работать на него, а именно предоставлять клиенту товар за 20 гиней, за что продавец будет выплачивать ему плату в размере 10 гиней или же в размере 50 процентов от продаж. Как это делает фирма, о которой вы задаете вопрос. В данном случае это расценивается как посреднические комиссионные выплачиваемые продавцом товара, а не покупателем, поэтому абсолютно не является условием, чтобы покупатель знал об этом. Однако нельзя специально взвинчивать цену товара, чтобы в итоге покупатель оказался переплатившим настоящую цену товара.

 

Также посредник имеет право сначала сам купить определенный товар, а затем перепродать его клиенту, зная, что ему требуется именно этот товар, и он говорит: «Я куплю этот товар, а потом продам его тебе по такой-то цене».

 

Однако это при условии, что он перепродаст его клиенту только после того, как сам станет собственником этого товара и заберет его от первого продавца, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю тем, чем человек еще не владеет.

 

Подробнее об этом вы можете узнать из фатв нашего сайта № 143067 https://islamqa.info/ar/answers/143067 и № 152859 https://islamqa.info/ar/answers/152859

 

Что же касается торговли с предоплатой (сильм), то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запрещал его, напротив он разрешил его и дозволил. Сильм – это продажа определенного товара в строго установленный срок в будущем, за цену, указанную в договоре.

 

Когда, например, продавец договаривается с клиентом о продаже ему 100 са’ риса в определенный срок в будущем, а деньги забирает сразу, уже при заключении договора.

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто станет платить заранее, платит за известный объем и известный вес, договариваясь на определённый срок». См. «Сахих аль-Бухари»/2241 и «Сахих Муслим»/1604.

 

Аллаху же ведомо лучше!

📖 Источник: Сайт Islam Q&A

 

 

____________________________________

 

✅ 3 Правила посредничества в торговле. Шейх Сулейман ар-Рухейли

 

Вопрос: “Один человек поручает другому купить ему машину, или найти для него машину. Тот, кому поручено, находит машину, которая подается за 35 тысяч, и говорит продавцу: «Я сейчас приведу к тебе покупателя, с условием, что ты скажешь ему, что машина стоит 40 тысяч, а те 5 тысяч разницы я возьму себе». Дозволено ли это?”

 

✔️ Ответ Шейха Сулеймаан ар-Рухейли, да хранит его Аллах:

«Нет, это не дозволено, потому что это обман, и бесправное присвоение его имущества. Запрещается доверенному лицу обманывать доверителя, или же посреднику обманывать покупателя в подобной ситуации.

 

В отличие от этого, если бы продавец сказал ему, что эта машина стоит 40 тысяч, и это её цена. Однако если ты найдешь мне покупателя, я тебе дам 3 тысячи от себя. Это дозволяется исходя из более правильного мнения учёных (Шейх указывает на наличие разногласия в этом вопросе).

 

И нет в этом проблем, если только данное обстоятельство не отразится на его искренности.

 

То есть, имеется в виду, что уполномоченный не проявит попустительства в выборе машины и купит за 40 тысяч не потому, что машина того стоит, а потому, что продавец пообещал дать за неё 2 тысячи, если он найдёт покупателя. Тогда это станет запретным.

 

Однако если машина действительно стоит своих денег, а продавец от себя дает ему какую-то сумму, то нет в этом проблем, это дозволено.

 

И также хочу указать на один момент, в который попадают некоторые люди. А это то, когда некоторые студенты или мусульмане проживают в некой стране, и приезжает к ним группа людей из их родины и просят помочь снять для них жилье в гостинице. И тогда этот студент подходит к хозяину гостиницы, торгуется и договаривается насчет цены. Затем студент называет этим людям цену со своей наценкой.

 

Например, договаривается с хозяином гостиницы за 50 риалов за номер, а им говорит, что стоимость номера 60 риалов. Это запрещено, потому что нет у него никакого права на эти 10 реалов. Ведь он не арендует эти номера для себя, чтобы затем пересдавать их.

 

Да, если бы он арендовал эти номера для себя, заплатил их цену, а потом пересдавал бы людям, говоря им: «Я сдаю вам за такую-то сумму», – то в этом не было бы проблем. Однако он в данном случае является уполномоченным, а не арендодателем, а также он не известил людей о том, что возьмет плату за свои услуги. И это не дозволено.

 

В общем говоря, братья мои, у нас есть очень важная шариатская основа во взаимоотношениях с людьми, а это обязательность правдивости и открытости.

 

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Стороны торговой сделки имеют право на её расторжение, пока не разойдутся. И если они были правдивы и открыты, их сделка будет благодатной, если же они лгали и скрыли что-то, лишаться благодати их сделки». (аль-Бухари 2110, Муслим 1532).

 

Итак, основа во взаимоотношениях в шариате – это правдивость и открытость и не дозволены обман и мошенничество».

 

Источник: «Фикъх аль-муамалят аль-малия аль-муасыра».

 

 

_______________________________

 

✅ 4 Кто указал своему брату на дело, зная при этом, что благоразумнее поступить иначе, то он предал его

 

✒️ Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто указал своему брату на дело, зная при этом, что благоразумнее поступить иначе, то он предал его »

📌 (Абу Дауд 3657, аль-Хаким 1/184. Хадис достоверный см. «Сахих аль-Джами’» 6068).

 

✏️ Сказал имам ас-Сан’ани:

«И это по причине того, что люди доверяют тому, к кому обращаются за советом, и если он укажет на то, чем не был бы доволен для себя, то он предал того, кто доверился ему».

📌 (См. ат-Тануир).

 

✏️ Сказал ат-Тыббий: «Хадис указывает на то, как это разъяснили некоторые ученые, что тот, кто указывает своему брату, когда тот обращается к нему за советом, на дело, «зная», здесь под знанием подразумевается его предположение, большая вероятность того, что «благоразумие», то есть пользы больше для него в другом, а не в том, на что он указал, то он предал его, то есть предал того, кто к нему обратился за советом, ведь пришло в хадисах, что «консультант становится доверенным (т.е. под аманой)» и пришло также, что «не из нас тот, кто обманул нас». 📌 (См. Миркъатуль мафатих).

 

 

________________________

 

✅ 5 Постановление Шариата относительно платного посредничества.

 

❓ Вопрос: “Одна моя сестра работает в ателье. Она вместе с швеями, непосредственно занимающимися шитьем заключили договор с некоторыми магазинами, торгующими тканями, о том, что они будут отправлять к ним своих клиентов для закупки материала, а они в свою очередь будут выплачивать им за это процент от этих продаж. Сначала это был определенный процент, а затем они договорились, что процент будет не строго фиксированным, но примерно таким же, как прежде. Дозволено ли имущество, полученное таким путем?”

 

 

➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Хвала Аллаху!

 

Нет ничего запретного, в том, чтобы отправлять клиентов в определенные лавки торгующие тканями, получая за это определенную плату или процент от суммы, которую оставит клиент в этих лавках при покупке товара.

 

Так факъихи разрешают взимать плату за свои услуги посредникам и маклерам. И нет никаких проблем, чтобы это был определенный процент от проданного товара.

 

⚫️ Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) издал следующую фатву: «Разрешается маклеру или посреднику взимать плату за свои услуги в виде процента от установленной цены на товар. Данную плату посредник имеет право брать как с продавца, так и с покупателя, в зависимости от того, с кем у него была договоренность. При условии чтобы кому-либо не было причинено этим несправедливости или вреда».

📌 См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/131.

 

Однако не допускается, чтобы плата за эти услуги неизвестной, чтобы между вашей сестрой и хозяевами лавок не возникло споров, например, если они выплатят ей определенную сумму, которая, по ее мнению, будет меньше той, которая полагается.

Исключение же составляют случаи, когда ваша сестра выступает посредником безвозмездно, без требования за это какой-либо платы, а хозяин торговой лавки, в свою очередь захочет отблагодарить ее как-либо и может дать ей сколько пожелает.

 

Однако в основе дозволенности таких взаимоотношений лежит условие правдивости и искренности с клиентами. Так, например, нельзя отправлять их в эти лавки, зная, что есть другие, в которых этот же материал продается за меньшую цену, или, зная, что за эту цену можно приобрести более качественный материал, чем тот который продается в этих лавках.

 

Аллаху же ведомо лучше!

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 9967.

https://islamqa.com/ar/ref/99967

 

________________________

 

✅ 6 Постановление Шариата в отношении посредничества за денежное вознаграждение со страховой компанией.

❓ Вопрос: “Я студент из Германии. У меня есть автомобиль, который меня принудили застраховать. Теперь автомобиль приобрел один мой брат, и его тоже обязывают застраховать его. Я посоветовал ему застраховать машину в той же фирме, где застраховал ее я. Данная фирма дает мне плату за приведенного мною клиента, и таким образом я смогу покрыть расходы на вынужденное страхование своего автомобиля”.

 

➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Хвала Аллаху!

 

Торговое страхование является запретным во всех его видах и проявлениях. Однако если человека вынуждают совершить такую сделку, то это является дозволенным для него, а грех ложится на тех, кто принудил его к этому. Более подробно об этом вы можете узнать из фатвы № 36955 нашего сайта https://islamqa.info/ar/answers/36955

 

Что же касается того, что твой брат будет страховать автомобиль в той же самой фирме, за что тебе будет полагаться часть денег, полученных фирмой от этой сделки, то нет в этом никаких проблем, поскольку это является брокерской посреднической платой (комиссионными). Однако это при условии, что фирма будет давать тебе часть своей прибыли, полученной от сделки, а не взвинчивать цену для страховщика с учетом платы за твое посредничество.

 

В данном случае такое брокерское посредничество будет являться дозволенным, поскольку к страхованию автомобиля этого брата принуждают иные лица. Что же касается посредничества со страховой компании в сделке с лицом, добровольно желающим застраховать свое имущество, то оно недозволенно, поскольку будет являться содействием в ослушании Аллаха!

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 141966.

https://islamqa.com/ar/ref/141966

 

 

__________________

✅ 7 Каково постановление Шариата о ситуации, когда человек советует покупателю приобрести товар в фирме, которая выплачивает ему за это посреднические комиссионные.

 

❓ Вопрос: «Один из моих знакомых занимается торговлей специального оборудования и станков. В свое время он продал один из этих станков заводу, в котором сейчас я работаю, работаю с этим оборудованием.

 

Меня же, в свою очередь, владелец другого завода-конкурента, занимающегося выпуском той же самой продукции, что и наш завод, попросил дать координаты моего друга, с целью приобретения этого же оборудования.

 

Мой вопрос заключается в следующем: «Имею ли я право дать ему координаты моего знакомого, поскольку я боюсь, что это может быть предательством по отношению к владельцу завода, на котором я тружусь. Ведь я понимаю, что это оборудование производят и другие фирмы, в том смысле, что завод-конкурент может приобрести его и у других поставщиков. Также обратите внимание, что в результате осуществления этой сделки, я получу определенную плату от фирмы моего друга».

 

➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Хвала Аллаху!

 

Из вашего вопроса мы поняли следующее: Вы указываете одному из заводов адрес и координаты фирмы вашего друга, занимающейся выпуском необходимого ему оборудования, для последующего приобретения им специального оборудования, выпускающего ту же продукцию, что и ваш завод, а также что приобретение этого оборудования доступно вашему конкуренту, как в фирме вашего друга, так и в любой другой фирме. И что, если эта сделка осуществится, вы получите свои комиссионные в виде определенной суммы от фирмы вашего друга.

 

В этом нет ничего предосудительного, поскольку все это относится к посредническим услугам (самсара), и, ко всему прочему, это не является предательством вашего непосредственного начальства.

 

Следует отметить также и то, что посреднические комиссионные могут являться определенной фиксированной платой, так и процентным выражением от стоимости проданного товара (например, 5 %).

 

⚫️ Постоянному комитету по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:

«Я привожу клиента на какую-либо фабрику или фирму, занимающуюся торговлей определенного товара, и за это от руководства этой фирмы получаю плату за привлечение клиентов. Дозволено ли мне брать эту плату? Также если клиент приобретает у этой фирмы товар, то фирма на каждую приобретенную клиентом вещь делает дополнительную торговую надбавку, которую в результате забираю я. Дозволено ли это? И если нет, то какие виды комиссионных дозволены?»

 

⚫️ Ответ:

«Если руководство фабрики или фирмы выплачивает вам плату за каждую продажу своего товара с вашей помощью, в качестве компенсации ваших действий по привлечению клиентов, и при этом эти комиссионные не отражаются на конечной стоимости для клиента в виде увеличения цены, и в этом не наблюдается никакого вреда фирмам, торгующим аналогичным товаром, то есть, если эта фирма торгует своим товарам по тем же ценам, которые установлены на этом рынке, то нет в этом ничего запретного, и такая плата является дозволенной.

 

Что же касается ситуации, когда руководства фирмы компенсирует эти посреднические комиссионные за счет клиента, увеличивая для него цену товара, то вы не имеете права брать эту плату, как, впрочем, и этот продавец не имеет право взвинчивать цену для покупателя, поскольку в этом усматривается очевидный вред и убыток для покупателя».

📌 См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/130.

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 95561.

https://islamqa.com/ar/ref/95561

 

__________________

✅ 8 Посредник между клиентом и поставщиком.

 

(Прислали в группу: https://vk.com/voprosiiotvetioislame2?w=wall-145360722_12172).

 

Часто задаваемые вопросы ахи на счёт торговли.

 

Ответ от брата Руслана абу Ибрахима, думаю ИншаАллах будет польза для братьев и сестер. Просто пусть вместо Марата Нигматуллина своё имя поставят, а вместо брата с Китая имя поставщика.

 

Ответ от Руслана:

уа алейкум салям уа рахматуЛлахи уа баракатух брат.

 

Да брат, взять 100 % предоплату ты можешь в двух случаях:

 

- либо по договору авансового платежа (салям) - см. Булуг уль-Марам, Книга торговли, глава 5.

 

- либо по договору уполномочивания - т.е. заказчик уполномочивает тебя поставить ему такой-то товар, который стоит столько-то и находится там-то. В этом случае ты не получаешь от товара прибыли (за счет добавки стоимости), но получаешь лишь фиксированную плату за услуги посредника (поставщика).

 

Ваша ситуация больше подходит именно под первый вариант (договор авансового платежа) и может быть несколько вариантов развития вашей ситуации, от которой зависит окончательное постановление:

 

1) - либо вы работаете как поставщик и посредник (т.е. брат в Китае - поставщик, а вы - посредник). В этом случае вы обязаны предупредить покупателя (заказчика, клиента) о том, что вы лишь менеджер и посредник, но ответственность за доставку товара, его соответствие обговоренным деталям - все это лежит на человеке, который в Китае, и что если случится что-либо из заминок (товар не доехал, конфисковали, приехал, но не тот, о котором договаривались, приехал, но с опозданием в три недели и т.п.) - то ответственность несете не вы, а тот, кто в Китае, а вы всего лишь посредник.

 

И заказчик должен об этом знать. В этом случае вы получаете как посредник обговоренную сумму (но не процент от суммы товара) за ваши услуги (поиск клиентов, получение и перевод или хранение денег) от брата в Китае, а он уже может поставлять этот товар сразу на адрес клиента, который вы ему передадите. Вы не можете получать % - т.к. это несправедливо, ведь в этом случае за одно и то же дело (поиск клиента), если вы будете брать процент вы можете получить в одном случае 100 тысяч рублей, а в другом 10 тысяч рублей, хотя сделали вы одно и то же дело и приложили одни и те же усилия. При этом варианте брат в Китае может отправлять товар сразу на адрес заказчика, т.к. именно он продавец и он несет ответственность - а вы всего лишь посредник;

 

2) - либо вы работаете так - что вы главное лицо, а брат в Китае никакой ответственности не несет перед заказчиком, но работает на вас (отправляет вам необходимый товар), и получает за это фиксированную плату по объему его труда (также не % от общей суммы заказа). В этом случае заказчику вы ничего объяснять не обязаны, но берете у него заказ, получаете от него деньги и обязуетесь поставить товар. В этом случае ответственность за поставку товара лежит на вас.

 

При этом, вы можете уполномочить брата с Китая отправлять товар напрямую на адрес заказчика, но если что-то случится, то отвечать перед заказчиком будете вы (а не брат с Китая), а брат с Китая отвечает перед вами. Либо же вы не уполномочиваете этого брата с Китая. В этом случае он не может отправить заказ непосредственно на адрес заказчика (т.к. получится, что вы продаете товар, который не переняли в свои руки, а это запрещено), но отправляет его на ваш адрес (на ваш склад), а вы уже, переняв этот груз, передаете его заказчику. В первом случае - вы упрощаете себе деятельность, т.к. не нужно возиться с товаром дважды, но усложняете себе процесс разборок если возникнут заминки с доставкой. Во втором случае вы усложняете деятельность, но упрощаете процесс разборок, т.к. вам будет проще разбираться с братом из Китая;

 

3) - либо вы с братом в Китае работаете как единая фирма (компания) - т.е. не так, что каждый из вас представляет только свою личность, но вы работаете именно как два организатора и как компания и ведете дела с вашими клиентами не от вашего имени лично, а от имени вашей фирмы, вашего бренда. Например, вы поставляете диктофоны - и ваша фирма называется "ДиктофON" (просто для примера). Когда вы заключаете договора на поставку с вашими клиентами (заказчиками) вы не подписываете договор (или не договариваетесь) с клиентом как: "Я, Марат Нигматуллин беру от вас 100% предоплату, а мой брат в Китае Руслан Гатауллин осуществит поставку", но договариваетесь: "Фирма "ДиктофON" обязуется поставить вам такое-то устройство тогда-то". В этом случае вы несете ответственность перед заказчиком как юридическое лицо, а внутри своей фирмы уже сами разбираетесь. При этом варианте брат с Китая тоже может отправлять товар сразу на адрес заказчика. Здесь главное, чтобы были защищены права заказчика.

 

А Одному Аллаху известно лучше.

 

Для пользы брат прослушай записи из 5 главы Книги торговли Булуг уль-марам (вопросы: 2864-2906).

 

Записи упомянутые Русланом послушать сможете здесь: https://vk.com/novoeislam?w=wall-101745844_76



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: