Основные этапы построения гипотез




План лекции

1.Понятие гипотезы

2.Классификация гипотезы: описательная, объяснительная, прогнозная

3.Концепция исследования и её характеристика

Самостоятельная работа № 4. Определить гипотезу исследования в рамках избранной проблемы

Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

 

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей.

Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Второй тип гипотез – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.

 

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.

Гипотезы бывают:

- описательные - предполагается существование какого-либо явления; это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта

- объяснительные - вскрывающие причины его; это предположение о причинно-следственных зависимостях.

- прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

 

В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем более исследование их, не имеет смысла.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута.

Выдвигать гипотезу нужно таким образом, чтобы она охватывала разные аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов.

Для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, автор должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования.

Гипотеза считается достоверной лишь после практической проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.

При формулировке гипотезы обычно используются конструкции типа: «если…, то…», «при условии, что…», т.е. такие, которые концентрируют внимание на проблеме и путях её решения.

К гипотезе предъявляются определенные требования:

1) она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

2) в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

3) при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

4) требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота,

Основные этапы построения гипотез

1) выдвижение гипотезы;

2) формулировка (разработка) гипотезы;

3) проверка гипотезы.

Концепция исследования - это комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения, т. е. это не только система теоретических взглядов на понимание и объяснение объекта и предмета исследования, но еще и генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении программы, плана исследования.

Концепция – это комплекс положений, связанных общей ис­ходной идеей, определяющих деятельность человека (исследова­тельскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

Цель концепции исследования – обосновать актуальность темы научного исследования, степень ее научной разработанности, определить объект и предмет научного исследования, поставить цели и задачи, определить методы научного исследования и методологию, а так же обозначить предполагаемую научную новизну.

Концепция включает в себя:

1. методологию исследования, т.е. систему принципов исследования, которая базируется на диалектическом методе и системном подходе;

2. набор методов проведения исследований, которые представляют собой способы сбора, обработки и анализа данных;

3. принципы организации процесса исследования: каков характер исследования (теоретический, описательный, аналитический, эмпирический); какие привлекаются ресурсы; кто является исполнителем; сроки; цели; задачи; программа исследования.

Итак, гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Для выдвижения гипотезы необходимы: тщательное изучение состояния дела; научная компетентность; осуществление диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов. Процесс выдвижения гипотезы можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие гипотезы

2. Опишите описательную, объяснительную, прогнозную гипотезу

3. Охарактеризуйте концепцию исследования

Рекомендуемая литература

Электронные издания

1.Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособ./ Е. В. Бережнова, В. В. Краевкий. – 10-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 128 с. - https://www.academia-moscow.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: