В результате изучения дисциплины обучаемый должен 15 глава




Разруха и голод, восстания крестьян и матросов, возмущения рабочих – все это подтверждало, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис, который поразил основные сферы народного хозяйства – промышленность, транспорт, снабжение. Вследствие этого Ленин был вынужден модифицировать внутриполитический курс и признать, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Ленинский анализ политической обстановки в стране определил решения Х съезда РКП (б), состоявшимся в марте 1921 г. На съезде было принято решение о замене продразверстки продовольственным налогом – первый шаг к новой экономической политике («нэп»). Ленину понадобилось немало стараний и времени, чтобы убедить партию и крестьянские массы в том, что нэп – это «всерьез и надолго». Из ленинских положений следует, что в целом его концепция представляла нэп как путь к социализму через государственный капитализм в условиях пролетарского государства.

По сути, нэп являлся антикризисной программой, сущность которой заключалась в возрождении многоукладной экономики и применении организационно-технического опыта капиталистического хозяйства, при сохранении «командных высот» в руках большевиков. Под «командными высотами» понимались политические и экономические рычаги влияния: монопольная роль правящей большевистской партии, национализированная земля и недра, государственный сектор в промышленности, централизация финансовой системы и монополия внешней торговли.

Переход к нэпу означал размежевание со старой политикой «военного коммунизма». Ленин отмечал, что нэп являлся новинкой только по сравнению со временем «красногвардейской атаки на капитал». О попытке непосредственного введения военно-коммунистических отношений он говорил, что это была и ошибка, и в то же время проба и расчистка почвы для революционных преобразований.

Первостепенной политической целью нэпа являлось снятие социальной напряженности и укрепление социальной базы советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель нэпа заключалась в предотвращении дальнейшего усугубления разрухи, выходу из кризиса и восстановлении хозяйства. Социальной целью являлось обеспечение благоприятных условий для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был направлен на возобновление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических отношений.

Переход к нэпу законодательно был оформлен в марте 1921 г. декретом ВЦИК, а также решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре того же года. Новая экономическая политика включала в себя комплекс экономических и социально-политических мероприятий, которые означали «отступление» от принципов военного коммунизма, а именно – возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение отдельных требований крестьянства. Все принадлежащие государству предприятия переводились на хозяйственный расчет, определявшийся соотношением прибылей и издержек. Наиболее рентабельные из них группировались в тресты по принципам однородности продукции или стадий переработки сырья.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки, как способа государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража - на продналог. Отныне предлагалось не отнимать у крестьянина все «излишки» выращенных им продуктов, лишая его стимула к труду, а установить твердый налог – процентное отчисление от урожая. Место голого принуждения занимал материальный интерес. Продналог устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года, и был в 2 раза меньше продразверстки. А после выполнения государственных поставок крестьянам разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Продналог узаконил наличие хлебных излишков в крестьянском хозяйстве и создал, таким образом, первоначальный рыночный фонд. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Новая, экономическая форма взаимоотношений государственной власти и крестьянства довольно быстро отразилась на «умиротворении» деревни. Отмечалось, что декрет о продналоге почти повсеместно имел только «положительные результаты» и отношение населения резко изменилось «в сторону партии и Советской власти».

Прекратилось насильственное насаждение коммун в деревне, где начинал укрепляться частный, мелкотоварный сектор. Крестьяне-единоличники давали более 98% сельскохозяйственной продукции, а нэп на селе был направлен на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна превзошел более чем на 20% среднегодовой уровень предвоенной России. Государство поощряло развитие кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и пр.

В производстве и торговле частным лицам позволялось открывать или брать в аренду мелкие и некоторые средние предприятия. Отменялся декрет о всеобщей национализации, а крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так появился новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Была отменена строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции, а деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет. К середине 20-х годов капиталистический сектор производил 27% всей промышленной продукции, а в розничной торговле нэпманы контролировали 75% товарооборота и 18% - в оптовой.

Внедрялись в нэп и элементы долгосрочного планирования. Так, накануне введения нэпа - в декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО, согласно которому предусматривалось строительство 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт, восстановление разрушенных фабрик, заводов и шахт, реконструкция старых предприятий и строительство новых.

В 1921-1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовой сферой. В феврале 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). В результате денационализации мелкой и, отчасти, средней промышленности к концу 1922 г. в руках государства осталась лишь 1/3 ранее национализированных предприятий. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы соединялись в государственные тресты: «Югосталь», «Химуголь», «Донуголь», «Северолес», «Сахаротрест» и т.д. Общее руководство трестами исполнял Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), который же и перераспределял полученную ими прибыль. На правление треста возлагались только функции прямого оперативного управления. Уравнительная оплата труда заменялась тарифной, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество произведенных продуктов, а натуральные формы оплаты труда («пайки») вытеснялись денежной в виде зарплаты. Отменялись всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.

Развитие товарно-денежных отношений вело к возрождению всероссийского внутреннего рынка. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Киевская и др., допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности и торговле.

По условиям хозяйственной деятельности (кредит, налоги, товароснабжение) потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-промысловая кооперация были поставлены в более выгодное положение, чем частный капитал, а в конце 1923 – начале 1924 гг. потребительская кооперация переводится на добровольное членство (на остальные кооперативные системы обязательное членство в годы гражданской войны не распространялось).

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, а также страховые общества. В 1921-1924 гг. создается двухуровневая банковская система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги). Бралась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности.

Решающую роль в финансовой стабилизации сыграла денежная реформа 1922-1924 гг.: сократилась эмиссия бумажных денег, и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. До 25% банковского обеспечения новых денег состояло из золота, других ценных металлов и иностранной валюты по курсу золота. Остальное гарантировалось заведомо ликвидными товарами, короткосрочными векселями и государственными обязательствами. Декрет СНК от 25 июля 1922 г. устанавливал регулярную публикацию данных о размерах эмиссии «золотых банкнотов» и их обеспеченности. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит, а с октября 1924 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен по закону.

Правда, червонец непродолжительно оставался конвертируемой валютой: уже в начале 1926 года спрос частного рынка на иностранную валюту и золото настолько превысил предложение, что Госбанк и Наркомфин пришли к выводу о необходимости прекращения размена.

К концу 1925 г. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. К 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут, а в ряде случаев и превзойден довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась гораздо быстрее, чем тяжелая, требовавшая существенных капиталовложений. Высокими темпами шло восстановление рабочего класса, численность которого к 1925 г. выросла вдвое. Несколько улучшились условия жизни городского и сельского населения. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Значительно лучше обстояли дела в области здравоохранения. За первые десять лет советской власти число врачей и медперсонала увеличилось вдвое. Почти полностью удалось победить такие опасные инфекционные заболевания, как оспа, тиф, холера, чума.

Некоторые изменения нэп вызвал и в социальной политике. В 1922 г., в связи с принятием нового Кодекса законов о труде, отменялась всеобщая трудовая повинность, и вводился свободный наем рабочей силы. Прекратились трудовые мобилизации.

Все же социальная политика большевиков носила ярко выраженную классовую направленность. При выборах депутатов в органы власти преимущество по-прежнему имели рабочие. Немалая часть населения страны была лишена избирательных прав, а в системе налогообложения основное бремя приходилось на частных предпринимателей в городе (нэпманы) и кулаков – в деревне, середняки платили половину. Бедняки от уплаты налогов освобождались вовсе.

Социально-политический кризис 1920-1921 гг. и введение нэпа не прошли для большевиков бесследно. Среди них началась дискуссия о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявшими позиции Ленина. Одни настаивали на демократизации системы управления, предоставлении профсоюзам широких хозяйственных прав («рабочая оппозиция»). Другие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы (Л.Д. Троцкий). На X съезде РКП(б) были приняты резолюции, осуждающие «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещающие создание фракций и групп. Резолюция съезда «О единстве партии» грозила исключением из партийных рядов тех, кто осмелится создавать оппозиционные фракции. Постепенно руководство большевистской партии сворачивало внутрипартийную демократию. После съезда была проведена проверка идейной устойчивости членов партии («чистка»), на четверть сократившая ее численность. Все это позволило укрепить единомыслие в партии, ее организационное единство как важнейшего звена в системе управления государством.

В 1920-е гг. в стране сформировалась авторитарная политическая система, эффективность которой могла быть обеспечена лишь при безусловном авторитете вышестоящих инстанций и безоговорочном выполнении «периферией» четких, непротиворечивых директив «центра». Избрание в 1922 г. Генеральным секретарем ЦК РКП(б) И.В. Сталина ускорило процесс централизации партии. Структура партийных комитетов разных уровней (райком, обком, крайком) была унифицирована: во главе их были поставлены освобожденные секретари, которые назначались и утверждались сверху. Образовывалась своеобразная «иерархия секретарей» во главе со Сталиным - как твердый организационный костяк партии и общества. В частности, в конце 1922 г. Ленин отмечал, что Сталин довольно быстро «сосредоточил в своих руках необъятную власть». Это стало возможным благодаря оказавшимся в его руках рычагам формирования партийного аппарата.

Упрочение единства партии, поражение политических и идейных противников позволили укрепить однопартийную политическую систему, которая явно не соответствовала марксистскому догмату о «диктатуре пролетариата в союзе с крестьянством», а все больше напоминала традиционную российскую автократическую структуру (в виде ЦК большевистской партии) во главе с «красным монархом» (Генеральный секретарь). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

 

Вопрос 2. Образование СССР и форсированное строительство социализма.

 

Образование СССР. В годы гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований, возникших на основе национально-территориального признака: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, Бухарская и Хорезмская народные советские республики и Дальневосточная республика. Самым крупным государственным образованием была РСФСР. В ее состав к 1922 г. входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и коммун.

В июне 1919 г., для более эффективного отпора антисоветским силам, между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз, где вводилось единое командование объединенных войск.

Несмотря на то, что в 1921 г. большевики контролировали основную часть территории бывшей империи, процесс сближения республик в новое государство шел тяжело. Но задача объединения республик в единое государство требовала решения в силу следующих причин: потребность в совместной обороне, необходимость тесного экономического сотрудничества, восстановление народного хозяйства после гражданской войны. При этом, имелись и условия для такого объединения – традиционные экономические и культурные связи, общность политического строя, сложившийся в годы гражданской войны военно-политический союз.

В течение 1920-1922 гг. все советские республики заключили между собой двусторонние соглашения по экономическим и финансовым вопросам, а так же о дипломатическом союзе. В феврале 1922 г. в Москве на совещании представителей республик было принято решение о передаче РСФСР права защиты общих внешнеполитических интересов. В марте того же года три кавказские республики заключили союзный договор об образовании Закавказской Федерации. Была принята Конституция ЗСФСР. Высшим органом государственной власти объявлялся Закавказский съезд Советов.

Для выработки основных принципов объединения была создана комиссия ЦК РКП(б) во главе с наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным. В сентябре 1922 г. комиссия подготовила так называемый план автономизаци - вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. В.И. Ленин оповестил Политбюро о своем несогласии с этим планом и предложил создать новый союз - на принципах федерации.

В декабре 1922 года во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. 30 декабря 1922 г. Первый Всесоюзный съезд Советов - съезд полномочных представителей РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза, а договор устанавливал систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканским управлением. В июле 1923 г. II сессия ЦИК СССР приняла Конституцию, утвержденную в январе 1924 г. II съездом Советов СССР.

Высшим органом власти Конституция СССР объявила Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР, который ведал иностранными делами, обороной, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и др.

После принятия Конституции СССР магистральным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов бывшей империи. В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской Автономной ССР, Бухарской и Хорезмской ССР образовывались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. из автономной - в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

 

Индустриализация. В 20-е годы народное хозяйство страны, в своей основе, продолжало оставаться рыночным, неустойчивым, а социальная структура общества являлась весьма пестрой. Импульсы от кризисных сбоев в работе экономического механизма по цепи экономика – госсектор – государство – партия, а также наличие в составе партии представителей различных социальных групп приводили к появлению в партийном руководстве разногласий по стратегическим и тактическим вопросам политики в годы нэпа.

Все больше стали проявляться противоречия между императивами политического авторитаризма и плюралистической экономики, которые в начале 20-х годов смягчались присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды харизматического лидера – В.И. Ленина, чей авторитет был непререкаем для самых честолюбивых большевистских вождей: И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева. Ленин служил своеобразным компенсатором отсутствия демократического механизма принятия решений и учета прав меньшинства. Тяжелая болезнь Ленина, в результате которой он был фактически отстранен от решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 г. изменили политическую ситуацию в партии и государстве. Пост председателя Совета народных комиссаров (СНК) после кончины Ленина занял один из его заместителей А.И. Рыков – прагматик и сильный хозяйственный организатор, к тому же не обладавший повышенной политической амбициозностью.

Различные позиции, неодинаковое понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции (Троцкого, Каменева, Зиновьева и других представителей «старой гвардии»), а также их неприятие сталинских методов руководства – все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро, в ряде местных комитетов, в партийной прессе. Теоретические расхождения о вероятности построения социализма в одной стране (Ленин, Сталин), или только в мировом масштабе (Троцкий) сочетались с устремлением занять в партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических противников, и умело интерпретируя их высказывания как «антиленинские», Сталин последовательно устранил своих оппонентов. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, а Каменев, Зиновьев, Бухарин и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

Во второй половине 20-х годов главной задачей экономического развития было превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и упрочение обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, ключевым условием которой являлось техническое совершенствование всего народного хозяйства.

Первоначально партийно-государственным руководством СССР была выдвинута и обоснована стратегия индустриализации на основе нэпа. Основная идея директив по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства заключалась в необходимости ускоренного, но сбалансированного развития народного хозяйства: оптимального сочетания фондов накопления и потребления, темпов роста тяжелой и легкой индустрии, промышленности и сельского хозяйства.

Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 г. XIV съездом Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) [переименованной после образования СССР]. Переход к индустриализации в любой системе хозяйства реализовывается болезненно. В западных странах индустриализация начиналась с развития легкой промышленности, в которой капитал скорее оборачивается и быстрее приносит прибыль.

Особенность проведения индустриализации в нашей стране заключалась в том, что она начиналась с создания отраслей тяжелой индустрии, которые требуют больших капиталовложений, окупающихся медленнее, чем в легкой промышленности. Проблему усиливало отсутствие источников притока капиталов извне (из колоний, за счет займов иностранных государств, иностранных инвестиций). В советской модели индустриализации упор делался на формирование и развитие самых передовых в ту пору отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения, являющихся материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса и индустриальной технологии в других секторах производственной деятельности.

Объективная необходимость индустриализации диктовалась потребностью преодоления экономической отсталости страны, создания материально технической базы для преобразования сельского хозяйства, достижения экономической независимости, укрепления обороноспособности государства, обеспечения постепенного роста материального благосостояния общества.

Начало политики индустриализации законодательно закреплялось в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Основное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. В это же время возводились свыше 500 новых заводов.

Претворение в жизнь политики индустриализации потребовало трансформаций в системе управления промышленностью. Обозначился переход к отраслевой системе управления, упрочивалось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе Высшего Совета народного хозяйства СССР были образованы народные комиссариаты тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы управления промышленностью сделались частью механизма хозяйствования, сохранявшегося довольно длительный период времени, характеризовавшегося чрезмерной централизацией, директивным командованием и подавлением инициативы с мест.

Свертывание рыночных отношений периода нэпа и переход к сверхцентрализованному управлению народным хозяйством отвечали общемировой тенденции конца 1920-40-х гг. к огосударствлению экономики («новый курс» Рузвельта, милитаризация хозяйства Гитлера и т.д.).

На рубеже 1920-30-х годов руководством Советского Союза был принят курс на всемерное форсирование, «подхлестывание» индустриального развития, на ускоренное создание социалистической промышленности. Наиболее совершенное воплощение эта политика обрела в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33) вступил в действие с 1 октября 1928 г. и разрабатывался при участии крупнейших специалистов (А.Н. Бах – известный ученый биохимик, И.Г.Александров и А.В. Винтер – ведущие ученые-энергетики и др.). Первый пятилетний лан исходил из того, что темпы развития народного хозяйства должны быть значительно выше, чем в капиталистических странах.

Руководством страны был выдвинут лозунг – в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. Промышленная неразвитость и международная изолированность СССР активизировали выбор плана форсированного развития тяжелой индустрии.

В первые два года пятилетки, пока не истощились резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями. В начале 30-х годов темпы ее роста существенно упали: в 1933 они составили 5% против 23,7% в 1928-29 гг. И хотя было провозглашено о завершении пятилетки в 4 года и 3 месяца, «откорректированные» задания плана по выпуску большинства видов продукции осуществить не получилось.

Второй пятилетний план (1933-1937), утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил ориентированность на приоритетное развитие тяжелой промышленности в ущерб отраслям легкой. Задания этого плана, по сравнению с предыдущим, выглядели более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тысячи крупных промышленных предприятий (в том числе Уральский машиностроительный, Ново-Тульский металлургический и др. заводы; десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций).

Переход к форсированной индустриализации повлек за собой пересмотр налоговой системы. В 1930-31 гг. многочисленные налоги заменяются одним – налогом с оборота. В 1930 г. ликвидируется коммерческий кредит, устанавливается централизованное (через Госбанк) кредитование. В 1936 г. наркоматам предоставляется право перераспределения не только прибыли предприятий, централизованно выделяемых финансовых ресурсов, но и оборотных средств и амортизационных отчислений подчиненных им предприятий.

 

Коллективизация. Добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств, получившее в 20-е годы название «коллективизация», рассматривалось большевистскими теоретиками как центральный из двух способов социалистического переустройства деревни (второй способ: создание государственных хозяйств – совхозов, напрямую субсидируемых из казны).

Первые колхозы (коллективные хозяйства) возникли на рубеже 1917-1918 гг. Тогда же сформировались и три их формы, различавшиеся по степени обобществления средств производства:

– товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). По их уставу средства производства оставались в личной собственности членов товарищества, происходило лишь объединение полевых наделов в единый массив, обрабатываемый совместно;

– артели, где обобществлялась пахотная земля, тягловая сила, сельскохозяйственный инвентарь. При этом, право личной собственности распространялось на жилища, приусадебные участки, крупный и мелкий рогатый скот и т.п.;

– коммуны с максимальной степенью обобществления, включавшего не только землю, тягловую силу и инвентарь, но и усадьбы, всю живность (вплоть до мелкой птицы), а распределение излишков произведенной продукции осуществлялось уравнительно – по числу «едоков».

 

В первые послеоктябрьские годы среди колхозов преобладали артели и коммуны. В целом их было немного (до 12 тысяч), а после перехода к нэпу их число еще более сократилось. К 1926 г. они объединяли только около 1% всех крестьянских дворов, почти исключительно бедняцких.

Индустриальный скачок серьезно сказался на положении крестьянских хозяйств. Непомерное налоговое обложение порождало недовольство сельского населения. Значительно увеличивались цены на промышленные товары и одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна и другой сельхозпродукции государству, что вызвало осложнения с хлебозаготовками и привело к хлебному кризису в конце 1927 г. Он ухудшил экономическую обстановку в стране, поставив под угрозу выполнение плана индустриализации.

Кризис заготовительной кампании 1927/28 годов и ориентированность части работников аппарата ЦК партии к централизованному, административно-командному руководству всеми отраслями экономики форсировали переход к всеобщей коллективизации. XV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 г., принял особую резолюцию по вопросу о работе в деревне, в которой речь шла о развитии на селе всех форм кооперации, к этому времени объединявших почти треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи планировался постепенный переход к коллективной обработке земли.

В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», который предоставлял колхозам льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообложению. В то же время ограничивалась аренда земли кулаками, их заставляли продавать имеющуюся сложную земледельческую технику, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В поддержку колхозам, начиная с ноября 1928 г., создавались государственные машинно-тракторные станции (МТС), что позволяло сосредоточить крайне незначительную механическую тягловую силу в одних руках и, тем самым, с большей эффективностью использовать для обработки крестьянских наделов, слитых в единый земельный массив.

После XV съезда партии заметно увеличился рост числа колхозов. К июню 1929 г. они объединяли 4% крестьянских дворов, а спустя четыре месяца – уже 8%. Как видно, летом и осенью того года произошел определенный скачок, но скорее количественный, чем качественный, ибо в колхозы по-прежнему тянулись в основном бедняки. С осени 1929 г. партия переходит к насильственной, по отношению к большинству крестьян, коллективизации.

Выбор курса на коллективизацию определялся сложным взаимодействием доктринальных и экономических факторов. Задачей коллективизации, зафиксированной в партийно-государственных документах того времени, являлось осуществление «социалистических преобразований в деревне». Но это не объясняет, однако, часто жестоких методов и чрезвычайно сжатых сроков ее проведения. Формы, методы и сроки коллективизации во многом определяла ее вторая цель, о которой говорилось меньше: любой ценой обеспечить финансирование индустриализации и бесперебойное снабжение быстрорастущих городов. Это требовало сохранения невысоких цен на хлеб, и резкого увеличения поставок продовольствия в город и на экспорт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: