Ощущения тяжести и легкости




Ощущения тепла и холода

Цвета красно-желтой части спектра вызывают ощущении тепла, цвета сине-голубой части спектра—ощущения холода. Специальные исследования, проведенные в США, показали, что это именно ощущения и ничего другого: хотя синяя поверхность и казалась испытуемым на несколько градусов холоднее, чем оранжевая, реально их температура была одинакова. Однако эффект восприятия был таким, что у людей, разглядывавших и ощупывавших оранжевую поверхность, отмечалось учащение пульса и повышение артериального давления. Максимум ощущения тепла падает на оранжевый цвет, при этом законы психологии явно расходятся с законами физики — ведь красный, производящий впечатление более холодного, имеет большую длину волны и должен нагревать сильнее.

Ощущения возбуждения и успокоения, активности и пассивности

Наиболее возбуждающее действие оказывает красный цвет, воспринимающийся также и как самый активный. Зеленый сочетает в себе легкость и живость желтого со спокойствием и тяжестью синего. Видимо, это не случайно, ведь зеленый — это цвет природы, и зеленые луга и леса сглаживают контраст между желтым солнцем и синей водой. Растительный мир издревле укрывал человека от врагов, придавал ему чувство уверенности, безопасности, надежности и спокойствия. При совмещении активных и пассивных цветов следует учитывать, что первые всегда воспринимаются ярче и лучше запоминаются. Поэтому для достижения равновесия они должны подаваться в меньших дозах.

Ощущения времени и пространства

Наибольшее чувство удаления от предмета (то есть увеличение пространства) создают цвета сине-голубой части спектра. Противоположные им оранжево-желтые цвета дают эффект приближения предметов к наблюдателю. Восприятие времени также в свете сине-голубых цветов замедляется вплоть до ощущения его полной остановки.

Ощущения тяжести и легкости

Наиболее тяжелыми воспринимаются цвета сине-голубой части спектра. Желтый цвет выглядит наиболее легким и воздушным. В ходе специальных опытов было установлено, что ящики, окрашенные в желтый цвет, казались рабочим при переноске более легкими, чем синие, равные им по объему и весу.

Сексуальная активность наименьшая в сине-голубом спектре, затем нарастает в виде скрытого возбуждения в фиолетовом цвете и достигает наибольшей выраженности у красного, где становится открытой (недаром эрогенные зоны человеческого тела Природа выделила красно-коричневым цветом).

Таким образом, если распределить цвета по хроматическому кругу, то место каждого определяет многие особенности его восприятия (красный – фиолетовый – синий – голубой – зеленый – светло-зеленый – желтый): от красного через фиолетовый к синему уменьшаются ощущения силы, тепла и активности и увеличиваются чувства спокойствия, удаленности и холодности. По мере перехода от синего к зеленому нарастают ощущения силы, глубины и уравновешенности. При движении от красного в обратную сторону — через оранжевый и желтый, уменьшаются ощущения тяжести и активности, но нарастает чувство тепла и легкости. А дальнейший переход к зеленому ведет к появлению ощущений спокойствия и уравновешенности. Получается, что именно зеленый цвет Природы является как бы центром равновесия всего хроматического круга.

Цвет — мощное средство воздействия на психику человека. Сила цвета заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне.

Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевый цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого - напротив, для пассивной интроверсии и импульсов, обращенных внутрь.

Половые и гендерные различия существуют почти во всем. Здесь сказывается различие в доминантности правого и левого полушария у мужчин и женщин. Поведение человека, направлено на уменьшение воздействий, способных вызывать отрицательные эмоции, и в тоже время - на усиление положительных эмоциональных состояний. Это связано с тем, что при длительном воздействии, даже не очень сильных отрицательных эмоций нарушаются компенсаторные механизмы, что может привести человека к неврозам, гипертонии и т.п. И женщина именно цветом поддерживает и регулирует эти механизмы. Именно цветом она увеличивает положительные эмоции, тогда как мужчина пренебрегает этим «женским делом». Он лишь уменьшает воздействие отрицательных эмоций, заболевает и умирает. Как показывает статистика, мужчины умирают намного раньше, чем женщина.

Мужчины могут уменьшать воздействие отрицательных эмоций лишь до какого-то предела, до нуля, который еще Вундт соотносил с серым цветом. Действительно, серый – предпочтительно мужской цвет. Женщины же цветом увеличивают положительные эмоции. Причем какой-либо предел для этого увеличения практически не существует, поскольку не существует для бесконечного сочетания цветовых оттенков. Как не существует какого-либо предела и для эмоционального выражения своего состояния.

М

ногие специалисты считают, что механизмы рада болезней обусловлены нарушением цветовой гармонии человеческого организма: перераздражением или недостатком определенных цветов. Они полагают, что если восстановить цветовую гармонию — вернуть необходимый цвет, очистить его от посторонних примесей, сделать ярким и сочным, — то можно восстановить нарушенное равновесие всего организма и вылечить человека,

Лечение с помощью цвета применялось с древних времен. Об этом свидетельствуют папирусы древнего Египта, различные письменные источники древнего Востока — в основном Индии и Китая. Врачи своего времени — Авиценна, Маймонид, Пифагор, Гиппократ, Парацельс прописывали своим пациентам лечение цветом. В Аюрведческой медицине цветотерапия занимала и занимает по сей день важное место наряду с такими нетрадиционными для нас видами лечения, как растительная, звуковая и ароматическая терапия. Целители Аюрведы считают, что волновые вибрации основных цветов спектра оказывают сильное лечебное воздействие на организм. Это воздействие связано, по их мнению, с влиянием волн определенной длины на физиологические и психические процессы. Этим и объясняется их специфическое действие при разных заболеваниях.

Цвет не случайно широко используется в психотерапии, поскольку основное его действие нацелено на нервную систему. Имеется два основных направления цветотерапии.

Непосредственное воздействие на мозг человека:

а) воздействие извне на зрительные пути;

— рассматривание цветовых слайдов (в том числе под музыку),

— ношение цветовых очков;

— воздействие специально подобранных цветовых лучей непосредственно на сетчатку глаза;

б) воздействие необходимым цветом на рефлекторные зоны;

— воздействие на определенные точки акупунктуры («хромопунктура»),

— облучение определенных рефлекторных зон и отдельных участков тела цветовыми потоками заданной длины волны;

в) создание необходимого цветового фона во внутреннем, мысленном пространстве с помощью внушения или самовнушении (цветомедитация, гипноз). По мнению американского психотерапевта М. Эриксона, воображаемые раздражители воздействуют гораздо эффективнее, чем реальные.

Создание необходимой лечебной среды вокруг больного (по Э. И. Гоникман):

— лечебное воздействие цветом интерьера помещения;

— лечебная одежда определенного цвета и фактуры ткани;

— ношение украшений определенного цвета;

— употребление пищи определенного цвета («кормление цветом»), подаваемой в посуде, цвет которой также специально подобран.

При комбинировании способов цветового воздействия на организм эффективность лечения усиливается.

В последние годы появились публикации о том, что больше трети неврозов лучше лечить очками с цветными, тщательно подобранными стеклами, чем таблетками.

Анализируя воздействие цвета на психику, ученые дают рекомендации практического его использования во всех, областях человеческой деятельности. В производственной сфере, к примеру, это прекрасное средство оптимизации производства - для повышения производительности труда, снижения усталости; в медицине (психотерапии) - “успокоительное лекарство”, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению. При оформлении зон отдыха, интерьеров жилых помещений и офисов необходимая атмосфера создается именно с помощью цвета: для динамичного, активного времяпрепровождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного отдыха мягкие, пастельные тона.

Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше красный и меньше всего – зеленый цвет.

Цвет комнат для детей младшего возраста должен быть теплым, предпочтительно оранжево-желтых тонов; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников - голубой или нейтральный светло-серый.
Оранжево-желтый, желтый, зеленовато-голубой, голубой, а также белый уменьшают зрительное и цветовое утомление и относятся к группе оптимальных цветов. Красный, синий, фиолетовый как бы подчинены первой группе и называются субоптимальными цветами. Третью группу так называемых предохранительных цветов составляют максимально насыщенные. Они используются при окраске транспортных средств, станков, инструментов - иными словами, предметов, которые могут представлять опасность для человека.

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций, хотя и они, подобно цвету одежды, подвержены моде. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто “режут” глаз (например, оранжевый и бордовый). Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен.

 

 

Используемая литература:

 

1. Г. Э. Бреслав «Цветопсихология и цветолечение», СПб «Б.С.К.» 2000.

2. Н. В. Серов «Лечение цветом», СПб «Речь»,2005.

3. Н. В. Серов «Цвет культуры», СПб «Речь»,2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: