Условия перевозок зерновых грузов, отрубей и отходов мукомольного производства




Перевозка зерновых грузов и продуктов их переработки

5.6.1 Свойства зерновых грузов и подвижной состав для их перевозки

 

По своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т.д.); зернобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т.д.); масличные (семена подсолнечника, льна, конопли, клещевины и т.д.).

К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и отходы мукомольного производства.

Зерновые грузы обладают способностью поглощать пары воды и запахи различных веществ и прочно удерживать их. Продукты переработки зерна обладают повышенной способностью абсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, что необходимо учитывать при организации их перевозки и хранении.

Высокая сыпучесть зерновых грузов с одной стороны положительно сказывается на скорости выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а с другой стороны вызывает повышенные требования к состоянию подвижного состава (отсутствию щелей, через которые возможно просыпание).

Биологическая природа зерновых грузов обуславливает ряд особенностей, важных при транспортировке и хранении:

– высокая гигроскопичность и способность активно поглощать запахи и удерживать их;

– способность прорастать, плесневеть и самонагреваться до возгорания при повышении температуры и влажности;

– значительная потеря массы крупы и муки при повышении температуры за счет активизации процесса «дыхания» в продукте.

Пылеобразные остатки зерновых грузов мелких фракций могут образовывать взрывоопасные и пожароопасные смеси с воздухом, что должно учитываться при хранении, транспортировке и обработке подвижного состава.

Зерновые грузы, как правило, перевозятся в крытом подвижном составе: в крытых универсальных вагонах, специализированных вагонах, контейнерах крытого типа. Для снижения стоимости транспортировки в периоды массовых перевозок зерна в сезон уборки урожая в последнее время активно применяется перевозка в полувагонах с использованием вагонных вкладышей.

Наиболее распространенным техническим средством перевозки зерновых грузов насыпью является специализированный вагон-зерновоз. Существует несколько вариантов таких вагонов с объемом кузова от 93 до 120 куб. м. и грузоподъемностью от 65 до 76,5 т. Загрузка зерновозов осуществляется через четыре загрузочных люка на крыше, снабженных системой одновременного пломбирования. Выгрузка вагона выполняется в расположенные под путями бункеры через шесть выгрузочных люков.

Для перевозки муки насыпью используются специализированные вагоны-муковозы, состоящие из четырех емкостей по 21,5 куб. м (полный объем вагона 86 куб. м). Грузоподъемность вагона-муковоза – 52 т. Каждый бункер имеет загрузочный и разгрузочный люки. Поскольку мука слеживается при перевозке, вагоны оборудованы системой аэрации. Разгрузка производится в приемные емкости под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2), скорость разгрузки – 50 т/ч.


Условия перевозок зерновых грузов, отрубей и отходов мукомольного производства

Перевозка зерновых грузов может осуществляться насыпью, навалом (кукурузные початки), в упакованном виде в мелкой и крупной расфасовке, в том числе в транспортных пакетах. При перевозке насыпью не допускается смешивание зерна разных сортов, с разной влажностью, зараженного и незараженного.

Максимально допустимая влажность при транспортировке железнодорожным транспортом на общих условиях: для зерна – 16 %, зернобобовых – 17 %, проса – 15 %, семян масличных культур – 10 %, семян подсолнечника – 8 %. При превышении указанных значений зерновые грузы могут транспортироваться только на особых условиях по согласованию с перевозчиком.

Масса зерновых грузов при приеме к перевозке может устанавливаться путем взвешивания на вагонных весах (с остановкой и расцепкой), взвешивания на элеваторных весах в момент погрузки, по трафарету и по стандарту (при перевозках в упаковке). Выдача груза, перевозимого насыпью в вагонах-зерновозах и вагонах-муковозах, производится получателю по целости запорно-пломбировочных устройств. При перевозке продуктов переработки зерна в мешках в крытых вагонах мешки укладываются по высоте до 8...12 рядов. Выдача получателю производится с проверкой числа мест.

Перевозка жмыха и шрота имеет ряд особенностей по сравнению с другими зерновыми грузами. Жмых и шрот относятся к опасным грузам (класс 4.2. Самовозгорающиеся вещества). При контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию, воспламеняются только в больших количествах и лишь через длительные периоды времени. В перевозочных документах жмых и шрот классифицируются как 40/ООН 3088 ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ САМОНАГРЕВАЮЩЕЕСЯ ОРГАНИЧЕСКОЕ, Н.У.К., с проставлением штемпелей «Самовозгорается», «Прикрытие 0-0-1». Перевозка жмыха и шрота навалом/насыпью осуществляется только повагонными отправками в крытых вагонах с цельнометаллическим кузовом и вагонах-зерновозах и в контейнерах. При перевозке жмыхов (шрота) без тары вагоны перед погрузкой должны быть тщательно очищены, промыты и просушены. Грузоотправители должны принять меры для предохранения грузов от увлажнения. Температура жмыхов (шрота) при погрузке не должна превышать 30°С;

Прием к перевозке зерновых грузов, предназначенных на кормовые цели, производится при наличии у грузоотправителя ветеринарного свидетельства или ветеринарного сертификата, выдаваемого органами Госветнадзора.

На зерновые грузы должен быть сертификат качества, выдаваемый Государственной хлебной инспекцией (ГХИ). Получение сертификата является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих, поставляющих по импорту и отгружающих на экспорт зерно, муку, крупу. Обязательно наличие фитосанитарного сертификата на подкарантинные грузы, оформляемого ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

Зерновые грузы повышенной влажности и зараженные амбарными вредителями допускаются к перевозке маршрутами с соблюдением условий, которые определяются уполномоченными государственными органами и согласовываются с перевозчиком. Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следования с целью проверки его температуры и состояния. Грузоотправитель в накладной обязан сделать отметку о перевозке на особых условиях, в верхней части накладной красным цветом наносится пометка «Зерно влажное на просушку». Обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые обеспечивают беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и приведение зерна в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: