Механизм социального партнерства




Введение

Социальное партнерство представляет собой систему институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанную на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Социальное партнерство — это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости — экономической, социальной, правовой — вместе с появлением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников.


Этапы становления социального партнерства в России.
Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма — участия трех партнеров в формировании норм и правил регулирования социально-трудовых отношений. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года.

Первый этап. 1991 год — середина 1990-х годов.
Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» провозгласил начало становлению социального партнерства в постсоветской России.
Подавляющая часть общества не удовлетворена ходом рыночных реформ.

Второй этап. Середина 1990-х годов — 2002 год.
Укрепление законодательной базы социального партнерства. Принятие федеральных законов «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1 мая 1999 года), региональных законов «О социальном партнерстве».
Развитие трехстороннего взаимодействия, прежде всего, на региональном уровне.
Активное формирование объединений работодателей на региональном уровне.
Профсоюзы постепенно определяют свое место в условиях рынка, происходит осознание их роли в новых условиях.

Третий этап. 2002 год — по настоящее время.
Социальная переориентация государственных приоритетов (общенациональные проекты).
Начал действовать Трудовой кодекс Российской Федерации (с 1 февраля 2002 года).
Законодательное признание социального партнерства — 2 раздел Трудового кодекса РФ.
Формирование многоуровневой системы социального партнерства. Принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей» (27 ноября 2002 года) и активизация деятельности крупных объединений работодателей на федеральном уровне с внутренней территориально-отраслевой структурой.
Дальнейшее укрепление профсоюзов.


Понятие и суть социального партнерства

Социальное партнерство - это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между:
- работниками (представителями работников);
- работодателями (представителями работодателей);
- органами государственной власти;
- органами местного самоуправления;
направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ).

Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работников, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов.

Социальное партнерство предполагает:

- согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне как распределения доходов, так и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

 

- переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

- наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;

- участие наемных работников в управлении предприятиями;

- снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон.

Трипартизм – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на федеральном, региональном, территориальном уровнях.

Бипартизм - двусторонняя модель социального партнерства преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий.

Система социального партнерства состоит из трех основных частей:

- совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);

- совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;

- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.


Основные принципы социального партнерства: следование нормам законодательства; полномочность и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, пред­приниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажа рабочей си­лы. Субъектами социального партнерства в практической дея­тельности выступают:

• профсоюзы,

• предприниматели (работодатели),

• государство.
Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнооб­разных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция деятельности проф­союза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы — это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социаль­но-экономические, социально-трудовые отношения наемных ра­ботников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринима­телей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

Партнерские отношения между профсоюзами и предпринима­телями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо от­метить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:

• традиционные профсоюзы;

• новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной сис­темы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.

По своему численному и соци­альному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единст­венный, критерий влиятельности того или иного профсоюза — это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтерна­тивных профсоюзах состоит меньшинство занятых в обществен­ном производстве.

В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:

• общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР);

• межрегиональный профсоюз (объединение новых профсою­зов);

• межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);

• территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного проф­союза, действующего на территории одного субъекта);

• территориальные объединения (ассоциации) — доброволь­ные объединения организаций профсоюзов.

Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциа­ций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективным до­говорам, соглашениям, в контроле за их выполнение.

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте соци­ального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами, у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель — получить максимальную прибыль, у работника — добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работо­дателя) при любой форме собственности присутствует стремле­ние присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза ос­новная задача — добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспе­чивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача соци­ального партнерства — найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, догово­риться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства.

Первая — это либеральная модель. Она ос­нована на минимизации государственной собственности и абсо­лютизации частной. Этой модели более всего соответствует госу­дарственное устройство США.

Вторая — это социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства (в области здравоохра­нения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран.

 

 

Социальное государство имеет прямое отношение к социаль­ному партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает социально-ориентированную политику, проводимую государством.
Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

• корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в об­ществе перешла допустимые пределы. В социальной поли­тике это означает перераспределение (на основе закона) час­ти богатств для поддержания малоимущих слоев;

• определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах зара­ботной платы, пенсий, пособий по безработице;

• обеспечивает гражданам определенный комплект бесплат­ных услуг в области образования, здравоохранения, экологи­ческой безопасности, доступности к культурным благам;

• создаст минимальные необходимые условия для социально­го страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности гра­ждан и т.д.
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ро­лью. Оно выступает в трех ипостасях:

• собственника,

• законодателя,

• арбитра (посредника).

Оно продолжает оставаться крупным собственником и рабо­тодателем. В этом качестве государство через органы исполни­тельной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального парт­нерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
- со стороны государства - органы исполнительной власти на трех уровнях (федерального, субъекта Российской Федерации);
- со стороны работников - профессиональные объединения (профсоюзы) и иные уполномоченные представительные органы работников;
- от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации; владелец имущества, на которого положено выполнение функций работодателя или уполномоченные им лица;

на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, обладающие определенными полномочиями.

С развитием рыночных структур часть функций государства в области трудовых отношений резко меняется: в условиях переходного периода государство в системе социального партнерства выступает в качестве координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника или арбитра.

Одной из самых главных функций государства является разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом. Уровни социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ (Трудовой кодекс РФ).

Социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях:

- федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;

- межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов;

- региональном уровне, когда обосновываются правила регулирования трудовых отношений в субъекте Российской Федерации;

- отраслевом уровне, на котором характеризуются основы регулировки сторон трудовых отношений в отрасли (отраслях);

- территориальном уровне, на котором закладываются принципы регулирования трудовых отношений в муниципалитетах;

- местном, на котором устанавливаются обязанности работников и работодателя в трудовых отношениях. [Трудовой кодекс Российской Федерации]


 

 

Механизм социального партнерства

Под механизмом социального партнерства как элемента его системы в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.

 

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:


- постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;


- постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;


- установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;


- кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;


- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;


- работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;


- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

Механизм социального партнерства определяет и методы взаимодействия социальных партнеров. Все они очень тесно взаимосвязаны и являются дополнением к составным частям друг друга.

Стрелки на схеме говорят об одновременном сочетании всех методов.
Ответственность за избегание участия в коллективных переговорах, и предоставления информативных данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением договоров и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проведение консультаций
Социальный диалог - это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятие согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений.
Социальный диалог осуществляется на принципах:

- законности;

- репрезентативности и полномочности сторон и их представителей;

- независимости и равноправия сторон;

- конструктивности и взаимодействия;

- добровольности и принятия реальных обязательств;

- взаимного уважения и поиска компромиссных решений;

- обязательности рассмотрения предложений сторон;

- приоритету согласительных процедур;

- открытости и гласности;

- обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;

- ответственности за выполнение принятых обязательств.

Консультации проводятся по предложению стороны социального диалога с целью определения и сближения позиций сторон при принятии ними решений, которые належат к их компетенции.

Инициатор направляет другим сторонам письменное предложение с указанием предмета консультации и термина его проведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: