Упражнения для мягкого нёба




• Широко открыть рот и произносить звук [а].

• Проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых губах.

• Проглатывать несколько капель воды из пипетки.

• Проглатывать поочередно несколько капель воды и слюну.

• Зевать.

• Глотать слюну при широко открытом рте.

• Покашливать.

Жевательные упражнения

• Жевательные упражнения активизируют движения всех артикуляторов, развивают навыки перехода от одной артикуляционной позы к другой.

• Жевать с широко открытым ртом.

• Жевать и говорить одновременно.

• Жевать и считать вслух одновременно.

• Жевать и попевать гласные звуки: [а-о-у-и-ы-э].

• Жевать, высовывая язык изо рта.

• Жевать, активно двигая губами и языком. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе — поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными — ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании — 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом — носом неудобно вдыхать быстро и глубоко — носовые ходы узкие и достаточно протяженные.

Понаблюдайте, как ваш ребенок дышит при речи — нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребенок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2-3 раз.

Дыхательные упражнения

• Надуть щеки и удержать набранный воздух.

• Втянуть щеки и расслабить их.

• Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

• «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.

• Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.

• Легко дуть на перо, лежащее на столе.

• Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.

• Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.

• Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

• Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.

• На выдохе медленно произносить гласные.

• Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.

• Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

• Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.

• Пускать мыльные пузыри.

• Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.

• Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.

• Дуть на бутылочку с высунутым языком.

 

Итак, вам удалось установить, что ваш ребенок определенные звуки произносит неправильно, т.е. присутствуют нарушения звукопроизношения. Теперь мы попробуем вооружить вас необходимыми знаниями для исправления дефектов произношения звуков.

Ребенок, готовящийся к школе, обычно говорит правильно. Нарушения могут наблюдаться при произношении звуков: [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], иногда наблюдаются нарушения произношения звуков [к] и [т], но это в предшкольном возрасте уже редкое явление. Кроме того, нарушения произношения звуков могут быть вызваны нарушением слуха. В этом случае возможны дефекты смягчения или озвончения согласных. Наконец, дефекты произношения могут быть связаны с нарушением проходимости носовых ходов, что может привести к дефектному ротовому произношению носовых звуков. Это нарушение также поддается исправлению после лечения основного заболевания у специалиста.

Но что значит «поставить звук»? Это значит получить правильное, нормативное звучание звука изолированно, а не в слогах, словах и фразах. Каждый звук ставится при помощи трех способов: по подражанию, при помощи различных приспособлений и смешанный. Но чтобы вызвать у ребенка правильный звук, родителям необходимо изучить положение органов речи при нормальном произношении звука и способы его вызывания. Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося звуки, наиболее трудные для произношения (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение — исходное для исправления дефекта, для постановки звука. Теперь посадите перед зеркалом ребенка, попросите его произнести тот или иной звук. Посмотрите, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: