Что делать, если Ваш близкий попал в секту.




ЛЕКЦИЯ 1.

Определение понятия «секта». Признаки сект. Классификация.

Обзор литературы.

Литература.

 

  1. Определение Архиерейского собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»
  2. А. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород: 2002.
  3. А. Дворкин Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. — М.: 2006.
  4. В. Питанов Введение в сектоведение – М., 2006
  5. Архимандрит Августин (Никитин) Рон Хаббард и «церковь сайентологии» - Санкт-Петербург, 2007
  6. Священник Алексий Слюсаренко Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках» - Издательство «Христианская библиотека», 2009
  7. Иеромонах Серафим (Роуз) Православие и религия будущего – М., 2010
  8. А. Кураев Сатанизм для интеллигенции – М., 2006
  9. Священник Олег Стеняев Диспут со «Свидетелями Иеговы» - М., 2003
  10. Конь Р.М. Введение в сектоведение – Нижний Новгород, 2008

Проблема сектантства существует столько же, сколько существует Церковь. Из истории христианства мы знаем, что с самого начала бытия христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монтанизм, манихейство и т.п. Сектантское искушение постоянно присутствовало в истории Церкви. Зарождение современных тоталитарных сект во многом было предуготовлено бесконечным процессом дробления постпротестантских деноминаций, достигшим апогея в XX в.

Когда Советский Союз прекратил свое существование, в нашу страну хлынул поток организаций, чуждых российскому менталитету и русской культуре. Зарубежные секты, имея значительное финансовое обеспечение, а также массу хорошо подготовленных профессиональных вербовщиков, смогли не только укрепить свои позиции на российской территории, но и внедриться во многие общественные, государственные и образовательные структуры, став весомым фактором влияния на жизнь России. Русская Православная Церковь, будучи ослаблена семидесятилетним террором правящего режима СССР, оказалась не готова к отражению такого массового сектантского нашествия.

В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего советского человека, начавшаяся переоценка прошлого страны и, как следствие, разрушение ценностных установок общества – все это способствовало формированию в обществе чувства растерянности и неуверенности в завтрашнем дне. Отсутствие психологической стабильности, полная религиозная безграмотность населения создали питательную среду для сектантства.

Все вышеназванные факторы не могли не сыграть свою роковую роль в том, что первоначально деятельность сект не встречала никакого отпора. Многие из сектантских лидеров встречались с высшим руководством страны, что также способствовало усилению их активности в России. Но постепенно накапливавшийся опыт практического знакомства с деятельностью сект положил начало формированию ответной негативной реакции со стороны общества: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16). Первыми на проблему откликнулись родители, чьи дети попали в секты. Стали появляться родительские комитеты. Созданные на общественных началах, они объединили родителей и близких родственников пострадавших.

В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова религиозная ситуация в России несколько стабилизировалась по сравнению с 90-ми годами прошлого века. По данным Центра религиоведческих исследований (Москва), сейчас в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них – молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По подсчетам президента Центра религиоведческих исследований А.Л.Дворкина, только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

По данным, приведенным А.Л.Дворкиным, на территории России действуют «импортированные» секты, такие как сайентологи, муниты, кришнаиты, «Свидетели Иеговы». К отечественным сектам А.Л.Дворкин относит «Богородичный центр» (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), «Радастея» (Урал) и др. Самая мощная из продолжающих свой численный рост сегодня сект – неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток. По-прежнему активно растет численность последователей «Свидетелей Иеговы» и мормонов.

В остальных сектах сегодня приток членов равен оттоку – максимально использовав материальные, физические и моральные ресурсы своего последователя, секта через несколько лет более в нем не нуждается.

Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию как о самом феномене сектантства, так и об учении и практике конкретных сект.

К сожалению, до сих пор существуют многие десятки определений понятия «секта». Это связано главным образом с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции. Слово секта имеет две возможные этимологии. Либо оно происходит от латинского secare — «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же sequi — «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологии по-своему раскрывает смысл понятия сектантства, но, как мне кажется, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, скажем, как менониты, баптисты, молокане), то вторая — к сектам новоявленным тоталитарным.

Секта – это закрытая религиозная группа, которой свойственны следующие признаки:

– исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии традиционным религиям;

– создание собственной интерпретации смысла Библии вне толкований исторически сложившихся богословских школ;

– активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей на ценности, исповедуемые данной организацией;

– создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров;

– сокрытие информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней «сакральностью».

Поговорим об этих признаках сект более подробно. Условно признаки сект можно разбить на две большие группы: психолого-социологические и вероучительные.

– Социально-психологические признаки сект

1. Дестабилизация сознания.

2. Навязывание разрыва с прежним окружением.

3. Непомерные финансовые притязания (поборы).

4. Покушения на физическое здоровье.

5. Вербовка детей.

6. Нарушения общественного порядка.

7. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств).

8. Попытки проникновения во властные структуры.

9. Антиобщественные высказывания.

– Вероучительные признаки сект

Догматы, вероучительные положения имеют значение первостепенной важности для христианина, потому что они формируют мировоззрение верующего и, следовательно, связаны со всем строем жизни человека, включая психологический, мистический, этический аспекты. Отсюда становится очевидным, что для христианина при рассмотрении темы сектантства главными всегда будут вопросы вероучительного характера. Главный вопрос, на который должен ответить православный миссионер, чтобы определиться в своем взгляде на ту или иную религиозную группу, – это соотношение ее вероучения с догматами Православной Церкви.

Исходя из Священного Писания, можно выделить следующие признаки сектантства:

– основатели сект часто выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа (например, Виссарион) или заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил (например, Мун). К этим людям вполне применимы слова Спасителя: «…ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Мф.24:5).

- практически все сектантские движения пытаются «исправить» Евангелие или его толкование. Обычно это делается в «благих» целях – очистить Евангельскую Весть от «ложных» толкований христиан. Однако Священное Писание предупреждает нас: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15).

- секты никогда не принимают православного учения о Пресвятой Троице: они либо искажают его, как, например, секта мормонов, которая проповедует тритеизм (союз трех богов), либо отвергают вообще, считая языческим, например, секта «Свидетели Иеговы». Вместе с тем, уже в текстах Священного Писания Ветхого Завета мы находим прикровенные указания на троичность Лиц в Боге: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). Тексты Нового Завета еще очевиднее свидетельствуют о троичности Лиц Бога, например: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19); «…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:2).

- оккультные секты делают акцент на личные мистические переживания, полагая их в основу своего вероучения, однако «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14).

- лидеры сект часто претендуют на обладания пророческими дарами. При этом критерии истинности этих пророчеств, указанные в Библии (т.е. исполнение пророчества в будущем и согласованность пророческой вести с верностью библейскому учению), не используется: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор.18:22); «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор.13:1-4).

- зачастую секты нагнетают эсхатологические настроения среди своих последователей, иногда называя конкретную дату конца света, что самым очевидным образом противоречит следующим словам Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36).

- в оккультных сектах постоянно навязывается дискредитация разума, отдается предпочтение методам «интуитивного» познания, рациональное мышление объявляется ущербным. Логика и рациональное мышление для оккультиста являются вторичными по отношению к мистическим озарениям. Христианство не отрицает мистических откровений о Боге, но настаивает на том, что мистические прозрения должны сочетаться с трезвенным и разумным отношением к ним: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5:8). В Священном Писании говорится о разуме: «если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум» (Прит.2:3-6); «тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Прит.2:11-13). Дискредитация разума приводит к разрушению логического мышления сектантов, что делает их ум менее критичным и облегчает руководству сект возможность манипулирования своими членами.

Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Можно ли православным богословам вместо термина «секта» использовать термин «ересь»? Ересь — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению. Термин «ересь» отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как понятие «секта» имеет более широкое значение. В него входит и структура организации, и методы психологического воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно использовать эти два термина одновременно в тех случаях, когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем языческие направления сектантства.

Классификация сект

 

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания четких параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определенной группе сект. Например, мормоны называют себя христианами и немало говорят о Христе, при этом их доктрины имеют явно оккультный характер и ни с какими формами традиционного христианства несовместимы. Как их классифицировать? Как псевдохристианскую секту или как оккультную организацию? Парапсихология – что это? Псевдонаучная секта или просто оккультная группа? Часто одна и та же организация может иметь признаки, позволяющие отнести ее к совершенно различным категориям сект. Поэтому, относя секту к той или иной группе, необходимо осознавать известную долю условности осуществляемой классификации. Для общего понимания проблемы можно привести несколько видов классификаций:

 

– классификация по происхождению и сфере влияния

Условно, в рамках данной классификации, секты можно разделить на:

1. Западные – т.е. секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни (например, «Свидетели Иеговы», мормоны);

2. Восточные – т.е. секты, в основе которых лежат переработанные и искаженные индуизм, буддизм, ислам (например, Общество Сознания Кришны, Брахма-Кумарис);

3. Национальные – российские секты (например, Церковь последнего завета (Виссарионовцы), Богородичный Центр);

4. Транснациональные секты (международные). Сюда относятся секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, те же «Свидетели Иеговы»).

– классификация по принципу самоопределения или имитации

1. Псевдобиблейские секты: «Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы», неопятидесятники и т.д.

Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», имеющих для сектантов большее значение, чем Божественное библейское Откровение, обостренно негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.

 

2. Псевдоиндуистские секты: Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны и т.д.

Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Однако в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, а потому индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В индуизме огромное значение придается цепи ученической преемственности (парампаре). Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий исповедания традиционного индуизма, например новоиспеченные адепты, не являясь индусами по рождению, не имеют права исповедовать традиционный индуизм. Философия псевдоиндуистских сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Скажем, представление о законе кармы логически несовместимо с верой в Личностного Бога, а идея освобождения ученика от кармы его духовным учителем представляет собой искаженное заимствование христианского таинства Покаяния и прощения христианина Богом.

 

3. Псевдонаучные: парапсихология, сайентология и т.д.

Характеристика: стилизация научности, «игра» в науку. При этом научные критерии решения проблем полностью отсутствуют. Напомним, главным критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, т.е. экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения – мнение лидера организации. Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.

 

4. Культы здоровья: последователи Порфирия Иванова, ребёфинг (дыхательная психотехника), «Христианская наука» и т.д.

Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что именно на путях данного движения возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как, например, методика ребёфинга, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как, например, основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.

 

5. Оккультные направления: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия, неокаббалистика, рейки, рерихианство, учение А. Свияша. и т.д.

Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности нового видения и понимания устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.

 

6. Неоязыческие: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.

Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Ради подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохраненным священным преданием древних славян, которое донесли до нас тайные адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию». Большинство современных неоязыческих сект в действительности не имеют никакой реальной исторической связи с древним язычеством.

 

7. Коммерческие секты: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (например, «Гербалайф»).

Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается спасительная идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо-продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

 

Что делать, если Ваш близкий попал в секту.


Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

После первоначального "распознавания" не пытайтесь разубеждать вашего близкого - это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские "учителя" заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, "одержимы диаволом" или слишком привязаны к "этому злому миру" и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного "сойти с пути спасения", покинуть новообретенную "истинную семью", "отказаться от "освобождающего знания" и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его "организацию" (термин "секта", естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача - отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача - сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег - это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого "зомбированного" робота, в которого он превратился.

Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную "нить Ариадны", по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного "консультирования по выходу" из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.

Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена "Освобождение от психологического насилия" (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций "Журнала практического психолога" (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (https://iriney.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.

Изучайте словарь "вашей" секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям - эффекта все равно не будет.

В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа - "специалиста по фактам" (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача - пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект.

Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.

К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (список см. в конце материала О ЦЕНТРЕ). Там вам постараются помочь.

Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: