ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ТЕМАТИЧЕСКИМИ КАРТОЧКАМИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Инструктивные тематические карточки для воспитателя – это методический материал, помогающий осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Инструктивная карточка для воспитателей состоит из нескольких разделов:
· Артикуляционные, мимические и дыхательно – звуковые упражнения;
· Упражнения для развития крупной, мелкой моторики и подготовки руки к письму;
· Словесные игры и упражнения;
· Развивающие игры и упражнения;
· Дополнительный материал по познавательно-речевому развитию.
Карточка не содержит заданий по развитию звуко-слоговой структуры слова, так как данный вид работы строится с учетом индивидуальной коррекционной программы.
Артикуляционные, мимические и дыхательно-звуковые упражнения направлены на закрепление навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Они могут быть использованы в ходе проведения речевой зарядки.
Упражнения для развития крупной и мелкой моторики подобраны таким образом, что позволяют развивать речедвигательные навыки, зрительно-моторную координацию, согласовывать речь и движения детей с учетом возраста. Кроме того, эти задания, соответствуя лексической теме, способствуют речевому развитию детей. Такие упражнения проводятся воспитателем на речевой зарядке, коррекционном часе или как динамическая пауза в различных видах деятельности.
Словесные игры и упражнения, подобранные по темам, позволяют решать несколько задач одновременно: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи и связной речи. При выполнении этих заданий у детей развиваются способности применять сформированные речевые умения и навыки в различных ситуациях общения. Словесные игры и упражнения могут быть включены в занятия, совместную деятельность, коррекционный час, прогулку и речевую зарядку. На речевой зарядке проводятся только те игры, которые хорошо знакомы детям и игровое задание которых могут выполнить все.
Развивающие игры и упражнения предполагают развитие познавательных психических процессов, лежащих в основе речи: восприятие (зрительное, тактильное, слуховое и фонематическое, восприятие пространства); мышление; память; внимание. В подготовительной группе материал по развитию психологической базы речи также позволяет закреплять графический образ букв, упрочивать звукобуквенные связи. Развивающие игры и упражнения воспитатель может включить в занятия, совместную деятельность, коррекционный час, прогулку, учитывая уровень развития воспитанников. На речевой зарядке используются только те игры, которые проводятся динамично и не требуют специальной подготовки.
В каждую карточку включен дополнительный материал, помогающий воспитателю планировать и организовывать совместную деятельность, коррекционный час и занятия.
Инструктивную карточку для воспитателей логопед выдает три раза в месяц в средней и старшей группе, два раза в месяц – в подготовительной группе.
1. В пятницу в ходе консультации с логопедом воспитатель знакомиться с содержанием и методикой проведения заданий по инструктивной карточке.
2. При планировании работы на неделю воспитатель отбирает игры и упражнения для проведения речевой зарядки (см. разделы «Артикуляционные, мимические и дыхательно-звуковые упражнения», «Упражнения для развития крупной и мелкой моторики», «Словесные игры и упражнения»).
3. При планировании занятий воспитатель отбирает игры и упражнения, которые можно использовать в качестве физминутки или динамической паузы (см. разделы «Упражнения для развития крупной и мелкой моторики»).
4. При планировании коррекционного часа воспитатель использует задания для развития психологической базы речи, лексико-грамматического строя речи в соответствии с лексической темой (см. разделы «Словесные игры и упражнения», «Развивающие игры и упражнения»).
5. При планировании занятий познавательного цикла и занятий по развитию разных видов детской деятельности (изодеятельность, конструирование и т.п.) воспитатель использует рекомендации, данные в разделе «Дополнительный материал по познавательно-речевому развитию».
6. При планировании прогулок воспитатель отбирает игры и игровые упражнения для проведения разных частей прогулок,
Например: Организация наблюдений за природой;
Организация труда на свежем воздухе;
Подвижные игры на улице и т.д.