Виды интернет-телевидения




Лекция 3. Телевидение в Интернете

Хранение, трансляция и просмотр видеоконтента в Интернете требуют высокого уровня технического оснащения как производителя и поставщика контента, так и потребителя. Поэтому хронологически телевидение было последним типом СМИ, пришедшим в Интернет.

 

Первые опыты

Первым телеканалом, осуществившим в качестве эксперимента трансляцию в Интернете, был американский канал ABC. Начало трансляции через Интернет программы «Мировые новости» (World News) датировано 1994 г.

Один из первых опытов интернет-телевещания относится к 1998 г., когда студенты факультета журналистики университета штата Мэн организовали съемки и трансляцию через Интернет репортажей с выставки «Экспо-1998» в американском Ганновере. Аудитория этих передач, выходивших пять раз в день, составила около 16 тыс. человек. В 1998 г. был запущен и первый профессиональный интернет-телеканал Broadcast.com, принадлежавший американскому бизнесмену Марку Кьюбану. Кьюбан сделал ставку на трансляцию новостей, футбольных матчей и судебных слушаний. Он стал привлекать рекламодателей, предлагая им эксклюзивную аудиторию — обеспеченных людей, которые могли позволить себе качественное интернет-соединение. В сентябре 1999 г. был создан интернет-проект NetAid, транслировавший в Интернете концерты мировых поп-звезд. Тогда же канадский интернет-проект iCraveTV начал транслировать в Интернете 17 американских телеканалов. Этот проект был со скандалом закрыт, так как нарушал авторские права производителей контента.

В начале 2000 г. компания Yahoo!, купившая у Марка Кьюбана за 5,7 млрд долл. Broadcast.com, запустила собственный интернет-телеканал. Канал Yahoo! FinanceVision был создан как финансовый телеканал, вещающий в режиме реального времени. В штате канала работали профессиональные телеведущие, операторы, корреспонденты и другие специалисты. Редакционные команды компаний Forbes, CBS MarketWatch, The Industry Standard, Red Herring приняли участие в интернет-проекте. Канал проработал до 2002 г. и был закрыт в связи с «кризисом доткомов».

 

В России первые эксперименты с интернет-телевещанием относятся к 1995 г. и связаны с компанией «Телеком-Центр». В 1998 г. на ее базе был создан проект «Русмедиа», который транслировал спортивные мероприятия, используя текстовую справочную информацию, озвученную спортивным комментатором и проиллюстрированную слайд-шоу из фотографий с места событий. В 1998 г. премьер-министр С. Кириенко во время визита в Институт космических исследований дал интервью, трансляция которого осуществлялась на базе «Русмедиа» методом потокового вещания. Камеры телекомпаний в зал допущены не были, и эксклюзивная запись интервью была доступна только пользователям Интернета. Это интервью принято считать символической датой рождения интернет-телевещания в Рунете.

Однако еще в 1997 г. «ТВ-Центр» первым из российских телеканалов начал вещание, используя технологию RealVideo. Одновременно смотреть передачу могли примерно 100–200 пользователей — больше не позволяли каналы связи. В 1998 г. был создан сайт «Россия от А до Я». Съемочные бригады этого сайта вели съемку культурных и общественных мероприятий в Москве и транслировали ее в Интернет. С апреля 1999 г. компания «ИТ ИнфоАрт Старз» начала выпуск новостей из студии специально для интернет-пользователей.

 

На сайте «Инфоарт.ру» компания ежедневно транслировала выпус-

ки новостей, прогноз погоды, беседы с приглашенными гостями в

прямом эфире.

В 1999 г. был создан сайт <www.ntv.ru>, принадлежавший одно-

именному телеканалу, на котором была размещена новостная лента,

сопровождавшаяся кадрами из сюжетов НТВ. Это было фактически

первое конвергентное интернет-СМИ в Рунете. В 2001 г., после сме-

ны владельца и реорганизации телеканала НТВ, редакция сайта про-

должила свою деятельность под брендом и адресом NTVRu.Com, а

затем — NEWSru.com.

В 2001 г. стартовал первый развлекательный интернет-телепро-

ект Рунета. На сайте первого российского реалити-шоу «За стеклом»

(производитель — ТРВК ТВ-6) велась круглосуточная прямая транс-

ляция. За девять дней сайт программы «За стеклом» достиг третьего

места в рейтинге Rambler’s Top 100, поставив тем самым рекорд ско-

рости роста популярности ресурса в Рунете. Целевая аудитория «За

стеклом» — молодежь, обращение к ней через Интернет, наиболее

активными пользователями которого являются именно молодые

люди, повысило популярность и самого шоу, и канала в целом. Транс-

ляции «За стеклом-2» продолжались в Интернете даже после пре-

кращения эфирного вещания «ТВ-6».

 

Виды интернет-телевидения

На сегодняшний день существует два вида телевещания с помощью Интернета — IPTV (Internet Protocol Television) и собственно ин-

тернет-телевидение. Их не следует путать.

 

IPTV — сервис, на который пользователи подписываются и вно-

сят абонентскую плату, чтобы смотреть телетрансляции с помощью

обычных телевизоров, подключенных к Интернету через широко-

полосное соединение (например, Ethernet - или ADSL -подключение).

Зрителю практически незаметна разница между спутниковым, ка-

бельным и IP -телевидением. Это лишь способ доставки продукции

телеканалов конечному потребителю посредством защищенных ком-

пьютерных сетей. Дополнительные по сравнению со спутниковым

и кабельным телевидением функции — возможность формирования

индивидуального пакета телеканалов для каждого подписчика, ис-

пользования функции «пауза» в режиме реального времени и неко-

торые другие.

Термин IPTV впервые был употреблен в 1995 г. в американской

компании Precept Software. Компания создала программное прило-

жение, которое могло передавать аудио- и видеоконтент через Интер-

нет с помощью интернет-протокола (IP). Изначально приложение

было предназначено для трансляции дистанционных бизнес-тренин-

гов. Precept Software в 1998 г. была поглощена одним из крупнейших

в мире производителей программного обеспечения Cisco Systems. Ме-

неджеры Cisco стремились создать сетевую платформу для распрос-

транения высококачественного видео с помощью IP. Cisco до сих пор

владеет правами на торговую марку IPTV и считается одним из са-

мых крупных игроков на рынке интернет-телевещания.

 

Интернет-телевидение — совокупность телевизионного и видео-

контента, доступного для просмотра в Интернете. Как правило, про-

дукция интернет-телевидения, в отличие от IPTV, распространяется

бесплатно и рассчитана на широкую аудиторию. Преимущественно

интернет-телевидением называют две формы видеоконтента: онлай-

новое вещание (или «потоковое видео», от англ. streaming) — трансля-

ция эфира телеканала через Интернет в режиме реального времени

и «телевидение по запросу» (Video on Demand) — возможность по-

смотреть опубликованную в Интернете запись сюжета или передачи

в любое время (у зрителей IPTV тоже есть такая возможность).

Технологии, которые используются для интернет-телевещания,

разнообразны. Наиболее распространены платформы Windows Media

и Flash Video, обеспечивающие все стадии — от генерации видеокон-

тента в требуемом формате до его воспроизведения на компьютере

конечного пользователя.

 

Качество изображения обеспечивается использованием двух

стандартов разрешения — Standard Definition Television (SDTV) и High

Definition Television (HDTV). Минимальная скорость интернет-соеди-

нения для просмотра интернет-телепередач составляет 300 килобайт

в секунду, что возможно только при широкополосном соединении.

Кроме того, для передачи видеоконтента используются различ-

ные пиринговые сети (от англ. peer_to_peer — от равного к равному),

например, основанные на протоколе Bit Torrent, и сайты-видеохос-

тинги (такие как YouTube).

 

Чтобы создать телепередачу для трансляции ее в Интернете, су-

ществует целый спектр технологий — от профессиональных теле-

студий с дорогостоящим и сложным оборудованием до любитель-

ских web_ камер. Так, на сайте самого популярного в Рунете интер-

нет-телеканала Russia.ru есть авторский проект «Лебедев.ТВ», над

которым работает всего один человек, «универсальный журналист».

В одной из своих программ, которая называлась «Телевидение в рюк-

заке», Николай Лебедев подробно рассказал и показал своим зрите-

лям, как создавать полноценную телепередачу, используя только лю-

бительскую видеокамеру и ноутбук, оснащенный простой монтаж-

ной программой (например, Final Cut)49.

 

На сегодняшний день в российском сегменте Интернета функ-

ционируют три типа вещателей, транслирующих видео через Сеть.

Во-первых, это офлайновые каналы, предоставляющие доступ к

своей продукции через Интернет. На сайтах многих федеральных,

дециметровых и спутниковых каналов можно смотреть эфир или от-

дельные сюжеты, выход в Интернет позволяет им привлечь аудито-

рию, которая не имеет возможности или не желает смотреть переда-

чи канала традиционным способом.

 

Во-вторых, интернет-телеканалы, не имеющие офлайновых вер-

сий. Они производят свой оригинальный продукт специально для

трансляции в Интернете. Интернет-телеканалы наиболее полно ре-

ализуют идею интернет-телевидения. На сегодняшний день это це-

лый куст каналов сети Corbina.TV, каналы Russia.ru, Posttv.ru и мно-

гие другие.

 

В-третьих, — сайты-коллекторы видеоконтента, которые предо-

ставляют пользователям возможность смотреть передачи самых раз-

ных производителей, сгруппированные по определенному призна-

ку (чаще всего — тематическому), и видеохостинги (вроде YouTube и

RuTube), на которых размещаются любительские материалы.

Кроме того, существуют интернет-телевещатели, для которых

создание видеоконтента и его распространение через Интернет не

является основной сферой деятельности, — это онлайновые СМИ

(газеты, журналы, информационные агентства), у которых есть ви-

деоразделы, а также социальные сети.

Рассмотрим подробнее эти типы интернет-телевещателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: