Лекция 3. Телевидение в Интернете
Хранение, трансляция и просмотр видеоконтента в Интернете требуют высокого уровня технического оснащения как производителя и поставщика контента, так и потребителя. Поэтому хронологически телевидение было последним типом СМИ, пришедшим в Интернет.
Первые опыты
Первым телеканалом, осуществившим в качестве эксперимента трансляцию в Интернете, был американский канал ABC. Начало трансляции через Интернет программы «Мировые новости» (World News) датировано 1994 г.
Один из первых опытов интернет-телевещания относится к 1998 г., когда студенты факультета журналистики университета штата Мэн организовали съемки и трансляцию через Интернет репортажей с выставки «Экспо-1998» в американском Ганновере. Аудитория этих передач, выходивших пять раз в день, составила около 16 тыс. человек. В 1998 г. был запущен и первый профессиональный интернет-телеканал Broadcast.com, принадлежавший американскому бизнесмену Марку Кьюбану. Кьюбан сделал ставку на трансляцию новостей, футбольных матчей и судебных слушаний. Он стал привлекать рекламодателей, предлагая им эксклюзивную аудиторию — обеспеченных людей, которые могли позволить себе качественное интернет-соединение. В сентябре 1999 г. был создан интернет-проект NetAid, транслировавший в Интернете концерты мировых поп-звезд. Тогда же канадский интернет-проект iCraveTV начал транслировать в Интернете 17 американских телеканалов. Этот проект был со скандалом закрыт, так как нарушал авторские права производителей контента.
В начале 2000 г. компания Yahoo!, купившая у Марка Кьюбана за 5,7 млрд долл. Broadcast.com, запустила собственный интернет-телеканал. Канал Yahoo! FinanceVision был создан как финансовый телеканал, вещающий в режиме реального времени. В штате канала работали профессиональные телеведущие, операторы, корреспонденты и другие специалисты. Редакционные команды компаний Forbes, CBS MarketWatch, The Industry Standard, Red Herring приняли участие в интернет-проекте. Канал проработал до 2002 г. и был закрыт в связи с «кризисом доткомов».
В России первые эксперименты с интернет-телевещанием относятся к 1995 г. и связаны с компанией «Телеком-Центр». В 1998 г. на ее базе был создан проект «Русмедиа», который транслировал спортивные мероприятия, используя текстовую справочную информацию, озвученную спортивным комментатором и проиллюстрированную слайд-шоу из фотографий с места событий. В 1998 г. премьер-министр С. Кириенко во время визита в Институт космических исследований дал интервью, трансляция которого осуществлялась на базе «Русмедиа» методом потокового вещания. Камеры телекомпаний в зал допущены не были, и эксклюзивная запись интервью была доступна только пользователям Интернета. Это интервью принято считать символической датой рождения интернет-телевещания в Рунете.
Однако еще в 1997 г. «ТВ-Центр» первым из российских телеканалов начал вещание, используя технологию RealVideo. Одновременно смотреть передачу могли примерно 100–200 пользователей — больше не позволяли каналы связи. В 1998 г. был создан сайт «Россия от А до Я». Съемочные бригады этого сайта вели съемку культурных и общественных мероприятий в Москве и транслировали ее в Интернет. С апреля 1999 г. компания «ИТ ИнфоАрт Старз» начала выпуск новостей из студии специально для интернет-пользователей.
На сайте «Инфоарт.ру» компания ежедневно транслировала выпус-
ки новостей, прогноз погоды, беседы с приглашенными гостями в
прямом эфире.
В 1999 г. был создан сайт <www.ntv.ru>, принадлежавший одно-
именному телеканалу, на котором была размещена новостная лента,
сопровождавшаяся кадрами из сюжетов НТВ. Это было фактически
первое конвергентное интернет-СМИ в Рунете. В 2001 г., после сме-
ны владельца и реорганизации телеканала НТВ, редакция сайта про-
должила свою деятельность под брендом и адресом NTVRu.Com, а
затем — NEWSru.com.
В 2001 г. стартовал первый развлекательный интернет-телепро-
ект Рунета. На сайте первого российского реалити-шоу «За стеклом»
(производитель — ТРВК ТВ-6) велась круглосуточная прямая транс-
ляция. За девять дней сайт программы «За стеклом» достиг третьего
места в рейтинге Rambler’s Top 100, поставив тем самым рекорд ско-
рости роста популярности ресурса в Рунете. Целевая аудитория «За
стеклом» — молодежь, обращение к ней через Интернет, наиболее
активными пользователями которого являются именно молодые
люди, повысило популярность и самого шоу, и канала в целом. Транс-
ляции «За стеклом-2» продолжались в Интернете даже после пре-
кращения эфирного вещания «ТВ-6».
Виды интернет-телевидения
На сегодняшний день существует два вида телевещания с помощью Интернета — IPTV (Internet Protocol Television) и собственно ин-
тернет-телевидение. Их не следует путать.
IPTV — сервис, на который пользователи подписываются и вно-
сят абонентскую плату, чтобы смотреть телетрансляции с помощью
обычных телевизоров, подключенных к Интернету через широко-
полосное соединение (например, Ethernet - или ADSL -подключение).
Зрителю практически незаметна разница между спутниковым, ка-
бельным и IP -телевидением. Это лишь способ доставки продукции
телеканалов конечному потребителю посредством защищенных ком-
пьютерных сетей. Дополнительные по сравнению со спутниковым
и кабельным телевидением функции — возможность формирования
индивидуального пакета телеканалов для каждого подписчика, ис-
пользования функции «пауза» в режиме реального времени и неко-
торые другие.
Термин IPTV впервые был употреблен в 1995 г. в американской
компании Precept Software. Компания создала программное прило-
жение, которое могло передавать аудио- и видеоконтент через Интер-
нет с помощью интернет-протокола (IP). Изначально приложение
было предназначено для трансляции дистанционных бизнес-тренин-
гов. Precept Software в 1998 г. была поглощена одним из крупнейших
в мире производителей программного обеспечения Cisco Systems. Ме-
неджеры Cisco стремились создать сетевую платформу для распрос-
транения высококачественного видео с помощью IP. Cisco до сих пор
владеет правами на торговую марку IPTV и считается одним из са-
мых крупных игроков на рынке интернет-телевещания.
Интернет-телевидение — совокупность телевизионного и видео-
контента, доступного для просмотра в Интернете. Как правило, про-
дукция интернет-телевидения, в отличие от IPTV, распространяется
бесплатно и рассчитана на широкую аудиторию. Преимущественно
интернет-телевидением называют две формы видеоконтента: онлай-
новое вещание (или «потоковое видео», от англ. streaming) — трансля-
ция эфира телеканала через Интернет в режиме реального времени
и «телевидение по запросу» (Video on Demand) — возможность по-
смотреть опубликованную в Интернете запись сюжета или передачи
в любое время (у зрителей IPTV тоже есть такая возможность).
Технологии, которые используются для интернет-телевещания,
разнообразны. Наиболее распространены платформы Windows Media
и Flash Video, обеспечивающие все стадии — от генерации видеокон-
тента в требуемом формате до его воспроизведения на компьютере
конечного пользователя.
Качество изображения обеспечивается использованием двух
стандартов разрешения — Standard Definition Television (SDTV) и High
Definition Television (HDTV). Минимальная скорость интернет-соеди-
нения для просмотра интернет-телепередач составляет 300 килобайт
в секунду, что возможно только при широкополосном соединении.
Кроме того, для передачи видеоконтента используются различ-
ные пиринговые сети (от англ. peer_to_peer — от равного к равному),
например, основанные на протоколе Bit Torrent, и сайты-видеохос-
тинги (такие как YouTube).
Чтобы создать телепередачу для трансляции ее в Интернете, су-
ществует целый спектр технологий — от профессиональных теле-
студий с дорогостоящим и сложным оборудованием до любитель-
ских web_ камер. Так, на сайте самого популярного в Рунете интер-
нет-телеканала Russia.ru есть авторский проект «Лебедев.ТВ», над
которым работает всего один человек, «универсальный журналист».
В одной из своих программ, которая называлась «Телевидение в рюк-
заке», Николай Лебедев подробно рассказал и показал своим зрите-
лям, как создавать полноценную телепередачу, используя только лю-
бительскую видеокамеру и ноутбук, оснащенный простой монтаж-
ной программой (например, Final Cut)49.
На сегодняшний день в российском сегменте Интернета функ-
ционируют три типа вещателей, транслирующих видео через Сеть.
Во-первых, это офлайновые каналы, предоставляющие доступ к
своей продукции через Интернет. На сайтах многих федеральных,
дециметровых и спутниковых каналов можно смотреть эфир или от-
дельные сюжеты, выход в Интернет позволяет им привлечь аудито-
рию, которая не имеет возможности или не желает смотреть переда-
чи канала традиционным способом.
Во-вторых, интернет-телеканалы, не имеющие офлайновых вер-
сий. Они производят свой оригинальный продукт специально для
трансляции в Интернете. Интернет-телеканалы наиболее полно ре-
ализуют идею интернет-телевидения. На сегодняшний день это це-
лый куст каналов сети Corbina.TV, каналы Russia.ru, Posttv.ru и мно-
гие другие.
В-третьих, — сайты-коллекторы видеоконтента, которые предо-
ставляют пользователям возможность смотреть передачи самых раз-
ных производителей, сгруппированные по определенному призна-
ку (чаще всего — тематическому), и видеохостинги (вроде YouTube и
RuTube), на которых размещаются любительские материалы.
Кроме того, существуют интернет-телевещатели, для которых
создание видеоконтента и его распространение через Интернет не
является основной сферой деятельности, — это онлайновые СМИ
(газеты, журналы, информационные агентства), у которых есть ви-
деоразделы, а также социальные сети.
Рассмотрим подробнее эти типы интернет-телевещателей.