«ИСКУССТВО (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)»
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определяются учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» к уровню подготовки учащихся.
Подготовка учащихся предполагает формирование:
§ опыта художественного восприятия произведений искусства;
§ художественно-эстетических и искусствоведческих знаний;
§ аналитико-синтетических, сравнительно-сопоставительных и интерпретационных умений;
§ опыта художественно-практической деятельности в разных видах и жанрах искусства;
§ опыта эмоционально-ценностного отношения к миру художественной культуры.
В соответствии с указанными аспектами результаты учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» оцениваются по следующим параметрам, отражающим уровень восприятия, понимания и творческого освоения учащимися мира художественной культуры:
§ знание, применение и объяснение ключевых понятий учебного предмета;
§ содержательность и глубина устных и письменных высказываний учащихся;
§ определение и обоснованная аргументация личностного отношения к художественному тексту;
§ использование элементов анализа художественного текста (объяснение, сравнение, соотнесение, группировка и дифференциация произведений искусства по заданному признаку);
§ самостоятельная практическая художественно-творческая деятельность;
§ оригинальность, образность и эмоциональность самостоятельных творческих решений учащихся.
На первых занятиях учебного года следует провести диагностику имеющегося у учащихся уровня знаний и умений в области художественной культуры. Результаты диагностики являются основой планирования, организации, отбора (коррекции) и построения содержания и художественно-иллюстративного материала учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)».
Поурочный контроль позволяет получать объективную информацию о качестве усвоения учащимися учебного материала, управлять их учебно-познавательной и творческой деятельностью. Данный вид контроля осуществляется на всех этапах урока, во всех организационных формах обучения (индивидуальной, групповой, фронтальной) с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовки.
Поурочный контроль реализуется при выполнении:
§ заданий репродуктивного характера (узнавание, различение произведений искусства; воспроизведение теоретических сведений из области художественной культуры);
§ заданий проблемно-поискового характера (сравнительно-сопоставительный анализ, выявление общих видовых или жанрово-стилевых признаков, классификация и оценка произведений искусства);
§ практических работ по созданию художественного образа (в разных видах и жанрах искусств).
Тематический контроль осуществляется после изучения темы (тем) и направлен на проверку прочности усвоенных знаний и умений по учебному предмету. Особенностью данного вида контроля является более широкий историко-искусствоведческий диапазон и большая степень художественно-творческой самостоятельности учащихся.
Тематический контроль реализуется при выполнении:
§ устных и письменных заданий, направленных на выявление причинно-следственных связей между художественными явлениями и процессами;
§ творческих заданий:
- устных (рассказ, сочинение-фантазия);
- письменных (эссе, резюме, аннотация, кроссворд);
- практических (эскиз, аппликация, иллюстрация на заданный сюжет).
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, имеет интегративный характер, позволяет оценить весь комплекс параметров, отражающих уровень восприятия, понимания и творческого освоения учащимися мира художественной культуры.
Данный вид контроля может проводиться в форме:
§ проектов (индивидуальных или групповых) с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовка, фотография, сайт, выставка, информационный проект, публичная презентация);
§ портфолио с последующей демонстрацией и защитой индивидуальных достижений учащихся в разных видах и жанрах искусства.
При оценивании результатов проектной деятельности и портфолио объединяются количественные и качественные (эстетический опыт – самостоятельность, активность, положительное отношение и эмоциональное переживание) характеристики учебных достижений учащихся.