Часть. Организационный момент
- Я приглашаю вас в необычное путешествие. Хотите узнать, куда? Отгадайте загадку о транспорте, который поможет нам совершить это путешествие:
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (Ракета)
- Догадались, куда мы отправимся? Да, сегодня мы на время станем космонавтами, отправимся в Солнечное царство, в космическое государство.
- Придумайте название нашей ракете, (Сатурн»). Садитесь, 3, 2, 1 – пуск! Держим направление «Земля – Космос». Пока мы летим, предлагаю вам отгадать загадки.
- Над домом у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)
- Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеориты)
- Голубой платок,
Красный колобок –
По небу катается,
Людям улыбается. (Небо и солнце)
Часть. В космическом царстве
- Вот мы оказались в космическом царстве. Посмотрите, как здесь красиво, как интересно!
Еще одна загадка:
- Раскинут ковер, рассыпан горох:
Ни ковра не поднять, ни гороху не собрать. (Звезды)
- Вы видите звездное небо.
- Из чего зарождаются звезды? (из туманностей и космической пыли)
- Звезды объединяются в группы. Как они называются? (созвездия).
Д/игра «Созвездия»
- Посмотрите внимательно и назовите свои созвездия. Дима, как называется твое созвездие? А твое, Катя?
- Подберите к своим созвездиям подходящие пазлы.
- Давайте проверим. Ребята, Катя правильно подобрала картинку к своему созвездию? А Саша? Молодцы, быстро справились с заданием!
- На звездном небе чего только нет – созвездия, туманности, галактики. А где же среди звезд и туманностей Солнце? (оно затерялось среди звезд и других космических тел – Солнце это звезда, не самая большая, но и не самая маленькая.)
- Из космических ракет и спутников космонавты наблюдают самые разные явления, которые происходят над поверхностью нашей планеты, и предупреждают об этом нас с вами. Мы тоже сейчас видим их.
- Как называется это явление? (звездопад)
- Почему его так назвали? (кажется, будто падают звезды)
- Как правильно называется это явление? (метеоритный дождь – падение твердых маленьких камней, прилетевших из космического пространства, которые на самом деле называются метеорами).
- Опасен ли метеоритный дождь? (нет)
- А что такое метеориты? (камни, которые долетели до Земли и упали на нее). – Опасны ли метеориты?
- А это что за небесное тело? (комета).
- Чем комета отличается от звезды или метеорита? (у нее есть хвост, голова и она постоянно блуждает)
- Послушайте, как красиво написал о комете поэт:
Извечно кружится
В пространстве жар-птица.
К звезде подлетает –
Свой хвост распускает.
Светящийся хвост –
На тысячи верст;
Как странница где-то
Блуждает комета.
- Как называется это явление? (лунное затмение: когда луна собой затмевает Солнце, это явление наблюдается с Земли)
- А это явление? (Млечный путь: наша Галактика, спираль из громадного количества звезд, светлая дорожка)
- Какие еще небесные тела мы видим в космическом пространстве? (планеты) - Сколько планет в Солнечной системе?
- Какая планета самая далекая от Солнца?
- Какая планета самая большая?
- У какой планеты есть кольца?
- Какая планета самая близкая к Солнцу?
- Какая самая маленькая?
- Найдите среди звезд и других планет нашу родную планету! Как она называется? Давайте полюбуемся ею. Вот какая она красивая, если посмотреть на нее из космоса!
Загадка о глобусе
- На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Рассматривание глобуса
- Как еще называют глобус? (уменьшенная модель Земли)
часть. Свойства воды, песка и воздуха
- Вы знаете, что наша Земля окружена смесью газов, которая называется воздухом. Он необходим нам всем, чтобы жить.
- Назовите свойства воздуха. (невидим, прозрачен, газообразен, не имеет вкуса, формы, запаха)
- Может ли воздух изменить запах? В каком случае?
- Можно ли поймать воздух? (да, в воздушный шар, в полиэтиленовый пакет, в любой закрытой посуде находится воздух)
- Предлагаю д/и «Угадай, что показали» (обозначения водоемов, материков, пустынь, гор, равнин и т.д.).
- Итак, вы знаете, что голубым цветом на глобусе обозначаются водоемы.
- Для чего нужно так много воды на Земле? (беседа с детьми «Вода - источник жизни на Земле»).
- Назовите свойства воды. (прозрачная, безцветная, жидкая, без вкуса и запаха, но может приобрести вкус и запах того вещества, которое добавляют, не имеет формы, но может приобрести форму какого-нибудь сосуда)
- Если без воды нет жизни, значит к ней нужно как-то особенно относиться? (рассказы детей из личного опыта «Как я берегу воду?»).
- Вспомним, что желтым цветом обозначаются пустыни.
- Расскажите о свойствах песка. (сухой - сыпучий, мокрый – лепится, шершавый, пахнет пылью)
- Как использует человек песок в промышленности? (детям он нужен для игр, в строительстве, при изготовлении стекла)
- Вот какая разная, необычная у нас планета, на ней есть все необходимое для жизни.
Часть. Страны и народы
- В самых разных странах, на разных материках нашей планеты проживают люди разных рас и национальностей.
- Что это значит? (Это значит, у них отличающаяся внешность, они ведут разные образы жизни, одеваются в разные одежды)
- В каких странах проживают народы, относящиеся к монголоидной расе? (Китай, Монголия, Япония)
- К негроидной расе? (Африка, Латинская Америка, Франция, Гаити)
- К европеоидной расе? (Россия, Америка, Англия, Чехословакия, Украина)
- Давайте поиграем.
Д/и «Одень куклу»
- Каждой кукле нужно подобрать соответствующую одежду.
- Молодцы, правильно справились с заданием.
Часть. Итоги.
- Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться, занимайте свои места, 3, 2, 1 – пуск! Наш корабль держит курс «Космос – Земля». Интересно было побывать в космическом пространстве? Что тебе понравилось, Ваня? А что запомнилось тебе, Валера?
- Вы показали себя большими знатоками космоса. Ваня и Рита интересно рассказали о том, как появляются звезды. Никита и Сережа много знают о различных космических явлениях. Сережа и Валера хорошо разбираются в цветовых обозначениях глобуса, а Катя и Миша быстро и правильно подобрали куклам подходящую одежду. Вот мы и дома!
Самоанализ занятия
Вашему вниманию была предложено занятие по разделу «Развитие естественнонаучных представлений» с подгруппой из человек подготовительной группы. Тема занятия: «Путешествие в космическое царство».
Тема определена в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой и Государственным образовательным стандартом.
В ходе занятия решались следующие задачи:
Обучающая: Закреплять представления о Солнечной системе, основных космических явлениях, о звездных группах – созвездиях, о значении цветовой гаммы глобуса и его символических обозначениях, о различных полезных свойствах воды, песка, воздуха, о странах и народах разных рас и национальностей, особенностях их образа жизни, одежды и т.д.
Развивающая: Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь.
Воспитательная: Воспитывать интерес к окружающему, природоохранное поведение, толерантность по отношению к людям разных рас и национальностей.
Содержание деятельности детей на занятии полностью соответствует поставленным целям, задания выстроены по нарастающей сложности. Каждая часть решала определенную задачу с учётом психо-физиологических и индивидуальных особенностей детей.
1. Организационный момент (загадка о транспорте, полет, разгадывание загадок во время полета) помог мобилизовать внимание детей, активизировать в памяти знания на тему «Космос», обеспечил нужный эмоциональный настрой и мотивацию умственной деятельности, вызвал у детей желание активно работать на занятии (побывать в космосе).
2. На протяжении всего занятия решались обучающая, развивающие и воспитательные задачи.
Основная часть занятия (2-4 части) несла максимальную нагрузку.
Задачи реализовывались через выполнение детьми игровых заданий (разгадывание загадок, дидактическая игра с использованием карт-пазлов «Созвездия», беседа о космических явлениях, игра с глобусом «Угадай, что показали», беседа о свойствах воздуха, песка и воды, игра «Одень куклу»), которые показали высокий уровень знаний у детей и соответствие их программным требованиям и Государственному образовательному стандарту.
Эмоциональный настрой обеспечивался частой сменой видов деятельности, интересными игровыми заданиями, вопросами проблемного и поискового характера, красочностью и эстетичностью наглядного материала, созданной среды (действие происходило в космическом пространстве), созданием ситуации сотрудничества между детьми, поощрением и поддержкой со стороны воспитателя, созданием ситуации успеха.
Удовлетворение двигательной потребности детей достигалось за счет включения игрового элемента (полет в невесомости) для смены видов деятельности, что способствовало предупреждению утомления у детей, повышению работоспособности на протяжении всего занятия.
Для поддержания умственной активности были использованы следующие методы:
· наглядный (игра с пазлами, комплект картинок с изображениями космических явлений, карта «Солнечная система);
· словесный (беседа о космических явлениях, свойствах воды, песка и воздуха, проблемные и поисковые вопросы, повторное проговаривание ответов, побуждение, художественное слово);
· практический (работа с пазлами).
Были использованы следующие формы детской деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
· Фронтальная работа (разгадывание загадок, вопросы) обеспечила постоянное взаимодействие с детьми, позволила мобилизовать внимание, выявила уровень знаний по теме.
· Работа в парах (игра «Одень куклу) выявила умение определять народы разных рас и народов по их внешним признакам, подбирать им соответствующую одежду, вести диалог с партнером-сверстником.
· Индивидуальная работа (индивидуальные выступления детей)давала побуждающий стимул,позволила выявить уровень знаний каждого ребенка, уровень сформированности навыков природоохранного поведения, уровень владения диалогической речью и умение делать простейшие выводы, последовательно и логично рассказывать о фактах.
В основной части занятия решалась и воспитательная задача:природоохранное поведение (беседа о свойствах воды), толерантность по отношению к людям разных рас и национальностей (игра «Одень куклу»).
Дети поправляли, дополняли ответы друг друга при отгадывании загадок, в игре «Созвездия».
4. В заключительной 5 части был подведён итог и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо-эмоциональную направленность.
Для активной умственной деятельности детей были созданы соответствующие гигиенические и эстетические условия:
– рационально размещено оборудование и атрибуты (работали стоя, в движении, сидя);
– максимально использовано пространство помещения;
– обеспечена освещенность для визуальной работы детей;
– эстетично оформлены пособия.
Эффективность подобранных методов и приёмов в руководстве познавательной деятельностью и создание необходимых гигиенических и эстетических условий для активной умственной деятельности детей подтверждается полученными результатами. Оценка детей.