Форсайт-проект «Нейронет».




Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988.

В самом первом разделе «Индустрия наносистем» под вторым пунктом читаем параграфы:

………..

2) разработка вычислительных и интеллектуальных систем на биоморфных и нейроморфных принципах;

3) разработка прямых мозго-компьютерных интерфейсов;

4) разработка системы считывания и декодирования сигналов мозга;

5) разработка устройств и технологий для стимуляции центральной нервной системы;

3. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317
"О реализации Национальной технологической инициативы"

Согласно пункту 3 Постановления Правительства

«Участниками разработки и реализации "дорожных карт" являются:

а) межведомственная рабочая группа;

б) рабочие группы по разработке и реализации "дорожных карт" (далее - рабочие группы), составы которых утверждаются межведомственной рабочей группой;

в) Министерство образования и науки Российской Федерации

г) ответственные за реализацию одобренных "дорожных карт" федеральные органы исполнительной власти;

д) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации;

е) проектный офис Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис);

ж) экспертные органы и организации, проводящие экспертизу, включая федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - экспертные организации)».

Такова законодательная база Форсайт-проектов (дорожных карт) в нашей стране.

Теперь рассмотрим дорожную карту (утвержденную и, согласно Постановлению, обязательную для исполнения) имеющую очень привлекательное название и непосредственное отношение к нашим размышлениям.

Форсайт-проект «Нейронет».

План мероприятий («дорожная карта») «Нейронет» Национальной технологической инициативы. Как видим из паспортной части, за разработку этого Плана отвечают люди солидные, а ответственным федеральным органом является Министерство образования и науки России, которое совместно с еще двумя значимыми для нас министерствами является заказчиком.

В Плане «Нейронет» обратим внимание на следующие направления:

1. в ближайшие 7-10 лет будут созданы внутримозговые интерфейсы для прямой связи интернета с мозгом человека.

2. к 2035 г. появятся технологии расширения когнитивных способностей человека, в том числе по обработке и усвоению информации;

3. технологии генной и клеточной коррекции заболеваний нервной системы;

4. будут выведены на рынок искусственные органы чувств, антропоморфные искусственные конечности;

5. гибридные устройства на основе естественного и искусственного интеллекта будут внедрены в массовое образование;

6. будет внедрена система интеграции человека с виртуальной средой; будет развернута национальная нейросеть (интернет следующего поколения);

7. будет внедрена новая система поддержки деятельности человека с применением технологии гибридного интеллекта;

Теперь дословно постараемся вспомнить ту часть речи Президента Путина на Валдайском дискуссионном клубе 19 октября 2017г., которая раскрывает нам всю серьезность происходящего. Он подчеркнул, что необходимо сформировать «… устойчивый, стабильный, миропорядок, ответить на те техногенные, экологические, климатические, гуманитарные вызовы, с которыми сталкивается сегодня все человечество. Научно-технический прогресс, роботизация, цифровизация уже ведут к глубоким экономическим, социальным, культурным, ценностным сдвигам (курсив здесь и далее в тексте авт.). Перед нами открываются немыслимые ранее перспективы и возможнос ти. Однако, при этом потребуется найти ответы на множество вопросов – каким будет место человека в треугольнике люди-техника-природа, … как при роботизации обеспечить занятость, как будет трактоваться клятва Гиппократа в эпоху, когда врач будет обладать возможностями едва ли не всесильного волшебника, не утратит ли человеческий интеллект способности контролировать интеллект искусственный и не станет ли искусственный интеллект самостоятельным субъектом, независимым от нас».

Таким образом, наноустройство, сопряженное с человеческим мозгом, в сочетании с «интеграции его с виртуальной средой», обладающее «искусственными органы чувств, антропоморфными искусственными конечностями» из футуристического фэнтези трансгуманистов вполне на законном основании станет реальностью. Постсапиенс. Понятно, что те, кто в предлагаемое мироустройство вписаться не успеет, тот опоздает (о «ненужных людях» см. дорожную карту Форсайт-проект «Образование 2030»).

4.Форсайт-проект Образование 2030

В целях продвижения инновационного бизнеса и образования по распоряжению Председателя Правительства РФ в августе 2011 г. было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ)116. Летом 2013 г. вместе с НИУ ВШЭ и МШУ «Сколково» оно разрабатало форсайт-проекты «Образование 2030 » (Карта образования 2035) и «Форсайт компетенций 2030 ». Причём разработаны они были в ходе Форсайт-флота, то есть теплоходной поездки по Волге 500 бизнесменов, чиновников и других «креативных» деятелей и представлены как «общественная» стратегия.

Именно там впервые заговорили о создании Нейронета как возможного дальнейшего этапа развития технологий, о трансгуманизме как о новой ступени эволюции человека путем создании системы связи между нервной системой, компьютером и сетью.

Отцы-основатели проекта определили «Силовые поля для новой сферы образования»: игроков, разделив их на 3 категории – «прогрессивных- ЗА» - революционеры, реформаторы, «консервативных- ПРОТИВ», «не определившихся - Х».

К «прогрессивным» отнесли (понятное дело) крупный бизнес (развлечения, медицина, детские товары), «сознательных» родителей, внеуниверситетских и молодых исследователей. К «консерваторам» – организованные религии, внутреннюю политику (регулятор), академическую элиту, преподавательско-учительский корпус, родителей-консерваторов.

К «не определившимся» - «лишних людей», и неподвластных пока ещё глобализации Китай и Индию, как «неопределившихся».

Идеологи форсайт-проекта утверждают, что современная школа отмирает. Как отмирает и «Галактика Гутенберга». Люди не будут читать, обучение будет пожизненным, начиная с утробы матери, и осуществляться будет посредством вживленных в мозг интерфейсов, напрямую через сети wi-fi компьютерными программами в форме игр в виртуальной реальности. Авторы утверждают, что большинство людей в скором будущем не будут жить в реальной реальности. Будут оцифрованы все предметы современного мира – вещи, люди, животные, растения, а благодаря использованию микровидеокамер, любой обучающийся в соответствии с заданной системой программой будет внедряться в этот реально-виртуальный оцифрованный мир для обучения. Большая часть рядовых граждан будут обучаться с помощью «закрепления ситуации «образовательного империализма» («университет для миллиарда » - а почему не миллиардов? – О.Ж.), Виртуальные учителя 24/7 – 24 часа, 7 дней в неделю (для внутримозгового интерфейса, связанного с Интернет сетью wi-fi повсеместно на планете, это не сложно). Кульминация - «Алмазный букварь»», и только дети элиты будут получать образование «вживую».

Основные этапы и фигуры форсайта:

· Появление нейронета (массовый BBI и протокол HTTP-2): обучение, общение, творчество, управление в нейросети

· Новая педагогика (и семейство новых образовательных продуктов) для групп, связанных нейросетью

· Массовые виртуальные миры (2015-2020)

· Развитие новой психофармацевтики (2020-)

· Массовый интернет вещей (2025)

· Массовый интернет вещей (2025)

· MOOC-образование: появление наднациональных / трансграничных моделей квалификаций и компетенций

· Бизнес как работодатель: видеть достижения (умения): Электронный диплом с портфолио, Личный паспорт компетенций + портфолио, Life-long «компетенционные дипломы»

· Бизнес как инвестор: «охота за потенциалом» и «узаконенное рабство»

· Жизнь и работа в виртуально-реальных мирах как норма

· Признание игры: - массовое включение игр и симуляторов в курсы (проекты / экзамены) - включение MMORG- достижений в резюме

· Игровой интерфейс как форма рабочего пространства

· «Человек играющий» как общественная норма

· Геймификация жизни (действия как игровые достижения – пока фитнес, далее везде)

· Высокоуровневый искусственный интеллект в т.ч. в виртуальных мирах (2027)

 

Автор сознательно отказывается комментировать факты. У каждого человека есть право на собственное мировоззрение. И, согласно личному мировоззрению, читатель может по-разному принять их. Кто-то посчитает изложенное прогрессом, кто-то – обыденностью, кто-то апостасией и предапокалипсисом. Дело вкуса. Однако, никто не должен сомневаться, что в этих играх не успевший – опоздает. Не должны сомневаться в этом и наши студенты. Захотят ли они играть в эти игры или нет, будет зависеть, в том числе, и от сформированной у них нами, учителями морали, которая всецело будет зависеть от нашего личного примера.

 

 

 

 

Источники

 

1. Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 n 311 "Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года" https://www.lawmix.ru/prof/14530?page=8

2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок…"
https://base.garant.ru/12164440/#ixzz4yTyjtD5O

3. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317
"О реализации Национальной технологической инициативы" https://legalacts.ru/ https://skrinshoter.ru/s/131117/rrcMvahY

4. Форсайт-проект Образование 2030

https://www.hse.ru/data/2013/10/07/1280643910/Презентация%20П.Лукша%20-%20Global%20Report%20Education%202030.pdf

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: