Исторические и политические взгляды Т.Гоббса и Дж. Локка




Философия истории Ж.Бодена

Боден не был историком, а был больше социлогом. Франция.

Жан Боден (1530-1596). Решительный сторонник абсолютной монархии, выразитель настроений наиболее передовых слоев третьего сословия. Основные идеи:

1. Считал, что монарх не может нарушать права собственности своих подданных, в частности облагать их налогами без их согласия.

2. В трактатах " метод легкого ознакомления с историей" и " шесть книг о государстве", (как и Макиавелли), отстаивал мысль о наличии в истории внутренних объективных закономерностей. Сюда же он относил воздействие на историю условий географической среды, определявших псиический склад разных народов.

3. Идея прогресса в истории(у Макиавелли был циклизм).

4. Ставил вопрос о том, что история - это наука, обладающая собственным методом познания.

5. Мистика может влиять на историю

6. Качества людей зависят от природы, где они проживают – «географический детерминизм»

7. Прочность каждой страны зависит от исторических традиций. На севере – храбрые люди, создают сильное войско. Юг – развит ум, развиты науки. У средних – разум и справедливость.

8. Гос-во – это союз народа под одной единой суверенной властью

 

4.Философско-историческая концепция Ф.Бэкона.

 

Бэкон (1561-1626)

История- школа политического опыта. Итак, вот интересные факты из жизни этого филосова:

1. Труд " История Генриха 7". Написан был на англ, потом перевели на латынь. Работа была написана с целью возвеличения абсолютной монархии, в частности династии Тюдоров(Генрих 7 первый из них).

2. Сторонник прогрессивных классов

3. Как и Макеавелли, был сторонником сильной центральной власти, допуская ее право на аморальные действия (И снова, hola, конбел!), если это необходимо для общего блага.

4. Бэкон,в традициях гуманизма, предпочитает видеть на престол просвещенного правителя, опирающего на советы мудрых и образованных людей. Большое значение парламенту и советникам.

5. Как и Гвиччардини, уделяет внимание экономике и финансам.

6. Осуждает восстания и мятежи - их подавление одно из главных функций государства. Выделяет два типа бунтов: 1 - от буйства(сепаратистские восстания знати) и 2 - возникающие вследствие нужды.

 

 

Основные черты гуманистической историографии XVII в.

Итак, сначала черты историографии, потом черты мировоззрения(вдруг это тоже имелось ввиду).

Общие сведения: географ открытия, появляется книгопечатание, отход от теологии.

1. Гуманисты изгнали божий промысел из истории, придали ей светский характер.

2. История - результат деятельности людей.

3. Старались давать рациональное объяснение событий.

4. Поиск общих закономерностей исторического процесса(не все, а мы помним, что Макиавелли, например).

5. Заложили начало критики источников

6. Новая периодизация (раньше было 4 монархии: Ассиро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская и Римская). Теперь- древняя, средневековая и новая истории.

7. Все шире начинают использовать национальные языки, а латынь приблизить к классической.

8. Возникают элементы научного оформления книги – стало появляться цитирование. И вообще возникает научный аппарат.

9. Часто критика церкви, но не слишком явная; скрытая.

10. Родина гуманистической историографии - Италия.

 

А теперь, детки, гуманистическое мировоззрение.

Черты:

 

1. Стремление объяснить все явления в природе и обществе с точки зрения разума(рационализм)

2. Отвергался слепой авторитет веры

3. Гуманисты преклонялись перед человеческой личностью, восхищались ею как высшим созданием природы, носителем разума.

4. Свойственен индивидуализм(орудие идейного протеста сословно- корпоративного строя феод общества).

5. Жадный интерес к античной культуре.

6. Идеализм.

 

 

Исторические и политические взгляды Т.Гоббса и Дж. Локка

Сначала прочитать и усвоить лекцию Юры про английское Просвещение.

 

Томас Гобс. (1588- 1679)

Сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В нем он нарисовал схему происхождения государства. О чем это:

1. Государство появляется лишь на определенной стадии развития человечества.

2. Государству предшествует состояние, когда все люди равны между собой, нет власти и частная собств. Отсутствует. На этом этапе «человек человеку волк» и идет война всех со всеми.

3. Чтобы прекратить войну, люди вынуждены заключить договор – они отказались от своих естественных прав в пользу власти, которая создала закон, положила конец войне и установила собственность.

4. Происхождение государственности и ЧС из общественного договора.

5. Государство – это чудовище Левиафан, его душа – власть, его члены – правители, его кровь – деньги. Революция его смерть.

Гоббс считал монархию лучшей, но допускал возможность аристократической и даже демократической форм правления. При всех формах власть государства должна быть абсолютной. Религия, хоть и необходима обществу, должна подчиняться гос власти. Стоял на позициях рационализма: разум высший критерий всего существующего.

 

Дж. Локк. Отец английского Просвещения и первый по значимости просветитель Англии.

Согласно Локку, государство возникло для охраны прав человека на ЧС, личную свободу и безопасность. Политическая власть не должна покушать на эти права. Локк подверг критике абсолютистское государство, один из первых обосновал идею разделения властей (исполнительная, законодательная и судебная как принцип конституционного гос-ва). Локк: человек может обладать таким кол-вом собственности, сколько может обрабатывать. Собственность теряется => теряются гражданские права.

В своих трактатах («два трактата о правительстве») развил идеи о народном суверенитете, праве народа на сопротивление тирании, осуждал абсолютизм Стюартов.

«Опыт о человеческом разуме» - учение о природе человеческого познания. Идея чувственного, опытного происхождения наших знаний

(не врожденные).

 

7. Особенности «эрудитской» историографии 17 в.

По этому вопросу нет ничего в лекциях и в старом учебнике. Привожу статью из энциклопедии L(((

 

ЭРУДИТСКАЯ ШКОЛА

направление в историографии и источниковедении, преим. в области медиевистики, в Зап. Европе 17-18 вв. Ее основателями были т. н. церк. эрудиты, деятельность которых протекала в рамках монашеских ученых об-в. Главные из них: бенедиктинская конгрегация св. Мавра (т. н. мавристы), виднейшими представителями к-рой были Ж. Мабильон, М. Буке, позднее Б. Монфокон, и иезуитские об-ва - в Париже и Антверпене (т. н. болландисты), к к-рым принадлежали Ж. Болланд, Д. Пето, Д. Папеброх и мн. др. Защищая идеи Контрреформации, церк. эрудиты пытались своими ист. работами укрепить пошатнувшийся авторитет католич. церкви новыми науч. аргументами ранее неизвестных ср.-век. источников, разысканием и публикацией которых они активно занимались. В связи с этим им приходилось уделять большое внимание критике источников, вообще источниковедению, лат. и греч. палеографии, хронологии, дипломатике. Несмотря на реакционность их идейно-политич. установок, церк. эрудиты значительно двинули вперед разработку вспомогат. ист. дисциплин и ввели в науч. оборот большое количество новых источников не только по истории церкви, но и по мн. вопросам истории средних веков в целом, особенно по истории Франции, а также Византии. Со 2-й пол. 17 в. интерес к вспомогат. дисциплинам и к публикации источников распространяется и среди светских ученых, настроенных не столь реакционно. Среди этих "светских эрудитов" наиболее известны Л. Ж. Брекиньи, Э. Балюз, Ш. Дюканж - во Франции, Г. Лейбниц - в Германии, Л. А. Муратори, Дж. Тирабоски, Ф. С. Маффеи - в Италии.

 

 

8. Исторические взгляды Вольтера

По традиции сначала читаем лекцию об особенностях национальной охоты... французского просвещения.

Вольтер – профессиональный историк. Наиболее монументальное историческое сочинение «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях». Главные идеи Вольтера:

1.Соединение истории с просветительской философией.

2. Задача историка не описание фактов, а критическое осмысление всего материала с точки зрения разума, создание «философской истории».

3. Всемирная история Вольтера – это история всего человечества.

4. Понимал значение архивов, работал с документами.

5. Вольтер был одним из главных провозвестников просветительской критики традиционной историографии(критическое отношение к источнику).

6. Поддерживал теорию исторического прогресса. Прогресс осуществляется избирательно, воплощается в отдельных периодах истории.

7. Средние века – варварство

8. «Философия на троне», идея просвещенного абсолютизма

9. Историю необходимо изучать в совокупности. И самое главное – изучение законов, обычаев, менталитета народа.

 

 

9. Исторические взгляды Ш. Монтескье.

(1689-1755). Стал президентом Парламента одной из крупнейших провинций Франции. Много афоризмов. «Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Известная работа – «Персидские письма» - резко выступает против церкви, абсолютной монархии. «Очень интересный роман. Образованные персы ездят, смотрят и видят недостатки существующего строя» (с). Работа «О духе законов» (1748) – исследует причины существования разного социального устройства на земле. Форма гос-ва зависит, прежде всего, от природно-климатических условий. Это напоминает идеи Жана Бодена. Жаркий климат – люди беспечные, т.к. особых усилий не надо прилагать. Поэтому у них деспотия. Холодный климат – постоянная борьба за существование, они грубы, но свободны, у них другой образ жизни. Потому у них – демократия. А самый оптимальный вариант – умеренный климат. Разум и эмоции находятся в балансе, поэтому наиболее оптимальная форма – монархия (с уважающим законы монархом) или республика. Форма правления определяется не потребностями человеческого рода, не верой, а внешними факторами. Главные доводы Монтескье – выступал с позиций деизма (бог – создатель, но дальше не может вмешиваться в ход истории); критиковал христианство за претензию на вмешательство в жизнь общества. Политическая концепция очень важна – выступал за верховенство закона; свобода должна быть обеспечена законами; принцип разделения властей от деспотии и тирании. После англичан первый, кто развил концепцию общественного договора. Правителю передали многие права, кроме права на жизнь, свободу, частную собственность. Монтескье считал наследственное дворянство необходимым элементом общественно-политического строя Франции.

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

 

 

10. Исторические взгляды Ж.Ж. Руссо

Руссо принадлежал к демократическому крылу французского Просвещения. Жил и умер в бедности (остальные-то у нас дворяне всякие). Руссо полагал, что рост численности людей делал более трудным существование людей и стимулировал способность к совершенствованию. Потом появление ЧС разрушает первоначальное равенство, порождает контрасты богатства и нищеты, пороки и т.д. И тогда, для охраны своего имущества богатые добиваются создания общественной власти и законов на основе «общественного договора» между людьми. Там, где выделяется собственностью и богатством один человек, возникает монархия, где несколько – аристократия, а более-менее равномерное распределение ЧС ведет к демократии.

Руссо, в отличие от Вольтера, Тюрго, Кондорсе, не считал прогресс абсолютным благом. Чем больше человеку удаляется от природы, тем сильнее падение нравов.

По Руссо, развитие человечества = развитие любого организма: детство, зрелость, старость, одряхление.

«Рассуждение о науках и искусствах»: «ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов. Они вредны – создают бедность: прав-во тратит на них каждый год все больше и больше денег, а это небольшая группа людей. При этом основная масса ничего не получает». Надо, чтобы прав-во и ученые находили общий язык и наука и искусство действовали на благо общества. «Об общественном договоре или принципы общественного права» (1762) – идея народного суверенитета. Власть в виде народного поручения, и должна выполнять волю народа. А если власть не выполняет её, то нужно свергнуть власть. Руссо не поддерживал многие идеи современников – против разделения властей, оно не нужно и даже опасно. Нужно вводить в гос-ве элементы прямой демократии. Очень любопытна концепция по поводу воспитания людей. 5 детей, но их не воспитывал и отдал в приют. Женился на сожительнице через 29 лет. «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажутся им их знания».

 

 

11. Романо-германская проблема во французской историографии (А. де Буленвильё, Ж. Дюбо, Г.Мабли, Ф. Монлозье)

По сути это спор между графом Буленвильё и аббатом Дюбо. Итак, положения Буленвильё(его работы были опубликованы посмертно в 1727 году – умер в 1722):

1. Отвергал традиционное сведение истории к деяниям королей и военным событиям

2. Главный труд «История древнего правительства Франции»

3. Происхождение франц общ-ва и гос-ва есть результат германского завоевания Галлии, в итоге свободные завоеватели(франки) стали господами, а побежденные (гало-римляне) – подданными, простонародьем.

4. Законность привилегий и земельной монополии франц аристократии уходят корнями в «право победителя» завоевателей, которые составили основу дворянства.

5. В дальнейшем это право, воплощенное в крови дворянской «расы», передавалось по наследству.

6. Идея дворянского расизма: только кровь дает дворянское достоинство, ни король, ни какие-либо учреждения этого сделать не могут.

7. Создание монархией дворянство он относил к третьему сословию.

Против этих тезисов выступил Дюбо с трудом «Критическая история установления французской монархии в Галлии». Его мысли:

1. Решительно отверг сам тезис о завоевании Галлии – основу всей концепции Буленвильё и противопоставил ему романистскую теорию.

2. Произошло не завоевание, а постепенное органическое слияние исконного населения Галлии и пришельцев – франков. Поэтому не может быть и речи о двух расах – победителях и побежденных.

3. Франкская монархия – органичное продолжение Римской империи.

4. В ходе взаимодействия различных племен и культур сформировалась французская нация.

5. Дворянские привилегии – результат узурпации прав и достояния народа.

Г.Б. Мабли. (1709-1785) Осуждал ЧС – видел в этом источник общественных зол. Теоретик утопического коммунизма.

Чс противоречит природе человека.

Две крупные работы: «о способе написания истории» и «обизучении истории». Концепция:

1.История должна быть школой морали и политики.

2. историк обязан изучать «естественную политику», которая основана на законах, установленных природой.

3. Задача истории – просвещать умы.

Мабли создал свою германистскую концепцию: Вторгшись в Галлию, франки принесли с собой общественный порядок, отличавшийся свободой и народовластием. Они освободили население Галлии от римского деспотизма и образовали с ним единый народ. Но потом одна часть узурпировала власть и установила феодальный характер. История Франции как процесс узурпации аристократией исконных прав народа.

Ф. Монлозье.

Желая приблизить к себе старинную аристократию, Наполеон поручил Монлозье написать книгу о государственном строе Франции. Написанное по этому поводу "De la monarchie française" совершенно не оправдало ожиданий императора. Монлозье доказывал в своей книге, что истинный народ Франции — феодальная аристократия, что третье сословие — народ пришлый и что аристократия во все времена боролась лишь за свои неоспоримые права. Лишь в 1814 г. эта книга увидела свет.

 

12. Концепции истории Д. Юма. (1711- 1776)

Видный английский историк и философ. Труды: «Трактат о человеческой природе» и «Исследование человеческого разумения». Основной исторический труд 8 томов «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.» - первая попытка дать полную и связную историю страны. В основе периодизации – царствование династий и королей. Главный недостаток – отсутствие объективности + недостаточное использование источников. Но важно, что рядом с политической историей возникает экономическая и социальная история.

Его концепция (философия агностицизма):

1. Мы не знаем и не можем знать, существует ли объективный мир, ибо человек воспринимает его как свои представления и сам строит причинную связь между вещами и явлениями.

2. Враждебно относился к богословию и церкви, осуждал проявления религиозного фанатизма и суеверий.

3. Деист, не видел различия между католиками и протестантами.

4. Средние века – эпоха варварства.

5. История – процесс, на который оказывают влияние разные факторы: география, климат, экономика, гос. учреждения, законодательство, религия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: