Часть.
- Ребята! Обратите внимание, у нас появилась необычная доска объявлений!Здесь очень интересные, необычные объявления. Помогите угадать, кто написал их.
1. «Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах? Раз в год обращаться ко мне».
- У кого еще есть рога? Зачем этим животным рога? (раздвигать ветки, для защиты от соперников и врагов)
2. «Что-то очень скучно мне одной грызть орешки! Кто составит мне компанию!».
- Чем питается белка кроме орехов? Что меняется в жизни белки с наступлением зимы? Кто из зверей два раза в год меняет шубку? (заяц, лиса, белка)
3. «Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом».
- Что делает зимой медведь? Почему иногда медведей называют «шатунами»? (они рано просыпаются в голодные годы, «шатаются» по лесу и очень опасны)
- Молодцы, вы угадали всех животных, которые написали объявления, а где они живут? Кто из вас бывал в лесу?
- Посмотрите, еще какой-то листочек! Да это письмо. (Зачитывает письмо) Хотите со мной отправиться на помощь старичку-лесовичку? Отправляемся.
Часть.
- Вот мы подошли к лесу! Но прежде чем войти в лес, я должна узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Перед вами картинки. Я предлагаю расставить их так, чтобы у нас получились плакаты для гостей леса, чтобы каждый, кто войдет в лес, хорошо знал, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Плакат «Можно!» (обратите внимание на разрешающий цвет значка!) - картинки для плаката подберут девочки; «Нельзя!» (предупреждающий цвет значка) - картинки для этого плаката соберут мальчики.
- Итак, сформулируем правила:
«Можно!» -
1.«Сажай молодые деревья!»
2.»Сделай кормушку для птиц!»
«Нельзя!» -
1. «Не ломай ветки!»
2. «Не разоряй птичьи гнезда!»
-Молодцы, мы быстро справились, у нас получились яркие, красочные плакаты для гостей леса. Приглашаю пройти в лес.
Часть.
- Лес гостям всегда рад. Хорошо в лесу, тихо, спокойно, воздух чистый. Смотрите, какие красивые шишки на елке, а прошлогодних сколько! Давайте соберем их! Да это ведь необычные шишки - на них кросс-вопросы для вас.На кросс-вопросы надо отвечать быстро и коротко.
1. У кого каждый день растут зубы?
2. Почему волка называют санитаром леса?
3. Когда еж не колется?
4. Кто собирает яблоки спиной?
5. Где зимой теплее - в ельнике или березняке?
6. Почему божья коровка не боится врагов других насекомых – птиц?
7. Какое дерево не знает листопада?
8. Кто бежит задними ногами вперед?
9. Какие звери летают?
-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с трудными кросс-вопросами. Оставим шишечки, вдруг белочка найдет их.
Часть.
- А сейчас предлагаю по схемам угадать животных леса и рассказать о них.
Дидактическая игра с использованием карт-моделей «Кто это?»
- Лера и Влад, расскажите о своем животном. Кто изображен на вашей карточке, Аня и Лейла? Расскажите, как вы догадались?
- Как точно вы угадали и описали животных леса. Давайте отдохнем и поиграем.
Физминутка «Деревья качаются»
Часть.
- А сейчас присаживайтесь: я хочу рассказать вам про то, как однажды три волшебника поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится.
Решение экологических задач
1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес погиб. Как вы думаете, почему?
(Количество насекомых увеличилось. Насекомых – тучи. Они быстро съели всю растительность: траву, зеленые листья деревьев, кустарников. Затем ушли из леса или погибли растительноядные животные – зайцы, белки, ежи, лоси и др.. Начали испытывать голод и исчезать хищники.)
2. Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных - зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился и добрый волшебник. В чем была егo ошибка?
(Для леса очень важно, чтобы в нем жили и хищные животные, которые питаются этими животными, уничтожая в том числе слабых, больных.)
3.Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они скоро тоже покинули этот лес. Почему это произошло?
(Для хищников пищей являются животные, которые питаются растениями.)
Дети отвечают.
-Молодцы, помогли волшебникам увидеть их ошибки, отдохнули, отправляемся дальше.
Часть.
Сидит на пеньке старичок-лесовичок (за него говорит взрослый).
Старичок-лесовичок здоровается с детьми и сетует, что здесь ничего не растет и поэтому все звери и птицы исчезли.
Воспитатель предлагает детям помочь лесовичку и на пустующем месте создать лес.
(В разных местах площадки стоят столы, на которых находятся картинки с изображениями растений и животных леса, луга и озера)
- Мальчики сильные, ловко орудуют лопатой – они посадят в лесу разные растения (выставляют их на наборное полотно). Девочки поселят животных.
Решение экологической задачи
Вопросы к детям (в ходе решения экологической задачи):
-Итак, Федя, какие деревья самые распространенные в лесу? (ель, сосна, береза, дуб, рябина, клен).
-Аня, зачем в лесу нужны деревья? (они дают кров – гнезда для птиц, дупло для белки, дятла, совы, например; пищу – насекомые, личинки в коре для птиц; защита от ветра, дождей, солнца и т.д.).
-Какие еще растения растут в лесу? (дети перечисляют растения леса)
-Для кого лес является домом? (дети называют животных леса)
-На каком этаже живут птицы? А насекомые?
-Что дает лес человеку? (Грибы, ягоды, древесину, тень, чистый воздух, лес помогает сохранять влагу, защищает от ветров)
-Чем отличается лес от сада? (Все растения сада высажены человеком, в основном это фруктовые деревья и ягодные кустарники, животных в саду нет).
- Ожил лес - обрадовалась вся природа, появились облачка на небе, улыбнулось солнышко! Замечательный получился лес, давайте полюбуемся им!
Лесовичок:
- Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне! Я знаю замечательное стихотворение о лесе, послушайте его:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой,
Петю – сыроежкой,
Машеньку – орешком.
Старичок-лесовичок дарит корзиночку с лесными орешками и ягодами и прощается. Дети благодарят лесовичка за угощение, прощаются с ним.
Часть.
Итоги:
-Мы наработались, устали, присядем, отдохнем. Как вы думаете, мы были воспитанными гостями леса? Почему?
-Мне приятно, что вы знаете много полезного о лесе, строго соблюдали правила поведения в лесу и помогли лесовичку. При создании леса не сделали ни одной ошибки, были внимательны, вдумчивы: правильно подобрали растения и животных.
Педагог, рассказывая о заслугах каждого ребенка, награждает их эмблемами «Знаток леса»:
-Федя и Влад подробно и интересно рассказали о лосе, медведе-шатуне.
-Даша и Маша подобрали много картинок для плаката.
-Максим и Артем точно формулировали правила поведения в лесу.
-Аня и Лиза быстро и точно отвечали на кросс-вопросы.
-Гриша и Ляйля активно исправляли ошибки волшебников, создававших лес.
-Ляйля и Федя очень много знают о жизни леса и его обитателей и удачно дополняли ответы детей.
-Нам пора возвращаться. Попрощаемся с лесом.